24 сентября
24 сентября 1896 года родился крупнейший представитель «потерянного поколения» в литературе – Фрэнсис Скотт Ки Фицджеральд.
Несмотря на великие ожидания и большую подготовку, его роман «Великий Гэтсби» изначально провалился. Была продана всего 21 тысяча экземпляров, что было в два с половиной раза меньше, чем проданный тираж каждой из его первых двух книг «По ту сторону рая» и «Прекрасные и проклятые». Для Фицджеральда, который вел разгульный образ жизни голливудской звезды, это был сильнейший удар. Книга не принесла желаемых доходов, а в тридцатые, после начала великой депрессии, о ней и вовсе забыли. Однако уже через год после смерти писателя книга начала приобретать статус «великой».
18 сентября
Анна Нетребко родилась 18 сентября 1971 года в Краснодаре и там же начала выходить на сцену. Однако юная певица мечтала о театрах Санкт-Петербурга – и мечту свою осуществила. Она с легкостью поступила в музыкальное училище, потом – в консерваторию, в класс Тамары Новиченко. Еще студенткой Анна Нетребко блеснула на прослушивании молодых певцов в Мариинском театре, и Валерий Гергиев предложил ей дебютировать в партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. После этого на сцене легендарной Мариинки совсем юная Анна исполнила партии куртизанки Виолетты («Травиата» Верди), Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки), нежной Джильды («Риголетто» Верди) и многие другие роли.
Со временем голос Анны Нетребко приобрел новые краски, и на смену хрупким героиням пришли совсем другие образы, к примеру – кровожадная леди Макбет в опере Верди. Об этой роли певица сказала: «В образе леди Макбет я наконец-то смогла быть сама собой». А вот с Татьяной в «Евгении Онегине» Нетребко, по ее словам, «настрадалась»: «По своей натуре я была и есть ее прямая противоположность».
О российских оперных певицах, покоривших мир, на портале «Культура. РФ»:
18 сентября САМАРА
В августе 1902 года усилиями выпускника Санкт-Петербургской консерватории Екаба Карклиньша (ученика Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, С. И. Габеля) в Самаре было открыто Отделение Императорского русского музыкального общества (ИРМО), а при нем – музыкальные классы. По официальным данным днём рождения нового в Самаре учебного заведения стало 18 сентября 1902 года. Это было большим событием в культурной жизни города, так как появление профессионального учебного заведения подняло на новую ступень музыкальное образование в Самаре и положило начало существованию и развитию в нашей губернии профессионального музыкального образования, Самарской музыкально-педагогической школы как стройной системы взглядов на проблемы и методику обучения и воспитания музыкантов, которой было суждено развиваться вот уже более чем 100 лет в деятельности нескольких поколений самарских музыкантов.
Классы разместились в доме купца А. Г. Жоголева на ул. Дворянской (ныне – ул. Куйбышева, 110).
Подробнее об Императорском русском музыкальном обществе:
19 сентября
19 сентября 1941 года родилась солистка известной американской группы The Mamas & the Papas Касс Эллиот. Она окончательно присоединилась к группе летом 1965 года, когда остальные музыканты отправились на отдых на Виргинские острова. После летнего отпуска в Калифорнии группа вернулась в Нью-Йорк. Именно там была написана знаменитая песня California Dreamin', вошедшая в список 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone. Касс Эллиот была очень сильной вокалисткой и сыграла немаловажную роль в успехах группы.
20 сентября
20 сентября свой день рождения отмечает несравненная Софи Лорен. К середине 1950-х годов она уже стала звездой и секс-символом Италии. За свою долгую карьеру Софи снялась в практически 100 фильмах, а ее напарниками на съемочной площадке были такие легенды, как Жан-Поль Бельмондо, Грегори Пек, Кэри Грант, Марлон Брандо, Чарли Чаплин, Фрэнк Синатра и, разумеется, Марчелло Мастроянни, с которым они сыграли вместе в четырнадцати фильмах и составили один из самых известных дуэтов в истории кино. Самой, пожалуй, знаменитой их совместной работой считается картина «Брак по-итальянски». Фильм является экранизацией популярной пьесы итальянского драматурга Эдоардо де Филиппо «Филумена Мотурано».
Ссылка на фильм «Брак по-итальянски»:
21 сентября
21 сентября 1937 года была впервые опубликована повесть Д. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» («The hobbit, or There and back again»). Принято считать, что ее сюжет вырос из устной сказки, адресованной детям писателя. Сам автор, однако, любил рассказывать, как во время проверки студенческих работ ему попался чистый лист, на котором профессор неожиданно вывел: «Жил-был в норе под землей хоббит». Так на свет появился персонаж, которому было суждено определить фабулу повести с тем же названием, а затем и всей трилогии «Властелин колец». Между ними действительно существует много общего: действующие лица, сюжетные повороты, наконец, единое художественное пространство, в границах которого и развивается действие, – Средиземье. И все же не стоит одно произведение расценивать как прямое продолжение другого.
О первой советской постановке Джона Рональда Толкиена на портале «Культура. РФ»:
22 сентября
22 сентября – день рождения американского актера Пола Муни. Один из самых его известных фильмов – «Лицо со шрамом» (1932) – обыгрывает реальные факты из жизни знаменитого гангстера Аль Капоне по прозвищу Scarface («Лицо со шрамом»). Существует легенда, что сам гангстер одобрил фильм перед его выходом в прокат. Как вспоминал впоследствии сценарист Бен Хехт, люди Капоне следили за созданием фильма, требуя, чтобы герой ленты не слишком напоминал их босса.
Фильм опубликован на портале «Культура. РФ»:
22 сентября Самара
22 сентября 1892 года в Самаре, в помещении Благородного собрания, открылась выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Экспонировались работы Н. Н. Ге, И. Н. Крамского, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина, Г. Г. Мясоедова, В. Е. Маковского и других. В ее состав входило 50 работ, в числе которых были такие шедевры русской живописи, как «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, «Портрет И. И. Шишкина» И. Н. Крамского, «В теплых краях» Н. А. Ярошенко.
Благородное собрание – старейший в Самаре клуб, открытый в 1850 году. Здесь в основном собиралась разночинная интеллигенция города. Клуб стал культурным центром Самары. В нем давались концерты, организовывались литературные вечера, проводились художественные выставки, была прекрасная библиотека, книгами которой пользовался В. И. Ульянов (Ленин).
О передвижниках на портале «Культура. РФ»:
23 сентября
23 сентября 1926 года родился Джон Колтрейн. Переходя из оркестра в оркестр, музыкант прошел тропой от классического джаза до самых дальних рубежей, оказался за гранью какофонии, подчинив себе звук. Импровизация Колтрейна – не сиюминутное состояние без границ, он играл в группе, а значит пребывал в трансе одновременно с абсолютной сосредоточенностью на окружающем мире: в джазе далеко не уедешь, если не будешь обращать внимания на других музыкантов и их состояние. Каждый новый оркестр отличался от предыдущего расширением границ музыкальной гармонии. В итоге Джон пришел к «модальному джазу». Образно говоря, от Дюка Эллингтона – к Телониусу Монку. Суть модального джаза сводится к построению мелодии и музыкальной темы в рамках конкретного музыкального лада, например, миксолидийского, дорийского, пентатонического. При этом вся последующая импровизация подчиняется не гармонии, а выбранному ладу европейского или неевропейского происхождения.
Статья о музыканте на портале творческого альманаха ARtifex:
17 сентября САМАРА
17 сентября 1909 года, в третий раз в Самару прибыл Федор Иванович Шаляпин, великий русский певец. Слухи о приезде великого певца взбудоражили город задолго до появления в нем Шаляпина. О предстоящем приезде «звезды» в Самару в прессе было сообщено заранее. Когда к пристани причалил пароход, на берегу стояла огромная толпа встречающих. Всем не терпелось увидеть «Феденьку» – так называли всенародного любимца, именитого артиста императорских театров, обладателя ордена Бухарской золотой звезды, золотого креста Прусского орла, кавалера французского ордена Почетного легиона. О том, почему Шаляпин приехал в Самару, говорили всякое. Большая часть выступлений Федора Ивановича проходила за рубежом: в Берлине, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе. Он выступал в антрепризе Дягилева. В 1908 году Дягилев привез в Париж целый оперный спектакль «Борис Годунов» с Шаляпиным в заглавной партии. В России Федор Шаляпин выступал в столице, не выезжая в провинцию. А тут вдруг – в глушь, в Самару… Зачем? Кто-то считал, что Шаляпин хотел продемонстрировать всем, каким он стал. Ведь когда-то он работал здесь грузчиком на баржах. Другие полагали, что Самара – вовсе не захолустье, а культурный центр русской провинции, поэтому Шаляпин и здесь.
О певце на портале «Культура. РФ»:
25 сентября
25 сентября 1906 года родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
С 1923 года он работал над Первой симфонией. Произведение стало его дипломной работой, премьера прошла в 1926 году в Ленинграде. Позже композитор вспоминал: «Симфония вчера прошла очень удачно. Исполнение было превосходное. Успех огромный. Я выходил кланяться пять раз. Все великолепно звучало». Вскоре Первая симфония стала известна за пределами Советского Союза. В 1927-м Шостакович участвовал в I Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. Один из членов жюри конкурса – дирижер и композитор Бруно Вальтер – попросил Шостаковича прислать партитуру симфонии ему в Берлин. Ее исполнили в Германии и США. Через год после премьеры Первую симфонию Шостаковича играли оркестры всего мира.
С чего начать слушать Шостаковича, читайте на портале «Культура. РФ»:
25 - 26 сентября
25–26 сентября 1833 года Александр Сергеевич Пушкин проездом побывал в Самарском крае. Он собирал материалы об истории пугачевского бунта и посещал только те места, где останавливался Пугачев, поэтому проехал мимо Самары. Встретиться с известным поэтом мечтали многие самарские поклонники его таланта. Узнав о том, что он находится совсем рядом, чета помещиков Шелашниковых, две их дочери и подруга дочерей Евгения Воронина срочно выехали из Самары, надеясь увидеть Пушкина в Оренбурге. Дневник этой поездки вела Воронина. Она, несомненно, обладала литературным даром и сделала очень интересные записи, хотя так и не встретилась с поэтом. Письма Ворониной из Оренбурга своей матери нашел и опубликовал известный самарский краевед Анатолий Иванович Носков.
25 сентября Евгения писала: «Пушкина мы уже не застали здесь… Верстах в семи от Оренбурга есть деревня Берды, где живет одна старуха, которая рассказывала Пушкину о Пугачеве. Мы посетили ее с той же целью». Далее Воронина приводит слова старухи Бунтовой. «Онамедни приезжали господа и один все меня заставлял рассказывать… Он же – дай Бог ему здоровья, наградил меня червонцем за рассказы… Тот барин все меня расспрашивал и песни я ему пела про Пугача. Показал он патрет: красавица такая написана (очевидно, речь идет о портрете жены Пушкина Наталии Гончаровой). “Вот, – говорит, – она станет твои песни петь”». Евгения Воронина не знала, а может, не захотела написать о том, что после встречи с Пушкиным старуху Бунтову местные казаки арестовали и повезли в Оренбург с донесением властям о чужом господине, который «подбивал под пугачевщину и дарил золотом». Разобравшись, старуху отпустили, но недоверие властей к цели путешествия Пушкина, видимо, осталось. Не случайно нижегородский губернатор М. П. Бутурлин писал оренбургскому В. А. Перовскому: «Никак не верю, чтобы он (Пушкин) разъезжал за документами о пугачевском бунте, должно быть ему дано тайное поручение собирать сведения о неисправностях». В одном из писем Воронина приводит слова жены Владимира Даля – будущего составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», служившего чиновником в Оренбурге, – что Пушкин очень спешил. Поэт действительно дорожил своим временем, так как ему нужно было побывать еще в Уральске, откуда начинал свой поход Емельян Пугачев. По воспоминаниям жены друга Пушкина В. А. Нащокиной, он никогда не ждал перезакладки лошадей на почтовых станциях, а «шел по дороге вперед и не пропускал ни одного встречного мужика или бабы, чтобы не потолковать с ними». Зная эту манеру, камердинер поэта Гаврила Калашников на почтовых станциях Средневолжского края называл своего хозяина то графом, то генералом, чтобы смотритель поживее выделил ямщика и лошадей. Имя великого русского поэта в то время было незнакомо простому народу. Сейчас мы дорожим каждым словом знавших его людей. Прекрасно, что воспоминания о Пушкине сохранились в записях его самарской современницы.
26 сентября
26 сентября 1934 года родился замечательный актер Олег Басилашвили. Олег Валерианович Басилашвили сыграл великое множество ролей, и среди них нет ни одной проходной. Всенародную любовь актеру принесло сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым. Их первая встреча произошла за кулисами БДТ, Рязанов зашел туда после спектакля «Мольер», чтобы выразить восхищение актёрами (Басилашвили блистал в спектакле в образе Людовика XIV). «Не понимаю, почему я не снимаю вас в своих комедиях», – выразил удивление режиссер. «Признаться, я тоже этого не понимаю», – ответил актер. Это стало началом большой творческой и человеческой дружбы. Эльдар Рязанов говорил об Олеге Басилашвили так: «Мне кажется, что его сила заключается в том, что он может вжиться в любой персонаж, как положительный, так отрицательный, в любой. Ему подвластно всё».
Подборка фильмов и спектаклей с участием актёра на портале «Культура. РФ»:
27 сентября
Одним из наиболее ярких сооружений в градостроительной структуре Москвы стала Останкинская телебашня, спроектированная в 1960–1967 годах архитектором Л. И. Баталовым и инженером Н. В. Никитиным. 27 сентября 1960 года строителями были заложены первые железобетонные блоки. Башня послужила отправной точкой формирования нового архитектурного ансамбля, который объединяет саму башню, телевизионный технический центр и Олимпийский радиотелевизионный комплекс. Сопоставление трёх масштабных разноплановых сооружений с исторической застройкой в обширном и гармонично организованном пространстве было тщательно выверено и продумано. Это позволило создать уникальный ансамбль памятников архитектуры, ставший на многие годы визитной карточкой столицы.
Облик телебашни – высотной доминанты всего ансамбля Останкино – напоминает огромный космический корабль, стоящий на старте. Практически гладкая стрела бетонного корпуса, скрывающего стальные тросы конструктивной основы, поднималась на невероятную для того времени высоту. Изящный конус основания был прорезан большими арками. В процессе разработки проекта добавились еще круглые окна-иллюминаторы, что сделало еще более очевидными ассоциации архитектурного образа башни с темой космических полетов.
Сложная задача осмысления необычного высотного сооружения была решена Л. И. Баталовым и его коллегами с таким изяществом и ясно читаемым импульсом новизны, которые позволяют Останкинской телебашне и спустя много лет оставаться актуальной в современной архитектурной ситуации. Уникальным было и введение дополнительных функций в сооружение, представляющее собой, в первую очередь, огромную антенну, – таких как смотровые площадки на разных уровнях и знаменитый вращающийся ресторан.
История создания Останкинской телебашни на портале «Культура.РФ»:
28 сентября
Сегодня свой день рождения отмечает талантливая Брижит Бардо. Невероятной красоты актриса завоевала всемирную популярность благодаря роли в фильме «И Бог создал женщину» 1956 года. Критика отмечала, что «роль Жюльетты вскрыла в Брижит нечто ей самой неведомое – её темперамент, её силу и слабость, нежность и одержимость, непокорность и неудовлетворённость». Роже Вадим вспоминал: «Искренние комплименты со стороны таких людей, как Превер, Виан и Кокто, доставили мне большое удовольствие. В газетах писали, перефразируя название фильма: “И Вадим создал Бардо…”», а Жан-Луи Трентиньян позже говорил: «Подумать только – я стал знаменит благодаря роли, в которой был откровенно плох!».
Франсуа Трюффо и его единомышленники, которые первоначально настороженно отнеслись к картине из-за шумной рекламной кампании, отмечая, что фильм «на самом деле оказался тонким и умным произведением», писал: «В фильме нет никакой пошлости, вкус его создателей безупречен. Операторская работа Тирара превосходна, равно как и декорации Жана Андре».
Ссылка на фильм «И Бог создал женщину»:
29 сентября
29 сентября 1571 года родился Микеланджело Меризи да Караваджо. Его называют основателем реализма в живописи. Даже в его произведениях на религиозные сюжеты реальная жизнь пробивалась сквозь церковные каноны, что оскорбляло служителей церкви. Например, картина «Мадонна ди Лорето» вызвала скандал: заказчиков из церкви Сант-Агостино шокировало то, что художнику позировала куртизанка. Масла в огонь подлили глубокое декольте Богоматери и грязные пятки паломника.
В день рождения великого итальянского художника предлагаем прослушать лекцию доктора искусствоведения Веры Дажиной, которая рассказывает о теме смерти на примере Микеланджело Меризи да Караваджо. Лекция на портале «Культура. РФ»:
29 сентября САМАРА
Первый Грушинский фестиваль состоялся 29 сентября 1968 года. Он проходил в очень красивом месте Жигулей – в урочище Каменная чаша. В память об этом событии каждый год в конце сентября в этом месте проходят встречи его организаторов.
30 сентября
Давид Федорович Ойстрах родился в Одессе 30 сентября 1908 года. Он считается одним из наиболее известных представителей русской скрипичной школы. Его исполнение отличалось виртуозным владением инструментом, техническим мастерством, ярким и теплым звучанием инструмента. В его репертуар входили классические и романтические произведения от И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и Р. Шумана до Б. Бартока, П. Хиндемита, С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Исполнение совместно с Л. Обориным скрипичных сонат Людвига ван Бетховена до сих пор считается одной из лучших интерпретаций этого цикла. Д. Ф. Ойстрах также с большим энтузиазмом играл и произведения современных авторов, например, редко исполняемый Скрипичный концерт П. Хиндемита.
Ссылка на концерт:
10 сентября
10 сентября (30 августа по старому стилю) 1756 года из-под пера императрицы Елизаветы Петровны выходит указ, в котором она повелевает «учредить русский театр для представления трагедий и комедий». Так начинается история одного из известнейших театров мира – Александринского. В 1785 году был открыт Эрмитажный театр в комплексе эрмитажных зданий, это старейшее театральное здание из ныне существующих в Санкт-Петербурге, сохранившееся в подлинном виде.
О театре на портале «Культура. РФ»:
2 сентября
2 сентября 1930 года родился основатель музыкальной династии, композитор Андрей Петров.
Он написал много ярких серьезных произведений: оперу «Петр I», вокально-хореографическую симфонию «Пушкин», оперу-феерию «Маяковский начинается», балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», «Мастер и Маргарита»… Произведения Андрея Петрова исполняли выдающиеся дирижеры – Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Евгений Колобов.
Но музыка Петрова – это также веселые и печальные мелодии «Служебного романа» и «Берегись автомобиля», это «Песенка о морском дьяволе» и «Я шагаю по Москве»… «Осенний марафон», «Гараж», «Вокзал для двоих», «О бедном гусаре замолвите слово», «Жестокий романс» – все эти фильмы зазвучали благодаря ему.
Предлагаем посмотретьдокументальный фильм «Музыка в театре, в кино, на ТВ. Почему мне это интересно?! Композитор Андрей Петров»
3 сентября
3 сентября 1942 года родился русский художникКонстантин Васильев. С детства он интересовался русскими и скандинавскими сказками и былинами, любил классическую музыку и историю родной страны. Все его увлечения отразились в картинах – батальной живописи, портретах, пейзажах и многочисленных иллюстрациях. Любимым художником Константина Васильева был Виктор Васнецов. Васильев увидел картину «Три богатыря» в сборнике детских сказок, впечатлился, решил скопировать ее и подарить свой рисунок отцу на день рождения. Работа понравилась родственникам начинающего художника – они отметили необыкновенное сходство персонажей в репродукции и зарисовке Васильева. Родители собрали лучшие рисунки сына и отправили их в Москву, в интернат при Московском художественном институте имени Василия Сурикова. И вскоре Константина Васильева зачислили в школу. В интернате он учился блестяще. Часто ходил в Третьяковскую галерею и Пушкинский музей, коллекционировал репродукции, интересовался творчеством старых мастеров.
О художнике на портале «Культура.РФ»:
4 сентября
4 сентября 1909 года родился Валентин Плучек. В роду Плучека не было театральных деятелей. Но ему было суждено стать режиссером с мировым именем.
Детство Валентина было не безоблачным, и о театре он не помышлял. Рано потеряв отца, мальчик так и не смог найти общего языка с отчимом, фамилию которого ему пришлось взять, покинул дом, подружился с беспризорниками и вскоре оказался в детском доме. Там у него обнаружились способности к рисованию. Он учился живописи и скульптуре. Затем окончил актерское и режиссерское отделения Государственных театральных экспериментальных мастерских под руководством Мейерхольда, в театре которого и стал работать. В 1939 году вместе с Алексеем Арбузовым Плучек организовал театральную студию, где в 1940 году поставил «Город на заре». Но главное дело его жизни – Театр сатиры, который Плучек возглавлял на протяжении почти 50 лет.
О режиссере на портале «Культура. РФ»:
5 сентября
В 1775 году, 5 сентября, французский скульптор Этьен Фальконе, приглашенный в Россию для работы над памятником Петру I, приступил к отливке скульптуры.
Завершилась она не совсем успешно: не удались голова Петра и половина головы лошади. Всю верхнюю часть монумента пришлось отливать заново, после чего обе половины были аккуратно соединены и прочеканены. Подобный метод изготовления больших скульптур был хорошо известен в Европе. Однако Екатерина II не пожелала осмотреть, как ей доложили, недоброкачественную работу, и последние труды мастера не оплатила.
Торжественное открытие Медного всадника состоялось в 1782 году. Тысячи людей пришли на площадь, но среди них не было создателя шедевра – Фальконе – ему не прислали приглашение.
История скульптуры «Медный всадник» на портале «Культура. РФ».:
6 сентября
6 сентября 1939 года в Ленинграде открылся первый в России государственный профессиональный Театр Эстрады. Лучшие мастера из разных городов страны почитали за честь выступать на этих подмостках. Здесь расцвело искусство конферанса, регулярно концертировали джазовые коллективы Леонида Утесова и Олега Лундстрема, начинала свой долгий творческий путь Клавдия Шульженко. Сцена театра помнит блестящих мастеров разговорного жанра Марию Миронову и Александра Менакера. Этот зал слышал голоса Александра Вертинского, Леонида Кострицы, Лидии Руслановой. А в 1944 году на этой сцене начал свой триумфальный путь на эстраде Театр Миниатюр под руководством Аркадия Райкина.
Сегодня Санкт-Петербургский Театр Эстрады имени Аркадия Райкина – родной дом для артистов российской эстрады. В афише театра каждый день новая концертная программа или спектакль. Здесь впервые вышли на профессиональную сцену Эдита Пьеха и Эдуард Хиль, Илья Олейников и Юрий Стоянов… Эта сцена стала родной для Романа Карцева и Михаила Жванецкого, Елены Камбуровой и Сергея Захарова, Давида Голощекина и Александра Дольского…
7 сентября
7 сентября 1907 года родился Ростислав Захаров – артист балета, балетмейстер, режиссёр, педагог, народный артист СССР. Постановки в Большом, Мариинке, выездные работы, педагогическая деятельность, многочисленные награды и премии – Ростислав Захаров хорошо известен в России и за ее пределами. Еще при жизни он снискал славу как талантливый балетмейстер и режиссер.
Первое знакомство Захарова с искусством связано не с театром, а с уличной шарманкой. В то время шарманщики были явлением повсеместным. Они путешествовали по всей России как бродячие артисты. Под музыкальный аккомпанемент часто выступали мальчики и девочки – что называется, за кусок хлеба, и вид их оставлял желать лучшего. Но тогдашние дети, в числе которых была и будущая легенда балета, этих выступлений ждали с восторгом.
Дебют Ростислава Захарова состоялся именно на одной из астраханских улиц, под задорные звуки шарманки. Позже он скажет, что именно она (шарманка) стала для него первой «консерваторией», познакомив с волшебным миром музыки.
Искусство семье Захаровых не было чуждо – отец Ростислава Владимировича отлично играл на мандолине, балалайке и других инструментах. А мама, которая ко всему прочему была превосходной рассказчицей, стала для него первым «балетмейстером». Она учила сына танцевать для исполнения роли в любительском спектакле в доме Балабановых.
Рекомендуем документальный фильм Никиты Тихонова «Балетмейстер Ростислав Захаров» (2007 г.):
8 сентября
8 сентября 1919 года родилась Людмила Целиковская.
Целиковская была кумиром нескольких поколений. Она пришла на смену тому времени, когда героинями экрана были Любовь Орлова и Марина Ладынина. Хотя и Орлова, и Ладынина продолжали сниматься, их часы уже как бы перешли через «полдень», а Целиковская только взлетала.
Во время войны солдаты в карманах гимнастерок носили ее фотокарточки. В бой поднимались с криком: «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!». Она была и остается легендой: подлинная звезда советского театра и кино, красавица с абсолютным музыкальным слухом.
Все это было… Машины, полные цветов, выходы из театров по пожарным лестницам, прически и платья «под Целиковскую», слова Эйзенштейна «Целиковскую не надо хвалить – ее надо снимать» и вердикт Сталина после роли царицы Анастасии в фильме «Иван Грозный»: «Таких цариц не бывает»…
В фильме «Четверо смелых» режиссер доверил молодой актрисе исполнение песен в картине и с тех пор в кино, театре, на концертах Людмила Целиковская всегда пела сама (исключение составил лишь фильм «Антон Иванович сердится»). Целиковская снялась во многих лентах. Самые известные: «Воздушный извозчик», «Иван Грозный», «Повесть о настоящем человеке», «Попрыгунья».
Об актрисе на портале «Культура. РФ».:
9 сентября
9 сентября 1971 года Джон Леннон выпустил знаменитый сольный альбом под названием «Imagine», который многие считают лучшим альбомом Леннона. В некотором смысле эта пластинка стала продолжением «John Lennon/Plastic Ono Band», вышедшего на год раньше, однако «Imagine» содержит больше песен с политическим подтекстом.
Оформление альбома выдержано в голубых тонах, что символизирует небо. На заднюю сторону обложки помещена фотография Леннона, смотрящего в небо (намёк на строчку из заглавной песни: «Above us only Sky»). Также в оформлении была использована фотография Леннона, держащего за уши свинью – прямая насмешка над обложкой альбома Пола Маккартни «Ram», где тот подобным образом держал за рога барана. После первоначальных экзистенциальных исповедей в своем дебютном соло-альбоме «Plastic Ono Band», экс-битлу нужны были глоток утопии, капелька надежды. Этот факт плюс богатый музыкальный потенциал продукта, выпущенного звездным составом исполнителей (среди них Джордж Харрисон, Клаус Вурман, Ники Хопкинс, Джим Кельтнер, Алан Уайт, Кинг Кертис и члены «Badfinger») сделали «Imagine» («Представь себе») великим хитом, ставшим №1 в чартах по обе стороны Атлантики.
Продюсером альбома был Фил Спектор, запись сделали на студии, которую Леннон оборудовал в своем поместье Титтенхерст. «Imagine» дал нам песню, за которую весь мир помнит самую интересную в «Beatles» личность, эта песня – гимн вере человека в лучший мир перед лицом неимоверно разочаровывающей действительности. Он также содержит некоторые из самых лучших любовных песен, когда-либо сочиненных мужчиной для женщины, – «Oh Му Love» и «Jealous Guy» – и также свою долю непричесанного рок-н-рола, в стиле Леннона, как в политическом протесте «Gimme Some Truth» и позорно известной обличительной в отношении Маккартни речи «How Do You Sleep?».
Видеоклип на песню «Imagine»:
1 сентября
В 1910 году 1 сентября открылась первая русская фабрика граммофонных пластинок – Апрелевский завод грампластинок.
Первые грампластинки завода разошлись по ярмаркам, базарам, магазинам и лавкам империи в считанные недели. Их стали крутить на свадьбах и именинах, проводах, посиделках и чаепитиях, семейных вечерах. Огромные трубы граммофонов разносили русские народные песни, частушки, романсы, арии и марши.
Первые пластинки имели два отверстия в центре и проигрывались от середины к краю. Затем диаметр постепенно увеличивался и даже достигал полуметра. Но столь внушительные габариты вели к увеличению размеров граммофона. После революции был создан отдел «Советская пластинка». На пластинках тех лет красовалась ласточка, державшая в клюве нотный знак золотистого цвета. Она стала эмблемой Апрелевского завода. Прошли годы, и пластинки сменили аудиокассеты, но технический прогресс не стоит на месте, и вскоре появились музыкальные диски – CD, MP3. Пластинки стали частью истории, которую бережно хранит в Апрелевке музей завода граммофонных пластинок.
На сайте «СОУНБ» в разделе «Виртуальная выставка» вы можете ознакомиться с оцифрованными записями граммофонных пластинок:
11 сентября
11 сентября 1834 года в селе Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии родился знаменитый русский издатель Алексей Сергеевич Суворин. Владимир Ульянов-Ленин охарактеризовал его жизненный путь так: «Бедняк, либерал и даже демократ в начале своего жизненного пути, – миллионер, самодовольный и бесстыдный хвалитель буржуазии, пресмыкающийся перед всяким поворотом политики власть имущих в конце этого пути».
Отец Суворина был государственным крестьянином, сумевшим выслужить офицерское звание и дворянство. Алексей Сергеевич окончил Михайловский кадетский корпус в Воронеже, но военную службу вскоре оставил, в 1863 году переселился в Петербург и сделался штатным сотрудником умеренно-либеральных «Санкт-Петербургских ведомостей». Книга очерков Суворина «Всякие» возмутила власти настолько, что была сожжена, а ее автор отсидел три недели на гауптвахте. В 1873 году его жена Анна Ивановна, родившая ему пятерых детей, была застрелена любовником в номере петербургской гостиницы «Бельвю». Суворин пережил духовный кризис и перешел на консервативные позиции. В 1876 году, получив при помощи друзей значительный кредит, он приобрел газету «Новое время», вскоре ставшую одним из самых известных изданий в России. Алексей Сергеевич отлично наладил издательский бизнес и стал миллионером: доходы приносили не только газета, но и книжный магазин, и издательство.
При жизни Суворина увидели свет более полутора тысяч книг общим тиражом около 6,5 млн экземпляров. Хорошо расходились издания карманного формата в сериях «Дешевая библиотека», а также ежегодники «Вся Россия», «Вся Москва», «Весь Петербург». Суворин основал Малый театр в Петербурге и оказал значительную поддержку Антону Чехову, Василию Розанову и многим другим писателям. Алексей Сергеевич скончался 24 августа 1912 года, а его наследие после революции было национализировано.
Документальный фильм о семье Сувориных:
12 сентября
12 сентября 1944 года родился народный артист СССР, скрипач и дирижер, создатель и руководитель камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков.
«Он любит деревья, весну, Москву. Основным своим качеством считает доброту. Больше всего любит музыку и семью, из вещей дорожит своей скрипкой. Счастлив, когда может спокойно репетировать». Так говорят о нем друзья. А сам маэстро добавляет: «Я люблю тишину, в жизни и на концерте. Тишина в зале – это успех».
Выдающийся скрипач и дирижер Владимир Спиваков ярко реализовал свой многогранный талант в музыкальном искусстве и многих сферах общественной жизни. Как скрипач Владимир Спиваков прошел блестящую школу у знаменитого педагога, профессора Московской консерватории Юрия Янкелевича. Не меньшее влияние на него оказал выдающийся скрипач ХХ века Давид Ойстрах. До 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. С 1997 года Спиваков играет на инструменте работы Антонио Страдивари, который передали ему в пожизненное пользование меценаты – поклонники его таланта.
О дирижере на портале «Культура. РФ»:
13 сентября
13 сентября 1866 года в Москве основана консерватория, ныне носящая имя П.И. Чайковского. История консерватории начинается с того времени, когда Московское отделение Русского музыкального общества решило создать специальную музыкальную школу – консерваторию. За основу были положены частные классы. Первым директором консерватории стал известный музыкант Николай Григорьевич Рубинштейн.
Сегодня консерватория – одно из ведущих высших музыкальных учебных учреждений России и мира. Помимо учебных помещений – известнейший концертный зал. На базе Московской консерватории проводятся международные и российские музыкальные конкурсы.
История учреждения на портале «Культура. РФ»:
14 сентября
14 сентября 1933 года состоялась премьера озвученного художественного фильма «Тихий Дон». Михаил Шолоховдля донского казачества выступает настоящим героем, он животрепещуще описал жизнь казачества в переломные времена, его роман-эпопея сложный для прочтения и сильный духом. Экранизация романа производилась четыре раза, в 1930 и 1958 годах. Над созданием фильмов вместе с режиссёрами работал консультантом иМихаил Александрович.
Первый кинофильм «Тихий Дон» был немым, премьера его состоялась в 1931 году. Режиссёры и сценаристыОльга Преображенская иИван Правовбыли лишены многого за свой взгляд в созданном фильме, в то время считалось порочным и недопустимым показывать страсть. В 1933 году фильм озвучили, но эта экранизация так и осталась малоизвестной, в отличие от последовавшей за ней через 25 лет.
В 30-х годахозвучивание воспринималось именно как техническое новшество. Пожалуй, это можно уподобить раскрашиванию чёрно-белых фильмов, с оговоркой: различие между немым и звуковым кино гораздо глубже и непреодолимей, нежели между чёрно-белым и цветным кино.
Ссылка на фильм:
15 сентября
15 сентября 1925 года родился актер театра и кино Кирилл Лавров. Высочайшее профессиональное мастерство, свободное владение формой, отвечающей самой сути содержания, позволили Кириллу Юрьевичу Лаврову создать образы масштабные и глубокие. Признание критики и общественности подтверждает значение этих работ.
Как это часто бывает с театральными актёрами, широкое признание, всеобщая известность и народная любовь пришли к Кириллу Лаврову в том числе и в результате работы в кинематографе. Среди его несомненных удач первыми в списке стоят Синцов в фильме «Живые и мёртвые» (1963), Лапин в картине «Верьте мне, люди!» (1964), Башкирцев (прообраз Сергея Королёва) в «Укрощении огня» (1972), В.И. Ленин в фильме «Доверие» (1976), Иван Карамазов в фильме «Братья Карамазовы» (после смерти Ивана Пырьева в 1968 году К. Ю. Лаврову совместно с М. А. Ульяновым пришлось завершать работу над этим фильмом). В 1973 году артист стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за лучшую актёрскую работу». Как правило, все его персонажи – люди положительные.
Коль вдруг недоброю порой
Его обидеть захотите,
Перо немедля положите...
Он – положительный герой!
– такой совет давал критикам по поводу Лаврова поэт-пародист Александр Иванов.
Отсутствие театрального образования не помешало Лаврову стать народным артистом СССР, лауреатом множества премий, художественным руководителем Большого драматического театра имени Товстоногова и президентом Международной конфедерации театральных союзов.
Об актере на портале «Культура. РФ»:
15 сентября САМАРА
15 сентября 1988 г. в г. Куйбышеве после полной реконструкции здания состоялось открытие филармонии. В программе первого после длительного перерыва концерта были Первый концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского и Девятая симфония Л. Бетховена. Исполнитель – оркестр Куйбышевской филармонии под управлением В. И. Нестерова и Ленинградская государственная академическая капелла им. М. И. Глинки под руководством В. А. Чернушенко.
О Самарской филармонии на портале «Культура. РФ»:
16 сентября
16 сентября 1747 года родился Светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Имя генерала-фельдмаршала пользуется заслуженной мировой известностью. Воспитанный в лучших традициях русского военного искусства, основы которого были заложены Петром I, Румянцевым и Суворовым, Кутузов в более сложных исторических условиях поднял русское военное искусство на новую, высшую ступень. Силой своего военного дарования, своим самоотверженным и тяжелым ратным трудом он добился крупнейших успехов, одержал множество побед, слава которых никогда не померкнет.
Интересные факты из жизни великого полководца на портале «Культура. РФ»:
17 сентября
17 сентября 1931 года родилась американская актриса театра, кино и телевидения Энн Бэнкрофт, известная по фильмам «Можно входить без стука», «Выпускник», «Пожиратель тыкв», «Человек-слон» и другим. Вместе с Генри Фондой она играла в спектакле «Двое на качелях» и получила за эту роль премию «Тони». А роль Анны Салливен в пьесе У. Гибсона «Сотворившая чудо» стала визитной карточкой актрисы и удостоена второй премии «Тони». Вернувшись в Голливуд, Бэнкрофт получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль в экранизации «Сотворившая чудо» (1962), а британский фильм «Пожиратель тыкв» (1964) принес ей награду за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале.
Ссылка на фильм «Пожиратель тыкв»:
В арт-календаре специалисты отдела искусств Самарской областной универсальной научной библиотеки расскаывают о знаковых датах в мире искусства.