Июль
Слайдер
Описание

25 июля

Василий Шукшин – уникальное явление не только отечественного, но и мирового кино. Один в трех лицах – большой писатель, гениальный актер, любимый народом режиссер. Он родился 25 июля 1929 года в селе Ростки Бийского района Сибирского края. Еще до поступления во ВГИК он успел сменить несколько профессий: был слесарем, моряком, учителем и директором школы. Свои первые рассказы он начал создавать еще в армии, а печатать – в студенческие годы. Известность Шукшину принесли книги о малой родине – Алтайском крае – и фильмы по собственным сценариям, среди которых у советских зрителей были особенно популярны «Калина красная» и «Печки-лавочки». Считается, что «Калина красная» – самый успешный фильм Василия Шукшина. Выход на экраны картины утвердил Шукшина как истинного народного классика. И когда буквально через полгода режиссер скончался, люди, приходившие с ним проститься, шли с ветками красной калины в руках.

Ссылка на портал Культура.РФ: фильм «Калина красная» (1973, реж. В. Шукшин)

18 июля

18 июля 1895 года родилась выдающаяся прима-балерина с тяжелой судьбой Ольга Спесивцева. Наибольшие ее удачи – партии Эсмеральды и Одетты – Одиллии. Она улавливала самую суть концепции Чайковского, Льва Иванова и Петипа, находя диалектическое сочетание родства и противоположностей в образах Одетты – Одиллии. В партии Жизели, которую она танцевала на протяжении почти 20 лет, ей не было равных. В первые годы (на отечественной сцене) Спесивцева – Жизель поражала безграничным самопожертвованием, до предела одухотворенной человечностью. В ее интерпретации не существовало разрыва между первым и вторым актами балета – образ был единый, целостный. С годами в ее интерпретации появилась тема обреченности, самоотверженности, бесчеловечности мира. Жизель Спесивцевой, как и другие создания ее таланта, оказала глубокое, длительное влияние на советских и зарубежных (особенно французских) балерин.

Ссылка на YouTube: документальный фильм «Божественная Жизель! О судьбе великой балерины»

19 июля

19 июля 1893 года родился знаменитый поэт Владимир Маяковский. Но стихи и поэмы Владимира Маяковского — далеко не весь его вклад в русское искусство. Он создавал агитационные плакаты и абстрактные полотна, выпускал журнал и играл на сцене. В начале ХХ века Маяковский увлекался кинематографом. Он снимался в кино, писал сценарии к фильмам и ставил картины. Актерский дебют поэта состоялся в 1914 году, когда он сыграл в картине «Драма в кабаре футуристов №13» — сегодня она считается утраченной. В 1918 году Маяковский снялся в фильме «Барышня и хулиган». Картина была такой популярной, что ее несколько раз возвращали в прокат. Современники Маяковского вспоминали, что сам он называл «Барышню» сентиментальной ерундой, однако успеху фильма очень радовался.

Ссылка на YouTube: фильм «Барышня и хулиган» (1918, реж. Е. Славинский, В. Маяковский)

Ссылка на портал Культура.РФ: «В каких фильмах снимался Маяковский?»

20 июля

20 июля 1940 года родился известный композитор, пианист, автор музыки ко многим популярным советским песням – Давид Федорович Тухманов. Знакомимся с его музыкальным экспериментом – рок-группой «Москва». Она была создана композитором в январе 1981 года из музыкантов ВИА «Надежда» – лидер-гитарист Алексей Белов, барабанщик Дмитрий Серебряков и ритм-гитарист Николай Носков.

На даче Тухманова, где у того была собственная студия звукозаписи, музыканты несколько месяцев репетировали, ища вместе с автором песен наилучшие варианты аранжировок, а затем приступили к записи альбома (хотя на клавишных играл и Белов, Тухманов сыграл на синтезаторах и фортепиано). Слушавшие этот альбом получили возможность узнать голос и оценить талант солиста группы Николая Носкова: «Давид Федорович был очень требовательным: нужно было спеть именно так, как он поставил задачу, а здесь и диапазон, и фирменная школа».

Ссылка на YouTube: «Давид Тухманов, Группа "Москва" – НЛО (Альбом 1982)»

21 июля

Николай Александрович Соколов родился 21 июля 1903 года. Это русский советский график и карикатурист, живописец. Художник и один из основателей группы «Кукрыниксы». Творческий коллектив Кукрыниксов возник в начале 1920-х годов. Такое название образовалось из первых букв фамилий трех художников – Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Мастера работали в гротескной манере, выступали на злобу дня. Популярность им принесли шаржи, карикатуры и книжные иллюстрации в сатирическом стиле.Военный агитационный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на московских улицах спустя несколько дней после начала Великой Отечественной войны. На плакате они изобразили коварное наступление Гитлера на СССР и разорванный Германией договор о ненападении. Вражескую атаку на плакате мужественно отражает советский солдат.Рисунки художников публиковали в газете «Правда» на протяжении всей войны. Помимо плакатов, Кукрыниксы создавали листовки для солдат вермахта с призывом сдаваться в плен. Агитки массово забрасывали в тыл врага.

Ссылка на портал Культура.РФ: документальный фильм «Кукрыниксы против Геббельса» (2005, реж. А. Денисов)

22 июля

22 июля свой день рождения отмечает знаменитая французская певица – МирейМатьё. Именно Мирей ввела моду на прическу «французский паж»: миллионы советских женщин просили подстричь их «под Матьё». Свою фирменную стрижку она не меняет вот уже 50 лет! Кстати, оригинальное название этой прически –«sassoon», от имени британского парикмахера Видал Сэссун, который и придумал ее. Впервые Мирей подстриглась так, когда ей не было и 20 – и почти сразу стала звездой! С тех пор не меняет прическу, считая ее своим талисманом.

Ссылка на культурно-просветительский сайт Арзамас: «Плейлист француза. “Марсельеза” в исполнении де Голля, стихи Вийона, положенные на музыку, марш парашютистов и другие важные песни 1950–60-х годов»

23 июля

Юрий Анненков – великолепный иллюстратор, одна из ключевых фигур русского авангарда. Он родился 23 июля 1889 в городе Петропавловске Российской империи. Литературный псевдоним – Борис Темирязев. Именно Юрий Анненков является тем художником, который в 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока. Портретист, который создал обширную галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры: Ахматовой, Горького, Замятина, Пастернака и многих других.

Ссылка на портал Культура.РФ: «Юрий Анненков. Портретист Серебряного века»

24 июля

24 июля 1860 года родился Альфонс Мария Муха – чешский живописец из Моравии, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «ар нуво». «CyclesPerfecta» – плакат чешского художника Альфонса Мухи, выполненный по заказу производителя велосипедов. Плакат представляет собой как бы часть композиции большего размера. Он является прекрасным образцом стиля модерн, используемого Мухой в рекламных работах. Муха не изображает женщину на велосипеде в сельской местности, что соответствовало бы принципам того времени, а передаёт динамизм посредством развевающихся на ветру волос молодой женщины, склонившейся над велосипедом.

С именем Альфонса Мухи связано возникновение стиля модерн в искусстве, зародившегося на стыке XIX–XX веков. Отличительной чертой произведений в стиле модерн стал отказ от прямых линий в пользу естественных природных изгибов. Муха был признанным мастером новых изысканных форм. Его многогранный талант оказал влияние на многих европейских архитекторов, художников, графиков.

Ссылка на культурно-просветительский сайт Арзамас: «Велосипеды CyclesPerfecta»

24 июля в истории Самары

24 июля 1883 года Самару посетил член Государственного Совета, Статс-Секретарь Его Императорского Величества канцелярии, действительный тайный советник, бывший губернатор Самарского края Константин Карлович Грот. ВСтруковском саду в его честь был дан торжественный обед. Выбор места был не случаен. В свое время именно по инициативе гостя сад приобрели в собственность Самары. Еще при непосредственном участии К.К.Грота в Самаре были открыты: деревянный театр на 550 мест, построенный за 3 месяца на собранные им по подписке средства; губернская мужская гимназия; 2 женских городских приходских училища; духовная семинария; женское училище 1 разряда (позже преобразованное в губернскую женскую гимназию); филармоническое общество; первая в городе сберегательная касса при приказе общественного призрения; военный госпиталь; «кабинет для чтения»; Самарская публичная библиотека. В этот же день К.К. Грот посетил Самарскую публичную библиотеку и Зал императора Александра II, оставил в книге посетителей запись. П.В.Алабин показывал почетному гостю первые экспонаты музея. После этого визита К.К.Грот стал присылать книги в библиотеку.

27 июля на очередном заседании думы гласные решили приобрести портрет почетного гражданина Самары и поместить в зале думских заседаний. Выделили на его приобретение 350 рублей. В августе Грот дал свое согласие. Так, галерею почетных граждан Самары И.В. Константинова, Ю.Ф. Самарина, А.М. Горчакова, Н.П. Мансурова, Г.С. Аксакова пополнил и потрет Константина Карловича Грота.

Ссылка на сайт музея им. П.В. Алабина: «Самарские губернаторы: Дела и судьбы»

17 июля

Русский музыкальный издатель Пётр Иванович Юргенсон родился 17 июля 1836 года. Музыкально-издательская фирма П.Юргенсон, основанная им в 1861 году, возникла в связи с имевшейся у русских композиторов потребностью издавать свои сочинения на родине. Юргенсон был умен, энергичен, свободен от сословных, религиозных и других предрассудков. Он трезво смотрел на жизнь и умело маневрировал: чтобы иметь возможность издавать произведения русских композиторов, которые ныне считаются классиками, он переиздавал большими тиражами популярные песни, романсы, пьесы, зарабатывая средства на выпуск серьезных, элитарных сочинений.

Одной из самых важных задач своего издательства он считал просветительство, а потому печатал много разного рода учебников и пособий, причем стремился заказывать подобную литературу русским авторам, и, прежде всего, преподавателям Московской консерватории.

К концу XIX века издательство Юргенсона считалось лучшим в России по технической оснащенности и качеству выпускаемой продукции. Все свои доходы Юргенсон вкладывал в дело, которое, впрочем, давало ему и его семье возможность безбедно существовать. Однако богатыми Юргенсоны не были. Главный капитал составляли доброе имя и хорошо идущее дело. В настоящее время «П.Юргенсон» вместе с издательствами «Музыка» и «Гамма-пресс» входит в издательский дом «Музыка • П.Юргенсон • Гамма-пресс».

Ссылка на «Очерк истории нотопечатания» Бориса Петровича Юргенсона, сына П. Юргенсона.

26 июля

Премьера «Парсифаля» – последней из опер Рихарда Вагнера – состоялась 26 июля 1882 года в рамках Байройтского фестиваля. Ее считают самой красивой и вместе с темнаиболее загадочной из его работ. Ее создание происходило на протяжении почти всей сознательной жизни композитора. После знакомства в конце 1840-х с легендой о Парсифале и Титуреле средневекового поэта Вольфрама фон Эшенбаха Вагнеру приходит идея писать оперу о Христе. Премьера «Парсифаля» состоялась почти 40 лет спустя, в 1882 году. Естественно, в ней нашли отражение философские и религиозные искания, а также их трансформация в течение всей жизни композитора.

Ссылка на YouTube: первая часть «Парсифаля» (оркестр и хор Метрополитен-опера, Нью-Йорк, дирижер Д. Ливайн)

Ссылка на YouTube: вторая часть «Парсифаля» (оркестр и хор Метрополитен-опера, Нью-Йорк, дирижер Д. Ливайн)

Ссылка на культурно-просветительский сайт Арзамас: «Как слушать оперу. 10 вещей, которые стоит знать об опере, если вы не знаете о ней ничего: для кого она создавалась, о чем рассказывает, что и где слушать, как одеваться и когда хлопать – и многое другое».

27 июля

27 июля 1936 года родился советский и латвийский артист балета, балетный педагог и киноактёр – Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа. «Любимая – мной созданная – роль», – писал Марис Лиепа о роли патриция Красса в балете Юрия Григоровича «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. Лиепа работал над партией и как танцовщик, и как актер. Он шлифовал технически сложные элементы, искал новые драматические средства для создания сложного образа: «Поначалу мой Красс-триумфатор был излишне злым. Однозначно злым. Превалировала лишь одна черная краска. Многозначность образа возникла не сразу. Постепенно я пришел к выводу, что мой герой – молод и талантлив, он упоен победами, он командует не только легионами, но и покоренным народом. <…> Танец – это триумф Красса. Его прыжки подобны острым ударам клинка, которые разрезают воздух, посвистывая и играя на солнце».Критики называли Лиепу лучшим Крассом советского балета, Арам Хачатурян восхищался танцором: «Здорово, блестяще, все удивительно музыкально. Блестяще играете как актер. Сжигаете все на своем пути. Вы артист большой!»

Ссылка на портал Культура.РФ: Фильм «Спартак» (1977, реж. В. Дербенев, Ю. Григорович)

28 июля

Марсель Дюшан родился 28 июля 1887 года. Он с юности увлекался живописью: начал рисовать в 14 лет, писал портреты, подражая Сезанну и Матиссу, но, уловив дух времени, ушел в радикальный авангард. В 1912 году он написал картину «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» и отправил ее на выставку Общества независимых художников. Но ему отказали, сославшись на то, что картина недостаточно кубистская. В ответ Дюшан демонстративно порвал с живописью, хотя искусство не бросил.Самое свое известное произведение Марсель Дюшан создал через пять лет, в 1917 году. Это был обычный белый фаянсовый писсуар, который он купил в магазине сантехники в Нью-Йорке. Единственное, что изменил художник, – это поставил на нем подпись: R. Mutt 1917.

Писсуар, которому он дал название «Фонтан», Дюшан анонимно отправил на выставку американского Общества независимых художников. Жюри, среди членов которого был и сам художник, ему отказало, заявив, что это не искусство. Но о «Фонтане» узнали: о нем спорили, его прославляли или ненавидели. Некоторые зрители даже видели в очертаниях писсуара силуэты Мадонны или Будды. «Я швырнул им в лицо писсуар, а они восхищаются его эстетическим совершенством», – сказал спустя много лет художник.

Ссылка на культурно-просветительский сайт Арзамас: «История главной сюрреалистической выставки. Как в реальном пространстве создать фантастическую среду?»

29 июля

29 июля 1817 года родился Иван Константинович Айвазовский – русский художник-маринист и баталист армянского происхождения, коллекционер, меценат. Со времен Петра Великого море было для Российской империи окном в Европу и залогом будущего развития и потому – одним из важнейших полей сражений. И в лице Ивана Айвазовского государство нашло отличного певца своих побед. Сам художник был очарован русским флотом и охотно брал государственные заказы. Он вошел в историю искусства как великий маринист – мастер изображения моря. Но были у него картины и в других жанрах: некоторые написаны в те годы, когда он только искал себя, другие – забава уже признанного мэтра. Вместе с порталом Культура.РФ взглянем на полотна, в которых Айвазовский узнается с трудом.

Ссылка на портал Культура.РФ: «Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи».

29 июля в истории Самары

29 июля 1953 года В Куйбышевском драматическом театре имени А.М.Горького состоялась премьера комедии А.Н.Островского «Красавец-мужчина».Во всем своем великолепии на сцене блистали Зоя Чекмасова и Вера Ершова. С 1943 года Вера Александровна Ершова играла в спектаклях Куйбышевского драматического театра. Если в Курске Ершова была примой, то приехав в Куйбышев, она должна была считаться со здешней примой – Зоей Константиновной Чекмасовой, которая восхищала молодую артистку своим мастерством, обаянием, неповторимостью.Немало спектаклей сыграли вместе две эти звездные актрисы. Были роли – и первая, и вторая – в спектаклях Куйбышевского театра, в которых Ершова играла как бы после Чекмасовой. И Ершовой надо было своей игрой убеждать зрителя в своем праве играть эти роли.

Ссылка на Litres: А.Н. Островский «Красавец-мужчина»

30 июля

Джорджо Вазари родился 30 июля 1511 года. Живопись этого итальянского живописца представляет собой яркий образец тосканского маньеризма. Первая дошедшая до нас картина Вазари – «Погребение Иисуса». Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились.

Однако самой большой заслугой Вазари считается его монументальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», который был окончен в 1550 году. Вторым – дополненным изданием – книга вышла в 1568 году с приложением портретов знаменитых художников. Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании…» в истории итальянского искусства был бы большой пробел. К своему монументальному сочинению о современных ему деятелях искусства, которое Вазари посоветовали написать, он отнёсся очень добросовестно. Когда часть рукописи была готова, он передал её АннибалеКаро, который помог ему своими замечаниями и посоветовал довести работу до конца. Позднее монах МаттеоФаэтани, обладавший литературным образованием, по поручению Вазари сделал существенные поправки в ней. Поэтому книга была окончена только в 1550 году. Но и тогда Вазари не был полностью доволен ею и продолжал собирать дополнительные сведения из жизни и творчества художников-современников. Только через 18 лет после первого издания его сочинение приняло окончательный вид, в котором и дошло до нашего времени.

Ссылка на культурно-просветительский сайт Арзамас: «За что запрещали произведения искусства»

31 июля

31 июля 1930 года родился знаменитый артист цирка – Олег Попов. Втайне от родителей он поступил в цирковое училище, которое окончил в 1950 году по специальности эксцентрик на проволоке. Со своими номерами жонглирования на канате Олег Попов ассистировал клоуну Карандашу и гастролировал вместе с ним. В 1953 году во время съёмок циркового фильма «Арена смелых» на «Мосфильме» артист нашёл среди реквизита клетчатую кепку. Именно она стала его визитной карточкой на многие годы. А уже через год, во время гастролей в Саратове, произошёл случай, который изменил всю творческую судьбу Олега Попова. Ему пришлось во время выступления заменить местного клоуна. Попов импровизировал, пародируя жонглера, используя в качестве реквизита всё, что нашлось на кухне – 2–3 картофелины, вилки и сковородки. Номер прошел с большим успехом. С этого момента за ним прочно закрепилось амплуа циркового клоуна.

Ссылка на портал Культура.РФ: «Тест: что вы знаете о цирке?»

9 июля

9 июля 1933 года в Сталинграде родился кинорежиссер Элем Климов. По накалу страстей и сделанных им картин событий его семидесятилетней жизни хватило бы на несколько судеб.

В страшном октябре 42-го, мальчишкой, по его собственному более позднему признанию, он «побывал в аду», когда с мамой и новорожденным братом уезжал из пылающего города в эвакуацию. Наверное, оттуда пронзительное видение военной темы в его последнем фильме «Иди и смотри».

В кино Элем Климов пришел не сразу, а после окончания знаменитого своими талантами во всех областях искусства Московского авиационного института, который окончил в 1957-м. Поработав в молодежной редакции Всесоюзного радио и телевидения, а также в филармонии, поступил во ВГИК, в мастерскую Ефима Дзигана. В 64-м, после окончания киноинститута, пришел на «Мосфильм». И почти сразу же снял свой дебютный фильм, ставший классикой комедии, – «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». А в его фильме «Агония», снятом в 1974 году, но вышедшем на экраны только в 85-ом, дебютировал в кино Алексей Петренко.

Восьмидесятые – самые трагические годы для Элема Климова: в автокатастрофе погибла его нежно любимая жена, сокурсница по ВГИКу и соратник по кино, режиссер Лариса Шепитько. Элем не только снял едва начатый Ларисой фильм «Прощание» (по повести Распутина «Прощание с Матерой»), пронзительное кинополотно о беспамятстве, но и сделал полный любви, тоски и светлой памяти фильм «Лариса», посвященный Шепитько. И вся оставшаяся жизнь проходила у Климова под знаком памяти любви к рано ушедшей жене. Он много, до самозабвения, до болезни, работал, так и остался один и вырастил их с Ларисой сына.

Ссылка на портал Культура. РФ: документальный фильм «Острова. Элем Климов», реж. Татьяна Скабард, 2008г.

2 июля

Кристоф Виллибальд Глюк – австрийский композитор классической эпохи – родился 2 июля 1714 года. Часто случается так, что талантливый композитор остается чуждым своим современникам. Историки говорят о таких людях, что они появились на свет «не вовремя», ведь лишь далекие потомки смогли оценить их искусство. Этого никак нельзя сказать об австрийском композиторе Кристофе Виллибальде Глюке: его появление было не просто своевременным, но и желанным.

Вспыхнув в конце XVIII века, искусство Глюка как будто потускнело в эпоху романтизма: композитора хвалили, за ним признавали славу оперного реформатора, но музыку его любили немногие. В России XIX века он был почти неизвестен. Однако в наше время музыканты снова заглянули в его партитуры – и перед ними словно открылись бездны. Заинтересовались и режиссеры: они нашли в произведениях этого композитора благодатный простор для своей фантазии.

Консервативный Париж был в восторге от творений Глюка. Композитору заказали сразу шесть произведений – и Глюк не только согласился, но и довольно быстро выполнил это условие. Некоторые оперы пользовались столь шумным успехом, что противникам Глюка оставалось только развести руками.

Реформатором оперы Глюк является в «Ифигении в Авлиде», данной в Париже с громадным успехом (1774). Там же были даны«Армида» (1777) и «Ифигения в Тавриде» (1779) – величайшее произведение Глюка. Последней оперой композитора была«Нарцисс и Эхо». Кроме опер, Глюк писал симфонии, псалмы и пр. Всех опер, интермедий и балетов написано композитором более 50.

Кристоф Виллибальд Глюк скончался в Вене 15 ноября 1787 года.

Ссылка на Ютуб: Кристоф Виллибальд Глюк. Увертюра к опере «Орфей и Эвридика». Исполняет EnglishBaroqueSoloists, дирижер Джон Элиот Гардинер

3 июля

3 июля 1925 года родился Анатолий Васильевич Эфрос, последний из великих мастеров театрального колдовства, выдающийся режиссер.

В 1963 году он стал главным режиссёром Московского театра имени Ленинского комсомола. С 1967 года был режиссёром Московского драматического театра на Малой Бронной. А в 1984 году возглавил Московский театр драмы и комедии на Таганке вместо вынужденного эмигрировать Юрия Любимова. Умер Эфрос в 1987 году.

Даже его современники толком не знали, как ставить ударение в фамилии режиссера. Когда он отмечал свой юбилей, был вечер в Доме ученых, и Зиновий Паперный пошутил: 50 процентов наших доцентов говорят Эфрос, а 50 процентов – Эфрос.

Ссылка на портал Культура. РФ : документальный фильм «Острова. Анатолий Эфрос», реж. М. Миронова, 2005г.

4 июля

4 июля 1815 года на окраине Москвы родился Павел Андреевич Федотов – офицер лейб-гвардии Финляндского полка и… талантливый русский художник.

Рисовать он начал ещё в кадетах, веселя друзей забавными шаржами, а на третьем году полковой службы стал посещать вечерние классы Императорской академии художеств. Известный баснописец Крылов, пораженный талантом молодого офицера, настоятельно советовал тому бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию – изображению народного быта».

Федотова называют «Гоголем в русской живописи» и родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Его картины «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор!» и другие вошли в коллекции крупнейших музеев России.

Ярчайшим образцом творчества художника Павла Андреевича Федотова стала картина «Сватовство майора», созданная в 1848 году. Именно благодаря этому произведению ему было назначено почетное звание академика. Но этого стоило ожидать, ведь на одном полотне художнику удалось показать столько различных колоритных характеров! В основе сценария картины заурядный брак по расчету между дочерью зажиточного купца и разорившегося майора-дворянина. В те времена подобные сделки были обычным делом: одни стремились заполучить деньги, а другие – звание в обществе, да и просто семье необходимо было выжить, банкротство было неминуемым крахом.

История создания полотна «Сватовство майора» по-своему примечательна. Художник перед написанием картины долго не мог найти подходящее помещение, обойдя для этой цели несколько десятков купеческих домов, искомое сходство он случайно нашел в одном из российских трактиров. Поиски персонажей также заняли не одну неделю, прототипом майора стал один из знакомых художника. Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они? Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином? Подобных вопросов возникает множество. Известно, что Федотов даже делал наброски продолжения картины, в которых молодая семья приезжает в родительский дом невесты, но завершать эту работу художник почему-то не стал.

Ссылка на портал Культура. РФ

5 июля

Московский театр кукол не раз называли восьмым чудом света. А сотворил это чудо Сергей Владимирович Образцов, родившийся 5 июля 1901 года.

Известность Сергей Образцов получил еще в середине 30-х годов прошлого века как создатель пародийного жанра «романсов с куклами». Он ставил спектакли, снимал фильмы, писал книги для детей и взрослых, пел романсы, выступал с сольными концертами. Поставленные Образцовым спектакли – «Необыкновенный концерт», «Божественная комедия», «Дон Жуан», «По щучьему велению», «Король-Олень» и другие– вошли в золотой фонд мирового театрального искусства и до сих пор идут на сцене театра кукол. Сегодня театр Сергея Образцова является крупным мировым кукольным центром, с крупнейшим в мире Музеем театральных кукол и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах.

Ссылка на портал Культура. РФ

6 июля

6 июля появился на свет Марк Шагал, российский и французский еврейский художник и поэт (писал на идиш), один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

«У моего отца были голубые глаза и мозолистые руки, – писал Шагал в своих воспоминаниях. – Он трудился, молился и жил в мире с самим собой. Что со мной станет? Суждено ли мне просидеть всю свою жизнь, подпирая стену, или мне придется таскать бочки, как отцу? Я посмотрел на свои руки. Они были слишком нежными. Мне надо было найти себе такое занятие, которое бы не закрывало от меня небо и звезды и позволило бы мне понять смысл моей жизни».

Образ жизни его отца, вечно уставшего торговца селедкой, совершенно не привлекал сына. Юный Шагал проявил изрядную настойчивость и добился необходимого для евреев разрешения на переезд в столицу, в центр культурной России. В Петербурге юный художник стал учиться у Льва Бакста – известного мастера символизма. Под его влиянием Шагал открывал для себя новые выразительные средства, узнавал о последних тенденциях в русском и западном искусстве. Бакст говорил: «Шагал – мой любимый ученик. Он внимательно слушает мои наставления, а потом все делает по-своему».

В столице юный художник искал и находил образы, которые определили его неповторимый стиль: деревенские сцены, сельская жизнь, близкие ему картины маленького мирка. Нежный, теплый взгляд на повседневную жизнь еврейского местечка появился у Шагала именно тогда, когда он сравнил ее с богемной жизнью в большом городе.

В 1910 году с небольшой суммой денег молодой художник отправился в Париж, где погрузился в живой мир искусства. Он, наконец, видел творения импрессионистов, Гогена, Ван Гога, Матисса, Пикассо, Брака и других мастеров. Наибольшее впечатление тогда на него произвел кубизм. Художник пришел к мысли, что сюжет и повествование не играют в живописи главной роли: для упорядочения изображения, оказывается, достаточно геометрии.

В годы Первой мировой войны Шагал вернулся на родину. Границы тогда были закрыты, и художнику пришлось задержаться в России на долгие восемь лет. Однако на фоне разрушений, которые принесла война, Шагал неожиданно обрел счастье. В 1915 году он женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд.

Революцию 1917 года Шагал встретил с восторгом. Он получил пост уполномоченного по изобразительному искусству в родном Витебске. Тогда ему казалось, что власть высоко оценила искусство, что эстетика и политика будут содействовать друг другу в стремлении к светлому будущему. Из Витебска в Москву он вернулся в 1920 году и с ужасом обнаружил, что приоритеты в искусстве полностью сместились. Авангардистские течения во главе с супрематизмом Малевича практически полностью вытеснили фигуративное искусство. Шагал больше не был нужен своей стране. Ему ничего не оставалось, как вновь уехать в Париж навстречу новой художественной карьере.

В Париже Шагал оставался вплоть до начала Второй мировой войны, пока французское правительство не приняло решение о том, что его дальнейшее пребывание в стране, контролируемой фашистами, слишком опасно. В 1941 году художник отправился в Нью-Йорк, где спустя три года умерла его супруга Белла. «Я жил и работал в Америке во время трагедии, принесшей страдания людям во всем мире. Годы шли, и я не становился моложе. Но в той гостеприимной атмосфере я смог набраться новых сил, не отказываясь от корней, из которых выросло мое искусство», – писал Шагал. Только в 1948 году он смог вернуться во Францию, где и оставался до конца жизни. Здесь он женился во второй раз, на Валентине Бродской. Брак был удачным, но музой оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей. Шагал так и не нарисовал ни одного портрета Валентины, которая умерла в 1997 году. Сам художник скончался на 12 лет раньше, 28 марта 1985 года, в прованском городе Сен-Поль-де-Ванс, и был похоронен на местном кладбище. До самого конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы.

Ссылка на культурно-просветительский сайт «Арзамас»: Лекция Алексея Морозова «Малевич и Шагал.Хроника взаимоотношений главных художников русского авангарда, за год превратившихся из соратников во врагов:

Ссылка на портал Культура. РФ: Публикация «Мама, я хочу быть художником». Отрывки из автобиографии Марка Шагала

6 июля в истории Самары

Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького, или просто Загородный парк, открылся 6 июля 1932 года на месте бывшей купеческой усадьбы и в этом же году отпраздновал 85 лет. Один из самых зеленых парков города изначально находился достаточно далеко от города, из-за чего и получил название Загородного. Деревянная купеческая дачабыла построена в 1903 году. В списках объектов культурного наследия она называется «Дача № 56, принадлежавшая жене поручика Е.П. Сипиной».

Говорят, что именно с этой усадьбы и началась история парка. О создании парка ходит легенда: жил когда-то давно в Самаре купец, и посетила его дом беда: заболела любимая дочь. Купец не повез свою дочь в далекие края, а построил ей просторный деревянный дом на крутом берегу Волги далеко за городом и вокруг насадил дубы. И случилось чудо – девушка выздоровела. То ли целебный воздух помог, то ли чудная красота того места, остается только догадываться. Говорят, что его дочь умерла совсем недавно, в глубокой старости, на чужбине. С тех самых пор и начал развиваться сегодняшний центральный парк культуры и отдыха. До сих пор та самая усадьба привлекает и завораживает самарцев и гостей города.

Ссылка на youtube: «Загородный парк. Наследие Самары»

7 июля

«Три тенора» – популярное название трио классических оперных теноров, состоявшего из Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти, под которым они давали концерты в 1990–2003 годах. Вокалисты начали своё сотрудничество с выступления в древних термах Каракаллы в Риме 7 июля 1990 года – накануне финала чемпионата мира по футболу. Образ трёх теноров в парадных вечерних костюмах, поющих на концерте Кубка мира, пленил мировую публику. Запись этого дебютного концерта стала самым продаваемым классическим альбомом всех времён и привела к дополнительным выступлениям и концертным альбомам. Они выступали перед мировой телевизионной аудиторией ещё в трех финалах Кубка мира: в 1994 году в Лос-Анджелесе, в 1998 году в Париже и в 2002 году в Йокогаме. Они также гастролировали по другим городам мира, обычно выступая на стадионах или подобных больших аренах перед огромной аудиторией. В последний раз они выступали вместе на арене в Колумбусе, штат Огайо, 28 сентября 2003 года.

Репертуар «Трёх теноров» варьировался от бродвейских опер до неаполитанских песен и поп-хитов. Среди фирменных песен группы были «Nessundorma» из оперы Пуччини«Турандот», которую обычно пел Паваротти, и Баллада «’O solemio», которую все три тенора обычно пели вместе.

Ссылка на раздел СОУНБ «Виртуальная выставка» :«Каррерас. Доминго. Паваротти» запись концерта в Риме 7 июля 1990 г. в рамках аудиоцикла«Голоса Великих».

8 июля

8 июля1952 года родился Карен Шахназаров.

Его творческая жизнь с самых первых шагов в профессии связана с киностудией «Мосфильм»: еще будучи студентом ВГИКа, Шахназаров начал работать ассистентом режиссера, затем стал вторым режиссером, режиссером-постановщиком, позже он становится председателем правления киностудии «Курьер»«Мосфильма». А с 1998 года Карен Георгиевич является президентом и генеральным директором «Мосфильма». Среди самых известных режиссерских работ Шахназарова – фильмы «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Цареубийца», «Американская дочь», «Яды, или Всемирная история отравления». Ко многим картинам Карен Шахназаров написал сценарии.

Ссылка на портал Культура. РФ: документальный фильм «Карен Шахназаров. О, счастливчик!», реж. А. Коган, 2013 г.

1 июля

1 июля 1889 года родиласьВераИгнатьевна Мухина, советский скульптор-монументалист. Вера Мухина, ученица французского скульптора Бурделя, прославилась благодаря скульптурной группе «Рабочий и колхозница». На фоне царившего в 1930–40-е годы бытового, иллюстративного понимания реализма художница боролась за язык образов и символов в искусстве. Она занималась не только монументальными проектами, но и прикладным творчеством: разрабатывала узоры для тканей, сервизы и вазы, много экспериментировала со стеклом. В 1940–50-х годах Вера Мухина пять раз стала лауреатом Сталинской премии.

«Не забывайте изобразительное искусство, оно может дать народу не меньше, чем кино или литература. Не бойтесь рисковать в искусстве: без непрерывных, часто ошибочных поисков у нас не вырастет свое новое советское искусство». В. И. Мухина.

Ссылка на портал Культура.РФ

10 июля

10 июля 1726 года родился талантливый русский архитектор Александр Филиппович Кокоринов.

Он был учеником Растрелли. Петербургские Академия художеств и Министерство юстиции были построены при его непосредственном участии. На портрете 1769 года кисти Левицкого он улыбается вежливо и спокойно, как подобает важному сановнику, – ведь Александр Филиппович только что назначен ректором императорской Академии художеств, с которой к этому времени было связано почти 10 лет жизни (он был ее первым директором, потом профессором, теперь вот стал ее первым ректором).

Кокоринов изменил систему обучения в Академии. Возродил интерес к ней не только в высшем свете, но и среди мелкопоместного дворянства, купцов и горожан. К сожалению, ректором Академии Кокоринов был недолго: через три года после написания Левицким парадного портрета Александр Филиппович, измученный интригами, ревизиями и проверками, покончил с собой.

Ссылка на портал Культура. РФ: Образы России: Российская академия художеств

11 июля

11 июля 1940 года родилась Елена Камбурова. Самобытный голос этой певицы невозможно не узнать. Городские романсы, баллады, серенады…

Она очень ревностно относится к своему репертуару и выбирает те песни, где музыка не затемняет, а лишь высвечивает слово. «Я – пахарь, – говорит певица, – А поле усеяно сорняками. Сегодня время торжества графоманов. Но я кое-какие участочки все же засаживаю. Очень важно, чтобы они не зарастали…»

В юности Елена Камбурова хотела стать драматической актрисой и даже поступала в Щукинское училище при Театре имени Вахтангова. Приехав в Москву из Киева, прорвалась к ректору «Щуки» Борису Захаве и попросила прослушать ее отдельно. И Захава дал отчаянной абитуриентке шанс участвовать во втором туре соревнования. Но в училище Камбурову так и не приняли. Она год проработала на стройке в Подмосковье и поступила в Государственное училище циркового искусства, на отделение эстрады. Компромиссный вариант? Может быть, но именно в цирковом училище талантливую, оригинальную студентку отметили педагоги. Один из них принес ей песни Новеллы Матвеевой и посоветовал попробовать исполнить их на свой лад. Это было то, что нужно! Карьера Камбуровой началась с исполнения песни «Какой большой ветер».

В 1992 году Елена Камбурова создала московский Театр музыки и поэзии, в котором объединила близких ей по мировоззрению певцов и артистов…

Ссылка на портал Культура. РФ: документальный фильм «Острова. Елена Камбурова», реж. Татьяна Скабард, 2010г.

12 июля

«Человеческое лицо – высшее творение природы», – утверждал итальянский художник и скульптор Амедео Модильяни, родившийся 12 июля 1884 года. Судьба отмерила ему недолгую и трудную жизнь – всего 35 лет.

Направление, в котором работал Модильяни, традиционно относят к экспрессионизму. Однако в этом вопросе не всё так однозначно. Не зря Амедео называют художником парижской школы – за время проживания в Париже он испытал влияние различных мэтров изобразительного искусства: Тулуз-Лотрека, Сезанна, Пикассо, Ренуара. В его творчестве присутствуют отголоски примитивизма и абстракции, а в скульптурных работах ощущается влияние модной в то время африканской пластики.

Модильяни совершенно самостоятельно развил свою неподражаемую творческую манеру, выработал свои индивидуальные живописные каноны. Его холсты – не случайные видения, это мир, осознанный художником, обладавшим необычайным сочетанием детскости и мудрости.

Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнаженного женского тела. Он одним из первых начал изображать ню более реалистично в эмоциональном плане. Именно это обстоятельство в свое время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в Париже. Обнаженная натура в творчестве Модильяни – это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения. Техника и теплая световая гамма в картинах художника «оживляет» его образы. Картины Модильяни, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия.

Ссылка на портал Культура. РФ:

Ссылка наГолоса Великих «Анна Ахматова. Стихи и проза. Читает автор» сторона 2

13 июля

13 июля 1967 года на экраны вышел фильм Киры Муратовой «Короткие встречи». Творчество этой талантливейшей женщины не вписывалось в принятые рамки. Некоторые даже обвиняли ее в том, что она делает «чернуху» и специально акцентирует внимание на отрицательных сторонах жизни. Но в своих фильмах режиссер поднимала острые социальные проблемы, рассуждала о морали и жестокости. Картина «Короткие встречи» получила блестящие отзывы как от зрителей, так и от критиков. В фильме снялась сама Муратова, Владимир Высоцкий и Нина Русланова.

Ссылка на портал Культура. РФ: Публикация «Главные фильмы Киры Муратовой»

14 июля

14 июля 1906 года родился Юрий Слонов – советский композитор-песенник. Без музыки Юрия Слонова советская песня – неполная.Будущий композиторокончил Московскую консерваторию по классу композиции. Работал киноиллюстратором в клубе им. Профинтерна, а затем заведующим музыкальной частью ТЮЗа в Москве. В начале войны Юрий Слонов в числе других московских композиторов добровольно вступил в ряды Военно-Морского Флота и прослужил всю войну на Черноморском Флоте, имел звание капитана первого ранга. Написал ряд песен на морскую тематику, чему особенно способствовала его командировка в 1941 году вместе со своим другом Борисом Мокроусовым на Черноморский флот, где они участвовали в обороне Севастополя. Лучшая песня Слонова о море – «Шумит волна, звенит струна» на слова В. Малкова. Она настолько полюбилась слушателям, что стала народной и застольной. Известны и другие его песни, среди которых «Медсестра Анюта».

Ссылка на канал Ютуб:Музыка Юрий Слонов, стихи Вадим Малков. Запись 1972 года.«Шумит волна, звенит струна». Исполняет Мурад Садыков.

15 июля

15 июля 1852 года Лев Толстой отправил Некрасову в журнал «Современник» свое первое произведение – повесть «Детство». «Я с нетерпением ожидаю вашего приговора, – писал он редактору. – Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое».

Прочтя рукопись, Некрасов сразу распознал ее литературную ценность и написал автору любезное письмо, подействовавшее на Толстого очень ободряюще. Молодой автор тут же принимается за продолжение трилогии, а в голове его уже роились планы «Утра помещика», «Набега» и«Казаков».

Повесть «Детство», подписанная скромными инициалами Л.Н.Т., была опубликована в «Современнике» в том же году и имела большой успех. Автора сразу стали причислять к корифеям молодой литературной школы, наряду с пользовавшимися тогда громкой литературной известностью Тургеневым, Гончаровым, Григоровичем и Островским.

Ссылка наГолоса Великих «Говорит Лев Толстой»

16 июля

16 июля 1723 года родился сэр ДжошуаРейнольдс – английский исторический и портретный живописец, представитель английской школы портретной живописи XVIII века. Вместе с Томасом Гейнсборо они являются знаменитейшими британскими портретистами, которым приписывали взаимоотношения конкурентов. Но не следует забывать, что, будучи соперниками, они оба были до мозга костей английскими джентльменами. Да, Гейнсборо предпочитал более камерный стиль жизни и стиль живописи и не имел такого веса в обществе, как Рейнольдс. Да, Рейнольдс ревниво относился к лёгкости кисти и виртуозности исполнения некоторых вещей Гейнсборо. Но оба старались сгладить антагонизм в отношениях. Рейнольдс однажды даже предлагал кому-то из коллекционеров выменять своего Тициана на «Девочку с поросятами» Гейнсборо, поскольку, «это лучшее из того, что Гейнсборо написал и еще напишет». А Гейнсборо перед смертью очень просил «дорогого сэра Джошуа» прийти посмотреть и оценить его «Дровосека». И Рейнольдс вправду без промедления пришёл, а после смерти Гейнсборо опекал его вдову и включил в свои «Лекции» раздел о значении живописи соперника.

Ссылка на культурно-просветительский сайт Арзамас: «Расставьте модников в хронологическом порядке. Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?»

34
0
13268
4
0
1

В арт-календаре специалисты отдела искусств Самарской областной универсальной научной библиотеки расскаывают о знаковых датах в мире искусства.

Если вы хотите поставить этой виртуальной выставке "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.