Май
Слайдер
Описание

1 мая 1917 года – день рождения Федора Савельевича Хитрука, патриарха советской анимации.

1962 год назван историками кино временем анимационного бума. Его начало провозгласил фильм «История одного преступления» Федора Хитрука. Революционная злободневная трагикомедия о безнравственности хамства в «Истории одного преступления» стала символом ветра перемен.

Хитрук не случайно почитается чуть ли не всеми современными режиссерами самых разных стилей и направлений как Учитель. Работающий в анимации с 1937 года, проникшийся лучшими традициями классической анимации, именно он стал революционным открывателем и исследователем новых неизведанных областей одушевленного кино, презрев ограничения, пробивая стену запретов.

В каждой своей работе он распахивал новые двери, менял траекторию поиска. Чуть ли не каждый из его фильмов: «Топтыжка» (1964), «Каникулы Бонифация» (1965), «Человек в рамке» (1966), «Фильм, фильм, фильм» (1968), «Винни-Пух» (1965) – намечал векторы развития для будущей анимации.

Источник: Энциклопедия отечественной мультипликации /составитель С.В. Капкова. – М.: Алгоритм, 2006.

Ссылка на документальный фильм «Портреты эпохи. Фёдор Хитрук» (2002) 

3 мая 1870 года родился художник Александр Бенуа, лидер и вдохновитель культуры русского модерна.

Наследие Александра Николаевича Бенуа, как художественное, так и литературное, вызывает закономерный интерес и в наши дни. Первым его опытом в осмыслении истории русского искусства была написанная в 1893 году глава для книги немецкого ученого Рихарда Мутера «История живописи в XIX веке». Затем Бенуа расширил эту работу и издал собственную «Историю русской живописи в XIX веке», вышедшую двумя выпусками в 1901 и 1902 годах.

На рубеже столетий Бенуа был активнейшим участником художественной жизни России: писал и выставлял свои работы, был соучредителем общества «Мир искусства» и одноименного журнала, а также его выставок; в 1901 году создал художественно-исторический сборник «Художественные сокровища России»; с 1904 года систематически публиковал критические статьи в газетах «Русь», «Слово», «Речь». Он иллюстрировал А.С. Пушкина; в 1923 году был издан «Медный всадник» с его иллюстрациями, получившими широкую известность.

В 30-х годах он систематически выступал в парижской русской газете «Последние новости» со своими «художественными письмами» о выставках и других событиях культурной столицы Франции. В этих статьях особенно остро прочитывается боль за все, что происходило в России, и особенно ощущается горечь от отсутствия достоверной информации о событиях на родине.

Источник: Бенуа А.Н. Русская школа живописи. – М.: Арт-родник, 1997.

О художнике на портале «Культура.РФ»

4 мая 1914 года в Витебске родился Марк Григорьевич Фрадкин, выдающийся советский композитор.

Нет, пожалуй, сейчас в стране человека, который не знал бы песен Марка Григорьевича Фрадкина. И это не только потому, что в творчестве композитора они исчисляются сотнями, не только потому, что они приходят из доступного кино, с телеэкрана и с массовой концертной эстрады. Не потому, наконец, что их охотно исполняют лучшие певцы и музыкальные коллективы. Песни Марка Фрадкина современны, всегда близки сердцам слушателей и, самое главное, во всех песнях есть уникальное качество – особый фрадкинский мелодизм.

Песням Фрадкина суждена долгая жизнь. Не случайно его называют певцом трех поколений. Этот редкий дар художника вызывает восхищение. Музыкальный критик Т. Отюгова отмечала: «Бывают песни – сконцентрировавшие в себе, как в формуле, время – не внешние его приметы, а душевную суть, согревшие в это время своим светом, входящие в сердце сразу с тем, чтобы в нем остаться. Годы прошли, а песня вернулась и как будто только сегодня написана. Секретом таких песен владеют немногие. Марк Григорьевич Фрадкин – из их числа».

Источник: Курцман А. Марк Фрадкин. – М.: Советский композитор, 1991.  (Серия «Портреты советских композиторов»).

Композиторы за роялем. Марк Фрадкин (1973)

4 мая 1934 года родилась одна из самых красивых актрис мира Татьяна Самойлова.

Она с третьего класса занималась балетом и английским, была одарена огромным талантом и особой экзотической красотой. Уже первые роли принесли ей ошеломительный успех. Фильм «Летят журавли», где Самойлова сыграла главную роль Вероники, получил 12 кинопремий в разных странах. Татьяна Самойлова – единственная советская актриса, чей отпечаток ладони красуется на каннской набережной Круазет, ее именем названа Аллея роз в Париже, ее портрет писал Пабло Пикассо, ее приглашали работать в Голливуд.

В жизни актрисы было много взлетов и столько же стремительных падений. Одной рукой судьба ее щедро награждала, а второй отнимала все самое дорогое. Сама Татьяна Евгеньевна говорила, что вполне довольна тем, как сложилась ее жизнь. Главный вопрос, который ей задавали – почему же она сыграла не так уж много ролей? Татьяна Евгеньевна отвечала: «Если говорить честно, то искусство – это Вероничка, Каренина, еще пара ролей. Остальное – просто существование в предлагаемых обстоятельствах. Я всегда трезво оценивала свою работу и качество режиссуры со сценарием. Пусть другие козыряют количеством ролей, я не такая».

Источник: Ярошевская А. Татьяна Самойлова. – М.: Рипол классик, 2014.

Об актрисе на портале «Культура.РФ»

6 мая 1922 года родился корифей советского кино, народный артист СССР Владимир Этуш.

Для миллионов любителей кино Владимир Абрамович запомнился, конечно, ролью товарища Саахова в кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». На эту ключевую роль в фильме Этуша утвердили почти сразу. К тому времени актера уже вовсю эксплуатировали советские режиссеры в качестве колоритного кавказца. У Этуша отменно получалось входить в этот образ, поскольку во время войны он служил в Северо-Кавказском военном округе.

Убедительности Владимира Абрамовича в ролях кавказцев немало способствовала и его внешность. В 1960 году в фильме Константина Воинова «Время летних отпусков» Владимир Этуш исполнил небольшую роль азербайджанца Мамедова, заведующего нефтепромыслом. В 1964 году вышел знаменитый «Председатель» Алексея Салтыкова, где Этуш сыграл полковника КГБ Калоева – и этот кавказец в исполнении Владимира Абрамовича был уж откровенно отрицательным персонажем.

Ну а про роль Саахова из «Кавказской пленницы» Этуш подробно рассказал в своих воспоминаниях «И я там был», изданных в 2002 году: «Дело в том, что в этой роли мне стоило заботиться о внешней характерности. Мою внешность приняли за данность. Поэтому следовало только правильно передать характер современного князя, каким задуман был Саахов. Где-то он добрый и наивный. Но эта доброта и наив властителя, живущего и действующего по своим законам».

Источник: Новицкий Е. Леонид Гайдай. – М.: Молодая гвардия, 2017. (Серия «ЖЗЛ»)

«Без юмора я обойтись не могу». Статья об актере на портале «Культура.РФ»

7 мая 1840 года в Воткинске в семье горного инженера родился Петр Ильич Чайковский.

«В своих писаниях я являюсь таким…, каким меня сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую» (из письма П. Чайковского к С.И. Танееву от 14 января 1891 года). Из этих слов видно, что Чайковский отлично понимал факт социальной обусловленности художника-творца и, в частности, историческую обусловленность своего музыкального творчества.

Петр Ильич Чайковский прошел суровую школу воспитания чувств и разума. Эта «школа» привила прежде всего глубокое уважение к назначению искусства, принимавшего тогда особенно активное участие в решении сложных животрепещущих социальных проблем. Чуткий художник вольно или невольно делался участником борьбы за их решение. Чайковский знал, что роль искусства выходит за пределы узкоцеховых ремесленных рамок – на простор общения с массой людей, пробужденных к интенсивной духовной жизни.

Источник: Альшванг А.А. П.И. Чайковский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1959.

О композиторе на портале «Культура.РФ»

8 мая 1744 года родился Николай Иванович Новиков, русский просветитель, книгоиздатель и журналист, организатор типографий, библиотек, книжных магазинов и школ. 

Выпускник гимназии при Московском университете, Николай Иванович Новиков пять лет отдал военной службе. Выйдя в отставку, он участвовал в работе над законопроектом, который должен был положить конец крепостному праву в России. Однако императрица Екатерина II сочла преждевременным и даже опасным что-либо менять в отношениях между помещиками и крестьянами.

Видя, что никаких преобразований не последует, Новиков стал издавать сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек», в которых критиковал российские порядки. Он же выпустил и «Детское чтение для сердца и разума» – первый в России детский журнал.

Новиков был крупным книгоиздателем. Около трети книг, которые выходили в свет в России в 70–80-е годы XVIII века, печатались в открытых им типографиях. Предпринял он и публикацию документов по русской истории под общим названием «Древняя Росийская Вивлиофика».

Источник: Соловьев В. Русская культура с древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город, 2004.

Книги о Н.И. Новикове в фонде СОУНБ (ссылка на электронный каталог)

12 мая 1842 года родился Жюль Массне – французский композитор, профессор Парижской консерватории. 

Судьба творческого наследия Жюля Массне характерна. Уже при жизни он сделался любимцем французской оперной публики (а затем и оперной публики всего мира). В сорок с небольшим лет Массне стал едва ли не наиболее знаменитым и популярным оперным композитором своего времени. Поразительная и не ослабевающая с годами композиторская продуктивность Массне порождала все новые и новые поводы к разговорам в прессе, к аплодисментам премьер и чествований.

В 1867 году была поставлена его первая опера «Двоюродная бабушка», а уже через год у него появляется постоянный издатель. Затем Массне создает все более зрелые и значительные сочинения: оперы «Дон Сезар де Базан» (1872), «Король Лахорский» (1877), ораторию-оперу «Мария Магдалина» (1873), музыку к «Эриниям» Ш. Леконта де Лиля (1873) со знаменитой «Элегией», мелодия которой появилась еще в 1866 году в качестве одной из Десяти фортепианных пьес – первого изданного произведения Массне.

В 1878 году Массне становится профессором Парижской консерватории, избирается членом Института Франции. Он в центре общественного внимания, пользуется любовью публики, известен всегдашней любезностью и остроумием. Вершина творчества Массне – оперы «Манон» (1883) и «Вертер» (1886), и по сей день они звучат на сценах многих театров мира. 

Источник: Кремлев Ю. Жюль Массне. – М.: Советский композитор, 1969.

Опера «Манон» (Берлинская государственная опера)

14 мая 1727 года родился английский художник Томас Гейнсборо

Становление мастера происходит под влиянием европейского искусства XVII–XVIII вв. и таких художников, как Я. Рейсдал, Ф. Буше, А. Ватто, К. Лоррен, Н. Пуссен, Б.Э. Мурильо, а также поздних работ Рубенса. На формирование портретного жанра Гейнсборо воздействуют У. Хогарт и А. Ремзи.

Несмотря на столь обширный круг влияния, различные эстетические принципы проходят через личность художника, превращаясь в нечто индивидуальное и неповторимое. Его персонажи картин искренни, просты, полны сердечности. Герои и природа гармонично сочетаются друг с другом, объединяются внутренним сиянием палитры.

Популярность Гейнсборо растет после переезда в курортный городок Бат в 1759 году, где мастер проявляет себя в основном как портретист. Выполняя заказы лондонских и местных аристократов, требующих большей показательности, художник обращается к живописи А. Ватто и Ван Дейка. Выходя за рамки парадного портрета, Гейнсборо усиливает одухотворенность образов.

Будучи музыкантом, профессионально владеющим виолой-да-гамба, мастер портрета и пейзажа все свое творчество пронизывает музыкой и поэзией, которые выражаются в ритмичной композиции, сложных закономерных изменениях цветовой гаммы. Его техника живописи со временем приобретает свободу, колорит освежается и обогащается различными вариантами белого цвета, нежным зеленым тоном, бархатистой охристо-коричневой гаммой.

Источник: Энциклопедия мировой живописи/составители Т.Г. Петровец, Ю.В. Садомова. – М.: Олма-Пресс, 2001.

Биография художника на портале «Артхив»

15 мая 1848 года родился художник Виктор Васнецов.

Васнецов был высокий, легкой кости человек, он полностью соответствовал пословице: вятский – народ хватский. Самое любимое одеяние – рабочая синяя блуза. Когда он писал – пел, замечали, что труд его почти не утомлял. От неизбывной силы не спал ночами. Быстрого, почти летящего, тонкого, светлого, изящного, склонного к приятному разговору и задумчивости, друзья его называли «ясное солнышко».

Он был всегда готов участвовать в любой затее. Нарисовал по просьбе С.И. Мамонтова замечательные сказочные декорации, эскизы костюмов к пьесе «Снегурочка» А.Н. Островского и талантливо сыграл в ней роль Деда Мороза. В живых картинах изображал Мефистофеля. А Репин рисовал с него Садко. С ним трудно было спорить, а фантазировать легко. Входил с улицы: «Сколько я чудес видел». И для него эти чудеса абсолютно существовали. Или заявлял – хотелось бы ему «полетать по белу свету». Он очень любил музыку, уводящую от суеты сует, исцеляющую от сиюминутных тревог. И о картинах своих говорил: «Все они были раздуманы и писались в ощущениях музыки». Современники были согласны с этим, о картине «После побоища Игоря Святославовича с половцами» отзывались: «звучащая, как “Богатырская симфония” Бородина».

Источник: Васнецов В.М./ редактор С.В. Чумаков. – М.: Классика, 2000. (Cерия «Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве»)

О художнике на портале «Культура.РФ»

19 мая 1484 года в Московском Кремле заложили Благовещенский собор

Собор считался домовой церковью московских великих князей. В подклет включены части зданий XIV и XV веков. Первоначально собор имел три главы и окружался галереями-папертями. Псковские черты наличествуют в основном только в конструктивном решении перекрытия – своды в виде ступенчатых арок. Килевидные закомары и аркатурно-колончатые пояски в наружном декоре храма целиком находятся в русле московской традиции. В 1562–1564 годах по углам галереи возвели четыре одноглавых придела, а в 1572 году поставили еще две главы над собором, что придало ему вид репрезентативного девятиглавого храма. Интересны порталы, ведущие с папертей в храм (южный сохранил изначальный вид, северный и западный декорированы итальянскими мастерами, очевидно на рубеже XV и XIV веков). Яшмовый пол, по преданию, был перенесен в XVI веке из собора Ростова Великого. Фрески, исполненные в 1508 году под руководством Феодосия, сына Дионисия, неоднократно поновлялись. Иконостас сделан в 1890-е годы архитектором Н.В. Султановым с иконами XIV–XVIII веков.

Источник: И.Л. Бусева-Давыдова, М.В. Нащокина, М.И. Астафьева-Длугач Москва: архитектурный путеводитель. – М.: Стройиздат, 2001.

О соборе на сайте «Музеи Московского Кремля»

22 мая 1813 года родился великий немецкий композитор Рихард Вагнер.

Вагнер жил в эпоху, когда революционные волны прокатывались по всей Европе, когда еще велась борьба против феодальной раздробленности (особенно в Германии). Для Вагнера, который считал частную собственность величайшим злом, дрезденские баррикады в мае 1849 года стали важным водоразделом в его судьбе человека и художника. Конец 40-х годов дал ему мощный творческий импульс, вдохновив на великое подвижническое дело обновления искусства.

Вагнеровская реформа зародилась на гребне революционной волны, и хотя в политическом отношении поздний Вагнер далеко отошел от всякой революционности, он всегда верил в неизбежность падения капиталистического строя и в рождение иного, лучшего «мира будущего», в котором будут жить независимые и счастливые люди.

Для грядущего освобожденного человечества создавались его реформаторские музыкальные драмы – прежде всего, цикл «Кольцо нибелунга», был задуман «всенародный театр» с празднествами-спектаклями, где должны ставиться синтетические «произведения искусства будущего». Прекрасная утопия освобождения человечества, мечта о царстве добра и справедливости, потерпев крах в реальной жизни, эта мечта все же нашла свое отражение в позднем творчестве Вагнера, в его попытке воспеть общность равноправных людей, которые служат высшим нравственным идеалам («Парсифаль»).

Источник: Рихард Вагнер. Сборник статей /редактор-составитель Л.В. Полякова. – М.: Музыка, 1987.

Документальный фильм о Вагнере из цикла «Гении и злодеи» 

23 мая 1921 года родился режиссер Георгий Натансон.

В своих фильмах Натансон впервые открыл зрителю неизвестных в то время в кинематографе артистов: Татьяну Доронину, Марину Зудину, Аллу Ларионову, Виталия Соломина, Наталию Егорову, Ольгу Яковлеву, Александра Домогарова, Анну Тихонову, ставших благодаря его картинам популярными актерами советского кино.

Татьяна Доронина и Инна Чурикова – после успеха фильма «Старшая сестра», Олег Табаков – после фильма «Шумный день» стали любимыми актерами молодежи.

В 1954 году, работая вторым режиссером на картине «Морской охотник» (режиссер-постановщик В. Немоляев), Георгий Натансон предложил первую в его жизни кинороль тогда еще молодому актеру Евгению Леонову – будущему великому актеру театра и кино. Недаром киноведы называют Натансона «открывателем звезд».

Его фильмы имели большой успех в прокате, каждую картину смотрели от двадцати до пятидесяти миллионов зрителей. Фильмы Натансона призывают к добру, учат человеческому достоинству, уважению и преклонению перед женщиной. На них воспитано не одно поколение.

Источник: Натансон Г. 320 страниц про любовь и кино. Мемуары последнего из могикан. – М.: Астрель, 2013.

Фильм Г. Натансона «Валентин и Валентина» (1985)

23 мая 1921 года родился режиссер Григорий Чухрай.

«Моя война», «Мое кино» – так назвал он книги воспоминаний, которые писал в последние годы жизни, прикованный к постели (вторая книга вышла посмертно). В этих искренних, бесхитростных, открытых книгах запечатлелся правдивейший портрет их автора – человека крупного, исключительно честного, яркого, простодушного и скромного. Человека, абсолютно советского по воспитанию, по характеру, жизненным правилам, миросозерцанию.

Он писал: «Человек не волен выбирать, в какой стране и в какую эпоху ему надлежит родиться… Рождение в Советской России не заслуга, но и не грех, в котором нужно покаяться. Это судьба. Я был советским гражданином – солдатом и режиссером – и этим горжусь, нисколько не боясь оказаться немодным и отстать от прогресса… Эпоха, в которой я жил, была голодной, жестокой, кровавой и одновременно великой».

Источник: Зоркая Н.М. История отечественного кино. XX век. – М.: Белый город, 2014.

О режиссере на портале «Культура.РФ» 

24 мая 1830 года родился художник Алексей Кондратьевич Саврасов, один из самых глубоких русских пейзажистов.

Влечение к искусству у художника пробудилось рано: к двенадцати годам он самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображением модных в то время романтических мотивов, вроде «Извержение Везувия» или «Буря на море» (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по дешевой цене торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот.

Становление художника происходило очень быстро. Уже в 1848 году он не только «копировал с Айвазовского, написал два небольшие вида с Воробьевых гор», но и был отмечен в отчете Московского художественного общества как ученик, «представивший лучшие эскизы». А в 1849 году он по совету Рабуса и на средства мецената И.В. Лихачева совершил поездку на Украину, результатом которой стал ряд работ, заставивших критиков говорить о молодом живописце как о надежде русского искусства.

В 1897 году, когда живописца не стало, его любимый ученик и продолжатель Левитан опубликовал в газете заметку «По поводу смерти А.К. Саврасова», в которой говорилось: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов… С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Источник: «Алексей Саврасов»/текст В. Петрова. – М.: Белый город, 2000.

О художнике на портале «Культура.РФ»

25 мая 1941 года родился один из самых талантливых и любимых актеров советской эпохи Олег Даль

Он прожил недолгую (всего 40 лет), но очень насыщенную жизнь в искусстве. О своем приходе в профессию он вспоминал по-разному. В одном интервью рассказал, что в детстве ему хотелось быть и летчиком, и музыкантом, и спортсменом, и художником. Профессия актера, которую он в конце концов избрал, показалась ему наиболее универсальной. В ней он мог хотя бы «проиграть» то, что не сбылось в реальности. Однажды припомнил, что, впервые прочитав лермонтовского «Героя нашего времени», сказал себе – я должен стать актером, чтобы сыграть Печорина. Довольно странное заявление для отчаянного сорвиголовы и шалопая, не отличавшегося от других люблинских мальчишек.

Однако в семье, где искусство ни для кого не было работой, желание сына поступать в театральный институт не вызвало энтузиазма. Прежде всего, посчитали, что это несерьезно. Кроме того, с юных лет Олег картавил, а с такой дикцией нечего было и мечтать стать актером. Вот тогда, может быть, впервые по-настоящему проявился его характер. И с дикцией он справился, причем сам, без медицинского вмешательства.

На экзамене в Щепкинское училище он гордо декламировал монолог Ноздрева из «Мертвых душ». Длинный, худющий до такой степени, что сокурсники чуть позже наградят его прозвищами «шнурок» и «арматура», молодой человек с копной вьющихся волос довел до гомерического хохота всю экзаменационную комиссию. Резкое несоответствие внешности абитуриента и общего привычного представления о гоголевском герое вызвало бурный приступ веселья у всех членов комиссии. Но когда с неожиданной трагической силой зазвучал отрывок из «Мцыри», было уже не до смеха. В общем, его приняли и сразу же, со второго курса посыпались предложения на роли в кино.

Источник: Олег Даль/составитель Н. Галаджаева. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992.

«Трагический гений с манией совершенства». Статья об актере на портале «Культура.РФ»

29 мая 1913 года в Париже в рамках «Русских сезонов» состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Весна священная»

Премьера обернулась публичным скандалом. Свист, шиканье, откровенный смех и бранные выкрики сопутствовали спектаклю от начала до конца. И возмущенный композитор вынужден был оставить зрительный зал в самом начале 1-й картины. «Музыка была так знакома, так дорога мне, и я не мог понять, почему люди протестуют против нее заранее, даже не выслушав ее», – вспоминал композитор впоследствии.

Русские газеты пестрели корреспонденциями из Парижа с подробными описаниями этой необыкновенной премьеры. «Часть зрителей-французов буквально металась под бичами этой незабываемой музыки, жестоко уязвленная горечью мнимой мистификации, захлебывалась мстительной враждебностью к исполнителям, заглушая оркестр злорадными протестами. Иные выражали одобрение не менее вызывающе, но без твердости…».

Признание пришло к «Весне священной» годом позже, на первом концертном исполнении этого сочинения под управлением Пьера Монте в зале Casino de Paris. Стравинский был полностью вознагражден за испытания прошлого года. На этот раз покоренные слушатели устроили восторженную овацию и вынесли его на руках как признанного победителя. Вряд ли это было случайным стечением обстоятельств.

Источник: Вершинина И.Я. Ранние балеты Стравинского. – М.: Наука,1967.

Балет «Весна священная» на сцене Театра Елисейских полей в Париже

17
0
5887
4
0
1

В арт-календаре специалисты отдела искусств Самарской областной универсальной научной библиотеки расскаывают о знаковых датах в мире искусства.

Если вы хотите поставить этой виртуальной выставке "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.