21 декабря
21 декабря 1925 года в Москве в здании Большого театра был проведен официальный просмотр фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потёмкин”». В 1952 году Бельгийская Синематека предложила пятидесяти восьми режиссёрам Европы и Америки назвать 10 лучших фильмов в истории кино, и в итоговом списке «Броненосец “Потёмкин”» занял первое место – его назвали большинство. В том числе Карл Теодор Дрейер, Луис Бунюэль, Лукино Висконти, Робер Брессон, Орсон Уэллс. О том, как создавался фильм-шедевр, написано немало книг. А все началось 17 марта 1925 года, когда состоялось совещание при Комиссии Президиума ЦИК Союза ССР по вопросу о постановке в государственных театрах Москвы и Ленинграда спектаклей, посвященных событиям 1905 года. Центральным спектаклем должна была стать «большая фильма, показанная в особых рамках, с ораторским вступлением, музыкальными (сольными и оркестровыми) драматическими сопровождениями, по специально написанному тексту». Постановку картины поручили 27-летнему Сергею Эйзенштейну. 2 июля 1925 года Сергей Эйзенштейн писал матери из Немчиново: «Ставлю картину “1905”». На днях начинаю снимать. Июль – в деревне (окрестности Москвы – усадьбы – и Тамбовская губ). Август, сентябрь (может быть, октябрь) на юге (Одесса и Севастополь). На эту картину отпущен год (сдать к августу 1926 года). Параллельно буду снимать “Беню Крика”, сценарий Бабеля. (Помнишь, ты читала эти “Одесские рассказы” в “Лефе”?). То и другое интересно. Но работа адова…»
Источник: Мусский И. А. 100 великих отечественных кинофильмов. – Москва : «Вече», 2006.
31 декабря
31 декабря 1930 года в семье певца родился Анатолий Кузнецов. Поэтому ничего удивительного не было в том, что будущий товарищ Сухов из «Белого солнца пустыни» после десятилетки поступил на вокальное отделение музыкального училища имени Ипполитова-Иванова. Но Анатолий быстро понял, что идет не по своему пути и, решительно порвав с пением, подал документы в Школу-студию МХАТ. На роль Федора Сухова в легендарном фильме «Белое солнце пустыни» пробовалось несколько актёров. В финале остались двое: Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов, который и был утверждён на эту роль. Однако буквально накануне съёмок Юматов подрался и на какое-то время выбыл из строя. Что делать? Собравшись с духом, режиссёр фильма Владимир Мотыль позвонил Кузнецову. К счастью, актёр не держал обиды и сразу согласился приехать. Съёмки «Белого солнца пустыни» проходили среди барханов в жуткую жару. Кузнецов отказывался от дублёра даже там, где речь шла о съёмке далёкого общего плана. Ему приходилось с тяжёлой скаткой обходить несколько километров, чтобы, не оставив следы на песке, зайти к месту съёмки, затем ждать условного сигнала от оператора, ждущего определённых световых условий, затем идти в сторону камеры без всякой уверенности, что не понадобится еще один дубль. Письма к Екатерине Матвеевне – самая многословная часть роли Сухова. Мастерство Анатолия Кузнецова – его пластики, мимики, выразительных жестов – состояло в том, что и намерения его, и поступки выражались в словах очень скупо. От этого каждое слово, сказанное Суховым, становится на вес золота: недаром многие поклонники картины помнят все лаконичные и меткие его реплики наизусть.
Источник: Мусский И. А. 100 великих отечественных кинофильмов. – Москва : «Вече», 2006.
30 декабря
30 декабря 1904 года родился Дмитрий Борисович Кабалевский – классик советской музыки, крупный общественный деятель, выдающийся просветитель и педагог. Любовь к музыке и музыкальные способности будущий композитор получил от своей матери, Надежды Александровны, которая хорошо играла на фортепиано и очень увлекалась музыкой. Тяга к музыке у Дмитрия Борисовича проявилась рано. Он любил подбирать на пианино знакомые пьесы, а еще больше – играть что-то, отдаленно напоминавшее известные мелодии, иначе говоря – импровизировать. Учить музыке его начали лет с семи, но продолжались занятия недолго. Дмитрий Борисович вспоминал: «Моя первая учительница была, очевидно, хорошей учительницей, и при её помощи я довольно быстро освоился с клавиатурой и нотной грамотой, в короткий срок выучил какие-то этюды и пьесы. Словом, внешне дело обстояло благополучно. А внутри назревал конфликт. Мне было запрещено играть что-либо, кроме заданных уроков: это якобы отвлекало меня от “настоящих” занятий и даже портило руку. Любимейшее мое занятие – импровизация – было названо обидным словом “бренчать”. Но я не сдавался. Променять радость импровизирования на разыгрывание ненавистных упражнений из “Ганона” я не мог. Я решил устроить восстание. В доме собрались гости. Кто-то пел, кто-то играл. Наконец настал момент, которого я ждал с нетерпением. “А сейчас Митенька сыграет нам пьеску Бурхмюллера!”. Я сел за пианино, намертво нажал педаль и, что было силы, в самом быстром темпе, на какой был способен, прогрохотал специально подобранный для этого случая, модный в те годы “Матчиш”. Эффект был великолепен! Мои слушатели во главе с учительницей были шокированы так, словно я учинил нечто совершенно неприличное. Занятия были прекращены».
Источник: Викторов В. Чтобы утро было добрым. – Москва : «Детская литература», 1983.
29 декабря
29 декабря 1775 года родился знаменитый архитектор Карл Иванович Росси.
Когда говорят об удивительной красоте Санкт-Петербурга, то прежде всего вспоминают панораму Невы, Невский проспект, Дворцовую площадь, площади Декабристов и Искусств, улицу Зодчего Росси. Санкт-Петербург (Ленинград) создан гением и трудом целой плеяды великих русских зодчих. Среди них особое место принадлежит Росси. Лучшие произведения зодчего осуществлены в формах русского классицизма. Это прогрессивное направление второй половины XVIII – первой трети XIX века отличалось яркими градостроительными идеями, четкостью объемных решений, строгим, так называемым ордерным строем сооружений. В произведениях Росси, созданных после победоносного завершения освободительной Отечественной войны 1812 года, героическая тема зазвучала с необычайной силой. Талантливый и эмоциональный от природы, Росси пристально изучал работы старших мастеров и, пройдя сложный путь творческих исканий, достиг необычайных высот. Развивая прогрессивные традиции русской архитектуры, он много шире, чем его предшественники, подошёл к проблеме городского ансамбля и открыл этим новую страницу в истории зодчества.
Источник: Тарановская М. Карл Росси. – Ленинград : Лениздат, 1978.
28 декабря
28 декабря 1904 года родился Сергей Юткевич, режиссёр, сценарист, актёр, художник, теоретик кинематографа. В 1922 году с Г. М. Козинцевым, Л. З. Траубергом и Г. К. Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», который стал теоретической платформой Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС). Ведущая тема, к которой Сергей Иосифович обращался на протяжении всего творческого пути, был образ В. И. Ленина. Первые подступы к этой теме Юткевич предпринял, сняв фильмы: «Человек с ружьём» (1938), «Яков Свердлов» (1940) и «Свет над Россией» (1947). Но началом «ленинианы» все же следует считать фильм «Рассказы о Ленине» (1958), состоящий из двух новелл: «Подвиг солдата Мухина» и «Последняя осень», в которой Ленин показан не только как вождь, но и как человек, в то же время фильм знаменовал раскрепощение эстетики. Майя Туровская и Юрий Ханютин писали про искусство Юткевича так: «Оно, как стрелка компаса, повернуто в сторону нового. Не будем говорить модного – скажем современного».
Источник: Кино. Энциклопедический словарь / Гл. редактор С. И. Юткевич. Москва : «Советская энциклопедия», 1987.
Передача о Сергее Юткевиче из цикла «Шедевры старого кино» на телеканале «Культура»
27 декабря
27 декабря 1901 года в Берлине родилась знаменитая певица и актриса Марлен Дитрих. 1 апреля 1930 года фильм «Голубой ангел» был впервые показан берлинскому зрителю. Зал встретил овациями поднявшуюся на сцену Марлен Дитрих. А пресса, задыхаясь от восторга, писала: «Штейнберг всколыхнул океан, и из вод вышла женщина, которой суждено очаровать мир!». Марлен Дитрих оставила в кино свой яркий не стираемый временем след и еще при жизни стала легендой. Совершив переворот в моде, кино, стиле и женском сознании, она олицетворяла собой тип прекрасной и обаятельной женщины, которая обрела непоколебимую силу духа и с царственным величием преодолела отчаяние одиночества. Причудливые виражи судьбы и ошеломительная карьера этой женщины, замешанная в искусстве, политике, любовных интригах, не дают утихнуть спорам о ней и в XXI веке.
Источник: Брет Д. Голубой ангел. – Москва : «ЭКСМО», 2004.
26 декабря
26 декабря 1949 года на свет появился популярный актёр театра и кино Михаил Боярский. Исключительная музыкальность Михаила передалась ему от родителей, в первую очередь – от отца. Он не поражает голосовыми данными, он – русский шансонье, но шансонье гораздо большего диапазона и широких возможностей, чем многие известные западные представители этого жанра. У него абсолютно стилевое ощущение музыки. Он может спеть современный рок так же великолепно, как поёт свои «мушкетёрские» или «гардемариновские» песни в фильмах. А может исполнить джаз. В 80-е годы Михаил Боярский пел с известным джаз-оркестром «Диапазон». Он знает наизусть (конечно же!) все песни «Битлз» и может исполнить любую, аккомпанируя себе на гитаре или фортепиано. В 90-е годы Михаил Сергеевич собрал единомышленников в команду под названием «Сильвер», и помимо прочего они играли весь репертуар легендарной группы. Сам он говорил: «Битлз – множественность божественных проявлений, счастливо собранных в одно время, в одном месте – маленьком английском городке. Актёр все же поет сердцем, а не голосом, и только тогда имеет успех, когда ему есть что сказать через песню, и когда он точно знает, про что поёт и почему».
Источник: Боярская Е. Театральная династия Боярских. – Москва : «Олма», 2007.
23 декабря
23 декабря 1931 года в Москве родился замечательный актёр театра и кино Лев Дуров. В своей книге «Грешные записки» Лев Константинович писал: «Я уже говорил, что много лет проработал с Анатолием Васильевичем Эфросом. А если кто когда-либо делал что-то с большим Мастером, то память об этом остается на всю жизнь. У каждого Мастера свое лицо, своя школа, и ты, естественно, становишься ее приверженцем. Хотя, справедливости ради, и должен сказать: Эфрос нас частенько поругивал, что мы не принимаем ничего другого, варимся в собственном соку. А что касается кинорежиссёров… Вообще говоря, у кого бы я хотел сниматься, те меня не берут. Вот, например, у Иоселиани. Но он, видно, не знает о моем существовании. Феллини тоже как-то не вспомнил обо мне. Хотел работать с Тарковским, но он ушел. У нас были хорошие отношения. Он говорил, что я ему нравлюсь как артист, но совместной работы в кино так и не случилось. Только на радио. Наверное, я не вписывался в его актёрский расклад. Говорю об этом без обиды – такова уж наша судьба».
Источник: Дуров Л. Грешные записки. – Москва : «Алгоритм», 1999.
Документальный фильм «Острова. Лев Дуров» (2004) на портале Культура.РФ
22 декабря
22 декабря 1858 года в семье потомственных музыкантов родился продолжатель династии – Джакомо Пуччини. Фойе театра Ла Скала украшают бюсты Пуччини и Тосканини. Не только прославленный миланский театр – миллионы людей разных стран и континентов чтут память знаменитого итальянского композитора. Его оперы давно уже стали классическими. Говоря о крупнейших представителях итальянского оперного творчества, имя Пуччини называют вслед за именами Россини и Верди. Успех его произведений был не кратковременным и не эфемерным. Более полувека отделяет нас от первых постановок многих опер автора «Богемы». Они выдержали испытание временем. А это, как известно, – лучшая проверка жизнеспособности художественного творчества. Длительная, неослабевающая популярность музыки Пуччини среди самых широких кругов слушателей свидетельствует не только о силе его таланта, но также о глубокой демократичности его творений. Вот уж кто действительно писал для народа, учитывая художественные запросы массовой аудитории и вместе с тем не угождая отсталым вкусам!
Источник: Данилевич Л. Джакомо Пуччини. – Москва : «Музыка», 1969.
Опера Джакомо Пуччини «Богема» (2019) на портале Культура.РФ
1 декабря
1 декабря 1716 года в Париже родился Этьен-Морис Фальконе, французский скульптор, воплотивший в своих произведениях эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. День, когда Этьен-Морис Фальконе решил сменить Париж на далекую северную столицу, а именно на Санкт-Петербург, – счастливейшая дата в его жизни. Только в России смог развернуться творческий гений Фальконе: здесь он создал лучшую конную статую новой истории. Памятник Петру I затмил все, что было создано им ранее. Всё необычно в этом изваянии: его сила воздействия, его роль в мировой поэзии, его исторические судьбы и сама история его возникновения. Фальконе был выходцем из парижской бедной семьи. Когда в Петербурге его стали титуловать «ваше высокородие», он остроумно заметил: «Вполне ко мне подходит, ведь я родился на чердаке». Великий мастер знал: выдающиеся средства скульптуры ограничены. Он высказал это в меткой фразе: «В распоряжении скульптора нередко есть лишь одно слово, надо, чтобы это слово было энергичным».
Источник: Из бронзы и мрамора. – Ленинград : «Художник РСФСР», 1965.
19 декабря
19 декабря 1915 года в Париже родилась Эдит Пиаф. Дитя парижских улиц, она принесла на эстраду мотивы, которые напевают на окраинах столицы и в кабачках на Монмартре, в метро и в очереди на стоянках автобусов. Свои произведения Эдит Пиаф исполняла совсем по-особому, так могла петь она одна. Песни составляли существо её жизни. Иногда её песня была приветливой и ласковой, как пожатие дружеской руки, иногда звучала иронически, высмеивая обывателя-рантье, но чаще всего – трагически. Во французской народной песне Эдит Пиаф уловила отнюдь не фривольные интонации, милые сердцу стольких шансонье. Обращаясь к зрителю, Эдит говорит о неудачах в любви, о неразделенном чувстве, о драме одиночества. И благодаря голосу, берущему за живое, ее страсть, ее боль становились болью тех, кто ее слушал. Когда пела Эдит Пиаф, на эстраде мюзик-холла или модного кабаре выступала великолепная трагическая актриса.
Источник: Кончаловская Н. Песня, собранная в кулак. – Москва : «Московский рабочий», 1965.
18 декабря
18 декабря 1921 года родился Юрий Никулин. В военные годы – артиллерист, затем – клоун, киноартист, не только ярко комедийный, но и драматический и даже трагедийный, незаурядный литератор, неутомимый коллекционер и издатель народного фольклора (знаменитых его анекдотов), художник-карикатурист, наконец – цирковой режиссёр-постановщик, отличный руководитель и организатор, а главное – надежный друг и невероятно добрый и отзывчивый человек. Это все он – Юрий Никулин! Когда он проходил отбор в ГИТИСе, его приметил тогда еще никому не известный Анатолий Эфрос (будущий знаменитый театральный режиссёр), который в то время заканчивал режиссёрский факультет института. Узнав, что Никулин в институт не поступил, он посоветовал ему идти в студию при Ногинском театре, которым руководил режиссёр Константин Воинов. Этот совет и вспомнил Никулин после череды поражений, обрушившихся на него. Студия находилась в Москве, и он решил рискнуть. Ему повезло – его приняли. Однако учиться в студии Юрию пришлось недолго. В сентябре 1946 года его поманил к себе цирк. Студию цирка Никулин закончил летом 1948 года, а уже 25 октября этого же года на манеже цирка состоялось его первое самостоятельное выступление. Вместе с Романовым он показал клоунаду «Натурщик и халтурщик», которую придумал его отец.
Источники: Куксо Л. Неизвестный Никулин. – Москва : «Олимп», 1999.
Раззаков Ф. Самый добрый клоун. – Москва : «ЭКСМО», 2012.
17 декабря
17 декабря 1905 года в Минске родился советский кинорежиссёр Иосиф Хейфиц. В конце 20-х гг. молодые режиссёры Иосиф Хейфиц и Александр Зархи организовали на ленинградской кинофабрике «Совкино» (будущий «Ленфильм») первую творческую комсомольскую постановочную бригаду. Сплотив вокруг себя группу недавно пришедших на производство начинающих кинематографистов, стали снимать фильмы, посвященные своим сверстникам. В 1930 году появилась картина «Ветер в лицо», в 1931-м – «Полдень», в 1933-м «Моя Родина», в 1935-м – «Горячие денёчки». Художественный уровень картин был различен, но все они свидетельствовали о таланте режиссёров, их возрастающем мастерстве и, главное, (особенно последние картины) – о пристальном интересе к человеку, его духовному миру, психологии.
Источник: Российский иллюзион. – Москва : «Материк», 2003.
16 декабря
16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский – русский художник, основоположник абстракционизма. Он пытался слить воедино цвет и звук, живопись и архитектуру, искусство и философию, форму и содержание. Кандинский утверждал, что в искусстве и творчестве все насквозь субъективно, все определяется лишь в зависимости от индивидуальных «прозрений и откровений» художника. Искусство – дело его души. Основатель абстракции полагал, что вибрация форм на картине отражает воздействие мистических, космических сил на творческое сознание художника. Творчество Кандинского, его достижения в поисках новых возможностей выражения в живописи, и – шире – нового понимания искусства, и сегодня могут казаться странными, неуравновешенными, лишенными почвы. Однако у Кандинского, как, собственно, у любого художника, можно обнаружить для этого предпосылки в биографии: воспоминания детства и юности, наложившие отпечаток на его творчество, позволяют увидеть, помимо унаследованных склонностей, еще и внутреннюю мотивацию, собственно побудительную силу творчества. В многочисленных сочинениях Кандинский, который много и талантливо писал об искусстве, не в последнюю очередь уделял внимание тому краеугольному пункту художественной деятельности, который он описывал как «внутреннюю необходимость». Некую точку опоры для этой основы теоретического мышления Кандинского можно отыскать в его жизненном пути.
Источники: Рычкова Ю. Энциклопедия модернизма. – Москва : «ЭКСМО-Пресс», 2002.
Дюхтинг Х. Василий Кандинский 1866–1944. Революция в живописи. – Москва : «Арт-Родник», 2002.
12 декабря
12 декабря 1925 года родился композитор Владимир Шаинский. Имя Владимира Яковлевича Шаинского хорошо знакомо и детям, и взрослым. Сам он говорил: «Меня часто называют детским композитором, хотя сам я так не считаю. Я писал и пишу для всех. Мне кажется, что детская душа живет в каждом взрослом человеке. А с другой стороны, ребенок уже личность. Хорошая песня, глубокая, содержательная, вызывает у ребенка и у взрослого человека добрые чувства. Дети только тогда верят взрослому, когда тот разговаривает с ним на равных». Композитором за долгие годы создано очень много песен. Одни песни стали популярными, звучат по радио и телевидению, в концертах, записаны на пластинки, исполняются профессиональными певцами и просто любителями песни, другие остались неизвестными. Но, несомненно, одно – все песни композитора приносят в нашу жизнь радость и хорошее настроение.
Источник: Кошмина И. Владимир Шаинский и его песни. – Москва : «Музыка», 1986.
Фильм «Пока бьют часы» (1976) на портале Культура.РФ
Режиссёр: Геннадий Васильев
В фильме много музыки и песен: автор текстов – Михаил Ножкин, композитор – Владимир Шаинский.
11 декабря
11 декабря 1803 года родился Гектор Берлиоз – великий композитор-романтик. Музыка Гектора Берлиоза оценена по достоинству лишь в XX столетии. При жизни композитора его произведения редко получали признание современников. В числе немногих ценителей его творчества были Паганини и Лист. Сын врача, Берлиоз был направлен в Париж изучать медицину. Однако любовь к музыке побудила его оставить медицинскую карьеру и поступить в Парижскую консерваторию. И хотя ни одним музыкальным инструментом ему не удалось овладеть в совершенстве, Берлиоз стал мастером и новатором в оркестровой музыке, а также известным музыкальным критиком и дирижером. Творчество композитора развернулось в эпоху великих социальных потрясений. Революция 1789–1793 годов, реставрация Бурбонов, взлет славы Наполеона и крушение иллюзий, которые связывала с его именем передовая часть общества, рост революционных настроений и баррикады 1830 года и др. Идеологическим и художественным выражением этой бурной эпохи явился романтизм, пересмотревший все «установления» и законы искусства, выдвинувший гениальных художников всех жанров. Одним из ярчайших романтиков вошел в историю искусства Гектор Берлиоз.
Источники: Клерсон-Лич Р. Берлиоз. – Москва : «Урал LTD», 1999.
Юзефович В. Симфония «Гарольд в Италии» и её автор. – Москва : «Музыка», 1972.
Гектор Берлиоз. Фантастическая симфония (1830) в рубрике «Симфония дня» на портале Arzamas.academy
6 декабря
6 декабря 1927 года родился режиссёр, народный артист СССР, профессор ВГИКа, президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России Владимир Наумович Наумов. «Вся моя жизнь, начиная с пеленок, связана с кино, – говорит Наумов. – Я ничего другого не знал. Мой мир – это мир кино. С начала и до сих пор». И это не красивая метафора, это действительно так. В доме Наумовых всегда существовал культ кино. Отец – кинооператор, самой известной работой которого стал фильм «Мы из Кронштадта». А соседи – известные кинематографисты Борис Барнет, Михаил Ромм и Юлий Райзман. В творческом содружестве с Александром Аловым Владимир Наумов создал ряд фильмов о подвигах революционной молодежи первых лет Советской власти: «Тревожная молодость» (по мотивам романа В. Беляева «Старая крепость», 1955), «Павел Корчагин» (по мотивам романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь», 1957). Эти фильмы, сделанные в романтическом ключе, отличают эмоциональность, напряженный драматизм конфликта, обобщенно-героическая трактовка характёров.
Источник: Кино. Энциклопедический словарь / Гл. редактор С.И. Юткевич. – Москва : «Советская энциклопедия», 1987.
Документальный фильм «Свидетель времени. Владимир Наумов» (2007) на портале Культура.РФ
2 декабря
2 декабря 1946 года на юге Италии в дружной итальянской семье родился прославленный модельер Джанни Версаче. В 1957 году появилась его первая коллекция. Версаче прекрасно умел улавливать настроение времени – его роскошный стиль как нельзя лучше подошел звездным 80-м годам XX века. Мастер провоцировал публику, у него все было «слишком» – платья слишком смелые или слишком яркие. Гений высокой моды необычайно остро ощущал счастье бытия. «Я оптимист с тысячей проблем, – говорил он в 1976 году, – для меня каждый день является первым». У этого легендарно щедрого человека были свои принципы – «Следует не владеть, а делать», своя этика – «Отдавать, чтобы получать больше». Когда дивы журналистики прибывали в Милан на его показы, в номере отеля, на кровати, каждую из них поджидал сшитый по индивидуальным меркам костюм.
Источник: Саме Ж. Высокая мода. – Санкт-Петербург : «Азбука-классика», 2020.
В арт-календаре специалисты отдела искусств Самарской областной универсальной научной библиотеки расскаывают о знаковых датах в мире искусства.