Октябрь
Слайдер
Описание

16 октября

Его образ знаком практически всем: открытая улыбка, серебряная роскошная грива, узкие джинсы, отточенная артистизмом стать. Такого и оперным певцом, увидев впервые, не назовешь… Слишком уж классический образ оперного исполнителя не вяжется с «золотым баритоном» России. Дмитрий Хворостовский родился 16 октября 1962 года. Началом стремительного развития профессиональной карьеры певца послужили победы сначала на всесоюзных, а затем и на международных конкурсах. Его вокальные партии пробирают до дрожи, потому что своим волшебным голосом он завораживает тайные струны души.

Биография певца на портале «Культура.РФ» 

31 октября

31 октября 1922 года в городе Вязьма Смоленской области родился народный артист СССР Анатолий Папанов – русским артист в полном объеме этого понятия. Он всегда понимал законы сцены (иногда, правда, интуитивно), его одаренность никогда не вызывала сомнения. Театральный критик Нина Велехова видела его еще в студенческую пору и так написала об этой встрече: «Хорошо помню, как совсем юный Папанов впервые выходит на сцену со студенческой работой в водевиле “Спичка между двух огней”. Водевиль как водевиль, очень смешно, но видно, что студент Папанов играет шире фарса, непонятно как пронося через условности водевиля подлинные моменты драматизма состояния человека, попавшего в затруднительное положение. Все жизненно остро – в жесте рук, судорожно комкающих котелок, в танце испуганно искривленных ног, даже в куплетах, спетых богатым красками басовитым голосом. Почему-то приходило в голову, что… ему необходимо играть Леонида Андреева, Флобера с его символически сгущенной гротескностью быта, где есть именно та перемешанность несовместимых психологических красок, которая заложена в творческой палитре молодого артиста. И вдруг я узнаю в те же дни, что Анатолий Папанов был ранен в ногу на фронте и что танцевать ему было очень, очень больно!..»

Документальный фильм «Острова. Анатолий Папанов» 

30 октября

30 октября 1881 года в Ростове-на-Дону родилась пианистка и педагог, одна из сестер Гнесиных, Ольга Фабиановна Гнесина (в замужестве Александрова). В 1901 году Ольга заканчивает Московскую консерваторию по классу фортепиано и в этом же году вместе со своими старшими сестрами начинает преподавать фортепиано в «Музыкальном училище сестер Е. и М. Гнесиных». Ольга Фабиановна и ее сестры – Елена, Евгения и Елизавета – вели основную педагогическую работу в училище. Их увлеченность музыкальной педагогикой, беззаветная преданность делу, высокий профессиональный и общекультурный уровень их деятельности, строгая требовательность, как к себе, так и к учащимся были для всех прекрасным примером. Общение с сестрами Гнесиными было своего рода школой для растущего из года в год коллектива педагогов музыкальных учебных заведений, воспитывало в нем высокий профессионализм, увлеченность и любовь не только к музыке, но и к преподавательской деятельности.

Статья «Становление легендарной Гнесинки» на портале «Культура.РФ» 

29 октября

29 октября 1922 года спектаклем «Ночь», поставленным артистом и режиссером Незлобинского театра А. Велижановым по пьесе французского писателя М. Мартине в Москве, открылся Театр Революции, ныне – Московский академический театр имени Владимира Маяковского. Перед театром была поставлена задача пропаганды «социальных и революционных идей». В репертуаре театра, принявшего столь обязывающее название – «Театр Революции», – основное место начали занимать пьесы на актуальные темы классовой борьбы зарубежного пролетариата. В театральный сезон 1924–1925 гг. в театре была создана школа юных исполнителей ответственных ролей (юниоров), впоследствии давшая театру значительное число актеров. Молодежь обучалась в процессе работы над спектаклем. Нужно отметить, что в эти непростые для нашей страны годы перед Театром Революции стояла задача углубления и совершенствования мастерства его актеров, изживания формалистических приемов, дальнейшего овладения реалистической школой актерского мастерства.

Сегодня Театр им. Владимира Маяковского широко известен не только своими постановками, но и актерами, которые принимали в них участие. Мало кто не знаком с такими именами как Максим Штраух и Фаина Раневская, Армен Джигарханян и Наталья Гундарева, Михаил Астангов и Мария Бабанова, Лев Свердлин и Лидия Сухаревская. 

О театре на портале «Культура.РФ» 

28 октября

28 октября 1882 года была возобновлена постановка в Большом театре балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Этот балет по своим музыкальным качествам принадлежит к сочинениям исключительным по значению. Его музыка дышит грустной мечтательностью, и ее главный стимул укладывается в представление о человеческой тоске по идеалу. Отклики прессы на «Лебединое озеро» в период с 1883 по 1887 год показывали, что необычность музыки балета замечена всеми, вне зависимости от оценок. Ее признавали похожей больше на симфонию, чем на балет: этому способствовало серьезное направление музыки, противоречащее установившемуся в балете той эпохи развлекательному духу.

История «Лебединого озера» на портале «Культура.РФ»

27 октября

27 октября 1782 года родился итальянский скрипач и гитарист-виртуоз Никколо Паганини. Ему были присущи не только эти таланты. Никколо Паганини был также еще и композитором. Его считают одной из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII–XIX веков. Природа наделила Никколо необыкновенным даром – слухом, доведенным до предела чувствительности. Даже удары колокола в соседнем соборе били по нервам. Конвульсивно сжималось хрупкое тело маленького Никколо, звуки доводили до обморока. Врачи многозначительно качали головами, не в состоянии понять это явление. А мальчик, обладавший необычной впечатлительностью, сверхъестественной силой восприятия, всем существом чувствовал рождение и умирание звука.

Видео с выступления: Stefan Milenkovich. Paganini La Campanella 

26 октября

26 октября – день памяти народного артиста России Леонида Филатова. Он ушел из жизни в 2003 году. Леонид Филатов был щедро одарен разнообразными талантами. Блестящий артист театра и кино, драматург, сценарист, кинорежиссер. Замечательный поэт, пародист и сказочник. О себе он говорил так: «Я удачливый артист, возможно даже приличный. Сказать, что один из лучших в стране, нельзя: у нас слишком много талантливых, на несколько голов выше меня. Но кокетничать и говорить, что к этой профессии я не имею никакого отношения, я не в праве. Я свою профессию наработал. Мне повезло на талантливых режиссеров. Повезло с театром на Таганке. Но у меня есть ощущение, что мог быть артистом, а мог быть еще кем-то».

Документальный фильм «Жил, чтобы помнили… Леонид Филатов» (2006)

25 октября

25 октября 1926 года родилась выдающаяся российская певица-сопрано Галина Вишневская. Ее судьба уникальна. Ленинградская девочка, брошенная родителями, едва не погибшая от голода в блокаду, стала примадонной Большого театра и лучшей певицей страны. Галина Павловна однажды сказала: «Во время парижских гастролей Большого театра в 1969 году на “Онегине” присутствовал Марк Шагал. После спектакля он пришел ко мне за кулисы и сказал:

– Какое в вас величие и простота!

Это была для меня высшая похвала. Величие и простота – именно к этому в искусстве я стремилась всю свою жизнь».

Галина Павловна ушла из жизни 11 декабря 2012 года.

Документальный фильм «Портреты эпохи. Галина Вишневская» 

24 октября

24 октября 1911 года родился народный артист СССР Аркадий Райкин. Аркадий Райкин феноменален. Он создал театр в то время, когда театры закрывали. А какие его персонажи появлялись в монологах и коротеньких пьесках внутри спектаклей-миниатюр! Это было смешно, смело… и мудро, и даже пророчески. Чтобы вызвать смех, актер на сцене должен быть очень конкретен. Нужна достоверность частного случая, естественность, узнаваемость. С другой стороны, чтобы вызвать большой смех большого зала, нужно зацепить общую идею, коснуться самих устоев, подняться до символа. Тут противоречие: ведь большой смех без малого не бывает. Актер и философ не сливаются. Никогда? Очень редко. Вот таким исключением и был Аркадий Иссаакович Райкин. Он был философом и мудрецом даже в самых дурацких из своих масок. В этом соединении смешного и пророческого он поднялся на орбиту, где царит Чаплин.

Об актере на портале «Культура.РФ»

23 октября

23 октября 1928 года родился композитор Юрий Саульский. На своем жизненном пути он встречался с певцами, актерами, художниками, поэтами, режиссерами, оркестрантами; одни их них влияли на его становление как исполнителя, музыковеда, композитора, на других очень мощно воздействовал он сам. Юрий Сергеевич всегда был собой – художником, постоянно находящимся в движении, постоянно трансформирующимся. Судьбе было угодно, чтобы он получил великолепное образование, испробовал многое – игру в военном оркестре, занятия роялем, виолончелью, валторной, дирижированием, музыкальной теорией, и многим другим. Но наиболее любимым жанром в течение свыше полувека был для него джаз. Он писал музыку для балетов и мюзиклов, кинофильмов и театральных спектаклей. Юрий Сергеевич Саульский – автор многих популярных песен, таких как «Тополиный пух», «Счастья тебе, Земля», «Признание», «Обычная история»… Он же является автором первого советского твиста «Черный кот», написанного на слова Михаила Танича.

О композиторе на портале «Культура.РФ»

22 октября

22 октября 1869 года родился художник Филипп Малявин – яркий представитель русского импрессионизма. Именно его кисти принадлежит серия «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн». В 1900 году Филипп Андреевич становится членом объединения «Мир искусства», а затем – «Союза русских художников», от которого был делегирован в Кремль, где рисовал с натуры Ленина и других партийных лидеров. В том же 1900 году художник был удостоен большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже за картину «Смех». Командированный в 1922 году для устройства персональной выставки за границу, Филипп Малявин на родину уже не вернулся: сначала обосновался в Париже, затем переехал в Ниццу. В Ницце он продолжил писать серию «русских баб», которая пользовалась неизменным успехом, а на основе своих кремлевских рисунков создал цикл злых карикатур.

О художнике на портале «Артхив» 

21 октября

21 октября 340 лет назад по воле Людовика XIV началась история одного из лучших театров мира – «Комеди франсез». Король-Солнце обожал представления и даже сам исполнял роли в пьесах своего любимого автора – Мольера. Мольер сыграл огромную роль в истории европейской комедии. Он создал комедийную традицию, получившую широкое распространение. В театральной практике Мольер был также пионером «естественности», неутомимым искателем жизненной правды, старавшимся всегда «следовать природе». Реалист Мольер придерживался в собственной актерской деятельности метода внимательного наблюдения и изучения жизни, призывая к этому и актеров своей труппы.

Документальная программа «Великие театры мира. Комеди франсез» 

20 октября

20 октября 1880 года распахнул двери для первых зрителей Московский цирк на Цветном бульваре – один из старейших в России. История Московского цирка конца XIX – начала XX века связана с именем братьев Никитиных. В мае 1883 года во время торжеств по случаю коронации Александра III они выстроили на Ходынском поле амфитеатр с 2-мя манежами и примыкавшим к ним ипподромом, на котором проводились «Скачки бедуинов», «Гонки римских колесниц и квадриг» и много другое. Наездник и дрессировщик лошадей А. Саламонский возвел на Цветном бульваре каменное здание цирка, в 1884 году к нему были пристроены конюшни, а в 1890 году оборудован бассейн для водных феерий. В 1919 году цирки Саламонского и Никитина были национализированы, художественным руководителем обоих цирков был назначен В. Труцци. В разные годы в цирке работали такие режиссеры как А. Арнольд, Э. Краснянский, Б. Шахет, Ю. Юрский, М. Местечкин. А директорами были: П. Ткаченко, Н. Байкалов, Л. Асанов, Л. Костюк, ну и, конечно, самый известный директор – Ю. Никулин.

10 фактов из истории первого государственного цирка СССР на портале «Культура.РФ» 

19 октября

19 октября 1811 года под Петербургом была открыта привилегированная школа для мальчиков Царскосельский лицей. Самым известным выпускником лицея стал Александр Пушкин. Здание, в котором размещался Лицей, построено по проекту архитектора И. В. Неелова в 1789–1791 гг. как дворцовый флигель. Для того, чтобы разместить в нем вновь открываемое учебное заведение, его внутри перестроили.

Пройдут годы, и Пушкин в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» скажет об этом торжественном и памятном дне:

«Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…».

Ссылка на документальный фильм «Когда возник лицей…» (2011) на портале «Культура.РФ» 

18 октября

Дзуане Антонио Каналь, прозванный Каналетто, родился в Венеции, в приходе Сан Лио, 18 октября 1697 года. Он начал свою деятельность художника с театральных декораций. Самые ранние из них он исполнил в 1716 году для венецианских театров Сант Анджело и Сан Кассиано. В 1719 году, находясь в Риме, куда он был приглашен для оформления постановок опер Алессандро Скарлатти в театре Капраника во время карнавала 1720 года, юный Каналетто изменил направление своего творчества. Раздосадованный нескромностью драматургов, он бросил театр и целиком посвятил себя писанию ведут с натуры. Ведуты Каналетто представляют собой любопытный феномен: соединение топографически точно запечатленных реалий определенной местности. Некоторые исследователи рассматривают его как предшественника фотографии, т.к. его ведуты отличаются «абсолютным чувством реальности».

О творчестве художника на портале «Артхив»  

17 октября

17 октября 1836 года ушел из жизни Орест Адамович Кипренский – создатель целой галереи замечательных портретных образов и человек, которого современники называли «истинным сыном эпохи бури и натиска, поэтом храбрых воинов и нежных дам». Орест Кипренский по многим позициям удерживает в русском искусстве титул первого: первый романтик, первый живописец и первый портретист собственно XIX столетия, первый мастер карандашного портрета. Это первенство сопряжено с единственностью, неповторимостью и одновременно художественным совершенством, которое и в его время, и еще долго потом оставалась непревзойденным.

О жизни артиста на портале «Культура.РФ»  

1 октября

«Фортепианная игра состоит из здравого смысла, сердца и технических средств. Все должно быть развито в равной мере: без здравого смысла вы потерпите фиаско, без техники вы дилетант, без сердца – машина». Так говорил Владимир Горовиц, «гений рояля», крупнейший пианист ХХ века, пришедший в этот мир 1 октября 1904 года. 

Концерт Владимира Горовица – всегда событие, всегда сенсация. Правда, самые первые его концерты в обеих столицах проходили при полупустых залах – имя дебютанта мало что говорило публике. Лишь немногие знатоки и специалисты слышали об этом удивительно талантливом молодом человеке, окончившем в 1921 году Киевскую консерваторию, где его учителями были В. Пухальский, С. Тарновский и Ф. Блуменфельд. Начало же шумной славе положила – как часто бывает – счастливая случайность. В 1925 году, в Гамбурге, к нему в номер гостиницы прибежал запыхавшийся антрепренер и предложил заменить заболевшего солиста в Первом концерте Чайковского. Выступать надо было через полчаса. Наскоро выпив стакан молока, Горовиц бросился в зал, где престарелый дирижер Э. Пабст только и успел сказать ему: «Следите за моей палочкой, и, бог даст, ничего страшного не случится». Уже через несколько тактов ошеломленный дирижер сам следил за игрой солиста, а когда концерт кончился, публика за полтора часа раскупила билеты на его сольное выступление.

Ссылка на документальный фильм «Владимир Горовиц: Последний романтик» (1985) 

15 октября

В 1814 году, в ночь с 14 на 15 октября, родился великий русский поэт Михаил Лермонтов. Анна Ахматова в одной из своих статей писала о Лермонтове: «…Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в одной поэзии мира. Это так просто, так неожиданно и так бездонно:

Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.

…Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом».

Художественный фильм «Лермонтов» на портале «Культура.РФ»  

14 октября

В 14 октября 1809 года в петербургскую Академию художеств был принят новый ученик – десятилетний Карл Павлов, сын Брюлло. Золотая медаль по окончании заведения дала ему право на учебу за границей. Именно с этого момента Карл Брюлло стал подписываться русифицированной фамилией «Брюллов». Энтузиазмом современников он был вознесен на недосягаемую высоту, со стороны учеников это был прямо-таки род обожествления. Вот знаменательный пассаж в воспоминаниях одного из них: « ”Художник должен уметь писать все”, – сказал Леонардо да Винчи… Но сам, как из картин видно, всего писать не умел. Первый и единственный художник, равно прекрасно умеющий писать все, был Карл Павлович Брюллов, и в этом отношении на него следует смотреть как на человека, решившего давно заданную, но до него никем не разрешенную задачу».

О художнике на портале «Культура.РФ»

13 октября

13 октября 1825 года родился гениальный дизайнер, создатель одежды «от кутюр», Шарль Фредерик Ворт. В мире моды его считают пионером. Ворт был первым, кому в голову пришли основные критерии – то, что мы сейчас называем высокой модой. Ворт был первым, кто понял, как стать звездой в мире моды. Он просто стал подписывать свои модели, так же как художник подписывает свои картины. Кроме того, он каждый год представлял новую коллекцию и таким образом сделал моду изменчивой, что увеличило покупательский спрос. Свой первый модельный дом, Дом Моды на Рю де ла Пэ в Париже, он создал в 1857 году. Этот модельный дом покорил весь мир и просуществовал 100 лет! Его успех был столь оглушителен, что знаменитый писатель Эмиль Золя увековечил его в своих романах «Дамское счастье» и «Западня». Именно Ворт сумел разгадать тенденции эпохи и поставить производство своей продукции на поток.

О дизайнере в программе «Модные истории» 

12 октября

12 октября 1935 года в небольшом северо-итальянском городе Модена, в семье булочника-меломана родился знаменитый певец-тенор Лучано Паваротти. Обаяние его таланта преодолевает национальные, культурные и возрастные границы. Наверное, это происходит потому, что для того, чтобы оценить настоящую музыку, язык не имеет значения. Народы совершенно различной музыкальной культуры – например, китайцы, маори, пакистанцы – все, казалось, оценили по достоинству те привлекательные качества этого замечательного певца, без которых его музыка могла бы остаться для них чужой.  

Bryan Adams & Luciano Pavarotti – «O Sole Mio» 

11 октября

11 октября 1904 года в Киеве родился Алексей Яковлевич Каплер – советский киносценарист, едва не породнившийся с товарищем Сталиным. Творческую деятельность он начал как актер в 1920 году в молодежном киевском театре «Арлекин». С 1921 года работал с Г. Козинцевым и И. Траубергом на Фабрике эксцентрического актера в Петрограде. По сценариям Алексея Яковлевича были поставлены фильмы «Три товарища» (1935), «Шахтеры» (1937), «За витриной универмага» (1956), «Полосатый рейс» (1961). 

Программа «Мой серебряный шар» на телеканале «Культура», посвященная Алексею Каплеру 

10 октября

Великий Джузеппе Верди. Как обеднел бы музыкальный мир, не родись он на севере Италии 10 октября 1813 года. «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Аида», «Отелло», «Фальстаф» – каждую его новую оперу называли гениальной, величайшей и непревзойденной. В истории мирового искусства известно немало и других деятелей, прошедших очень долгий жизненный и творческий путь; однако редким из них выпало счастье неуклонно идти вперед и подобно Верди создать свои величайшие новаторские произведения уже на восьмом десятке… До глубокой старости Верди сохранил творческие силы и неустанно стремился к поискам новых путей в искусстве. Джузеппе Верди славен не только как композитор, но и как великий гражданин, пламенный патриот совей родины – Италии. Соотечественники с гордостью называли его «маэстро итальянской революции»

Опера Джузеппе Верди «Макбет» на портале «Культура.РФ» 

9 октября

Музыкант, поэт, художник, пацифист и любимый муж. Мир встретил его воем сирен и разрывами бомб и проводил пятью выстрелами в упор. Джон Уинстон Леннон родился в Ливерпуле 9 октября 1940 года в 6 часов 30 минут утра во время бомбардировки города. Политические и социальные проблемы неизменно занимали центральное место в творчестве Леннона-музыканта и определяли его самооценку на каждом этапе жизни – так было и в пору его стихийного подросткового бунта против буржуазной респектабельности, и потом, когда он отождествлял себя в музыке с угнетенным классом, и когда его стали волновать проблемы личного освобождения, и когда его увлекли политические и общественные коллизии. Леннон не раз менял свои убеждения, но никогда не отказывался ставить перед собой вопросы. Легенда, сенсация, объект поклонения, рок-идол номер один, властитель дум, покоритель мира. Просто Леннон. Он творил эпоху и выстраивал свою судьбу, как новое чудо света.

Официальный youtube-канал, посвященный Джону Леннону 

8 октября

8 октября 1911 года в Нежине, в семье старьевщика родился Марк Наумович Нейман – будущая эстрадная звезда и замечательный киноактер. Взяв себе псевдоним «Бернес», в 17 лет Марк уехал из дома, надеясь найти актёрскую работу. Его колоритные экранные герои… Они прошли через сердца и судьбы поколений. Созданные им образы обладали некой магической силой. Люди любили и уважали своего кумира. Нет, его не просто любили, его обожали. Почта доставляла ему с необъятного пространства Советского Союза и из-за рубежа огромное количество писем, упакованных в огромные мешки. Ответить на все было немыслимо. Но он не мог кому-то не ответить – боялся обидеть. Но был ли он счастлив? Одна из кинозвезд сказала: «Что там говорить! Несчастный был человек! Прожил всего пятьдесят восемь лет – возраст мудрости, расцвета творчества. И так мало сыграл главных ролей!». «Все же он был счастливый человек, – утверждает другой современник. – Ведь он, Бернес, нашел – Песню! И в трудную для себя пору создал свой второй, новый творческий мир».

История жизни артиста на портале «Культура.РФ» 

6 октября

6 октября 1872 года в Ярославле родился Михаил Кузмин – поэт, прозаик, драматург, переводчик и композитор. Он стал известен после публикации повести «Крылья» и стихотворного цикла «Александрийские песни». Кроме поэзии и прозы, Михаил Александрович писал увлекательнейшие статьи об искусстве, которые являлись существенным дополнением к его поэтическому наследию в прозе. Сам Михаил Александрович говорил: «Современное искусство. Высота современных достижений искусства. Какое завлекательное сочетание слов! Боюсь, не обманчивое ли… Тогда как развитие точных наук, техники и механики, коренные изменения политических и общественных взаимоотношений неукоснительно протекают во времени и пространстве, освобождение от этих понятий (всегдашняя мечта человечества) можно наблюдать только в области искусства, простейших чувств, исконных движений духа и анатомическом строении человеческого тела. Конечно, каждый художник живет во времени и пространстве и поэтому современен, но интерес и живая ценность его произведений заключается не в этом. Самоубийственно цепляться за то, от чего хочешь освободиться. Поезд, поставленный не на свои рельсы, неминуемо сходит с них».

Стихотворения Михаила Кузмина на портале «Культура.РФ»  

5 октября

5 октября 1782 года в Петербурге, в деревянном театре купца Карла Книппера на Царицыном лугу (ныне Марсово поле), по случаю бенефиса выдающегося артиста, театрального деятеля и педагога Ивана Дмитревского «придворными актерами Ее Императорского Величества (Екатерины II) по письменному дозволению от правительства» была впервые исполнена комедия из пяти действий «Недоросль» Дениса Фонвизина. Это было очень важное событие в жизни русского театра последней трети XVIII века. Существует давнишнее предание, что Фонвизину при создании «Недоросля» оказывал помощь Дмитриевский. Документов, подтверждающих это, кроме некоторых косвенных, нет. Дружеские отношения Фонвизина и Дмитриевского начались еще в 1760 году, когда Фонвизину было 15, а Дмитриевскому – 27 лет. Знаменательно, что именно со слов Дмитриевского мы знаем, что в 1779 году Фонвизин уже работал над «Недорослем». Сотрудничество Фонвизина с Дмитриевским несомненно началось с 1778-1779 гг., тогда же, очевидно, у них и появилась мысль поставить «Недоросля» в бенефис Дмитриевского и при этом не в юбилейные дни тридцатилетия его деятельности, а в дни двадцатилетия коронования Екатерины II.

О спектакле «Недоросль» на портале «Культура.РФ»  

4 октября

4 октября 1925 года родился кинорежиссер Марлен Хуциев. «Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Мне двадцать лет», «Был месяц май», «Июльский дождь»… Его фильмы – это особый мир, особый взгляд на окружающую жизнь. Марлена Хуциева давно и общепризнанно считают классиком отечественного кино. Новаторство режиссера выразилось в поисках новых форм актерского творчества, сюжетосложения, изобразительного решения фильма органически связанного с его драматургией.

В картине «Два Федора» (1959г.) очень ярко показана основная тема творчества режиссера – стремление людей к душевной общности и взаимопониманию. Режиссура Хуциева, отличающаяся тонким пониманием особенностей исполнителя, определила успех актерского дебюта В. М. Шукшина в роли Федора-старшего.

О главных фильмах Хуциева на портале «Культура.РФ»   

3 октября

3 октября 1958 года состоялась премьера самого знаменитого польского фильма за всю историю кинематографа – «Пепел и алмаз». Картина стала выдающимся прорывом режиссера Анджея Вайды и актера Збигнева Цибульского. Анджей Вайда не первый, кто взялся снимать картину по роману «Пепел и алмаз». Сначала роман пытался экранизировать Антони Богдзевич, но ему не позволили политические власти, потом что-то пробовала Ванда Якубовская и, наконец, Ян Рыбковский. Уже непосредственно от него Анджей Вайда получил права на постановку. Фильм «Пепел и алмаз» заметили в мире, кинокартина даже получила Премию Дэвида Селзника. Премия проложила фильму дорогу на экраны многих стран, в том числе и на экраны советского кинематографа.

Ссылка на фильм

2 октября. САМАРА

2 октября 1888 года драмой П.М. Невежина «Вторая молодость» был открыт театральный сезон в новом, только что построенном самарском театре. Накануне, 1 октября, в присутствии городского головы П.В. Алабина, гласных городской думы и артистов труппы П.М. Медведева здание было торжественно освящено. Речь идет о том самом каменном, словно сказочный терем, театральном дворце, что и поныне украшает город.

Однако первая сцена Самарского театра открылась намного раньше этой даты. Нотариус, литератор, общественный деятель в театральной жизни Самары Александр Александрович Смирнов так описывает возникновение Самарского театра: «В 1851 году Самара из уездного была преобразована в губернский город. Понаехали чиновники из столиц, дворянство оживилось, приобрело для собрания дом Путилова на Дворянской… В то же время появился и постоянный (т.е. на зимний сезон) профессиональный театр, открытый Е. Стрелковым на берегу Волги в так называемой «Гавани», в доме Лебедева. 8 ноября 1851 года – день открытия спектаклей в Лебедевском доме – и нужно принять как дату начала Самарского театра».

Самарский академический театр драмы им. М. Горького на сайте «Культура.РФ»

2 октября

В центре сквера площади Искусств – одной из красивейших площадей Санкт-Петербурга – на строгом гранитном пьедестале с высеченной на нем лаконичной надписью «Александр Сергеевич Пушкин» возвышается бронзовая фигура великого русского поэта. Автором памятника является ленинградский скульптор, народный художник СССР Михаил Константинович Аникушин. Он родился 2 октября 1917 года в Москве, в семье рабочего-паркетчика. Михаил Константинович один из лидеров традиционализма в русской школе ваяния и созданный им монумент – убедительное и яркое тому свидетельство.

Биография художника от первого лица

31
0
10023
4
0
1

В арт-календаре специалисты отдела искусств Самарской областной универсальной научной библиотеки расскаывают о знаковых датах в мире искусства.

Если вы хотите поставить этой виртуальной выставке "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.