Январь
Слайдер
Описание

19 января

19 января 1865 года родился Валентин Серов, один из самых талантливых художников в истории русской живописи. При сопоставлении первых шедевров Серова – «Девочка с персиками» или «Девушка, освещенная солнцем» – с поздними, последними работами (портрет Иды Рубинштейн или «Похищение Европы») может показаться, что произведения, которые разделяет менее четверти века, написаны разными художниками, или, точнее, художниками, принадлежащими к различным эпохам. Но, в сущности, так оно и было. Если собственная биография Серова небогата событиями, то само время было ими столь богато, что многие даты жизни художника ознаменованы «поворотами» или «переломами» в художественном мире и в собственном серовском творчестве. Серов, ученик Репина, «пасынок передвижничества», по выражению Михаила Нестерова, буквально с первых шагов в искусстве оказался «чужим», ни на кого не похожим художником. Живописец с самого начала оказался на стороне «как написать». «Правда ли, что вы не признаете картин с содержанием?» – спросил его как-то критик Стасов, знаменитый апологет передвижничества. «Не признаю, – ответил Серов, – я признаю картины, художественно написанные».

Источник: Валентин Серов/автор текста Е. Алленова. – Москва: «Белый город», 2000.

О художнике на портале «Культура.РФ»

30 января

30 января 1931 года в бродвейском кинотеатре «Лос-Анджелес» состоялась премьера фильма Чарли Чаплина «Огни большого города». Статьи, которые появились в газетах в день премьеры (для прессы фильм показали на день раньше), были весьма доброжелательными. Старейший критик «Лос-Анджелес экземинер» с удовлетворением отмечал: «С тех пор как еще в эпоху двухчастных короткометражек мне довелось писать рецензию на первую чаплинскую комедию, Чарли не преподносил нам такой вакханалии смеха». А в газете «Рекорд» писали: «Никто в мире не смог бы сделать то, что сделал Чарли Чаплин. То таинственное качество, которое называют “умением общаться со зрителем”, развито у него до такой степени, что способно противостоять всеобщей тяге к фильмам, “где разговаривают”. Впрочем, даже “Огни большого города”, которые публика приняла всем сердцем и многократно приветствовала дружными аплодисментами, не представляют угрозы “говорящему кино”. Это исключение, которое подтверждает всеобщее правило. Мы уверены, что фильм будет иметь грандиозный кассовый успех. Появилась картина, которую захочет увидеть весь мир. Чарли Чаплин – это имя, ставшее обозначением целого явления».

Источник: Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. – Москва: «Радуга», 1989.

Смотрите фильм «Огни большого города» на портале «Культура.РФ»

29 января

29 января 1870 года родился художник Аркадий Рылов. Жизнь Аркадия Александровича Рылова совпала с самой сложной эпохой русской истории и культуры – 1870–1930 годами. И несмотря на негромкую его славу, творчество этого художника представляет важную часть отечественной культуры первой трети XX века, одну из самых вдохновенных, поэтичных ее страниц. В картинах Рылова нетрудно увидеть черты сложного и противоречивого мира той художественной эпохи, в которой причудливо переплелись тенденции и влияния самого разного толка. Художник целиком принадлежал общему потоку русского искусства, он прочно вписан в него, поскольку был восприимчив ко всему новому, к самым широким поискам художественной правды. Но Рылов на фоне бурь своего времени – один из наиболее гармоничных художников, он переплавил все, что дало ему его время, в целостный и своеобразный живописный мир, любоваться которым может каждый независимо от своих эстетических убеждений.

Источник: Аркадий Рылов / автор текста Н. Мамонтова. – Москва: «Белый город», 2001.

О художнике на портале «Артхив»

29 января

29 января 1902 года в подмосковном Звенигороде родилась народная артистка СССР Любовь Орлова. В конце 1930-х, после всенародного успеха «Веселых ребят», «Цирка», «Светлого пути», Орлова была общепризнанной актрисой номер один советского кино. В ряду своих соперниц, среди которых были такие яркие женщины, как Мария Ладынина, Валентина Серова, Татьяна Окуневская, она выделялась не только и не столько эффектной внешностью. Не менее важным было умение выходить за пределы навязанного ролью амплуа, показывать за простецкими манерами ткачихи-поварихи краешек чего-то иного, недоступного, уходящего корнями в разрушенный и запрещенный мир дворянских усадеб. Особенность Орловой проявлялась и в ее универсальности – она сама, без всяких дублеров, пела, танцевала, прыгала с высоты в воду, взлетала под купол цирка. Никто из зрителей не знал, каких усилий, какой железной самодисциплины это требует от немолодой уже актрисы. Ежедневные упражнения у балетного станка, отказ от любых излишеств, расписанная по минутам жизнь. Готовясь к роли ткачихи Тани Морозовой, она работала на фабрике; вживаясь в роль почтальонши Стрелки, разносила письма. Тяга к достоверности позволила ей успешно играть не только на экране, но и за его пределами.

Источник: Хорт А.Н. Любовь Орлова. – Москва: «Молодая гвардия», 2018.

Подборка кинофильмов с актрисой на портале «Культура.РФ»

27 января

27 января 1756 года родился великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Впервые попав в Париж, восьмилетний Моцарт увлекся инструментальной музыкой работавших в столице Франции немецких мастеров галантного стиля – ныне забытых Германа Фридриха Раупаха, Леонци Хонауэра; Иоганна Годфрида Экарда и самого талантливого и разностороннего из всех, рано умершего, Иоганна Шоберта (позднее, уже по возвращении в Зальцбург, он скомпилировал несколько клавирных концертов на основе их сонат). А несколько месяцев спустя в Лондоне Моцарт познакомился с Иоганном Кристианом Бахом – младшим сыном Иоганна Себастьяна и одним из лидеров галантного стиля. Бах-младший отнесся к Моцарту со всей возможной доброжелательностью, много с ним музицировал и, несомненно, повлиял на него больше, чем кто-либо иной из знакомых ему музыкантов. Моцарт всегда вспоминал о Бахе с пиететом; для него просто «Бахом», без имени, был грациозный и скорее легковесный Иоганн Кристиан, а вовсе не Иоганн Себастьян.

Источник: Акопян Л.О. Моцарт. Путеводитель. – Москва: «Классика–XXI», 2006.

Рубрика «Симфония дня» на портале Aarzamas.academy. Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония № 41 («Юпитер»). 1788

26 января

26 января 1846 года в Москве родился художник-передвижник Владимир Маковский. Владимир Егорович Маковский был одним из немногих в русском искусстве последовательных, так сказать, «чистых» мастеров бытового жанра. Если большинство его современников-жанристов 1879–1889-х годов создавали не столько бытовые, сколько сюжетно-тематические картины, отдавая теме явное предпочтение перед сюжетом, то Маковский всегда исходил именно из сюжета, на основе конкретного жизненного материала добиваясь социальных и художественных обобщений. В своей наиболее значительной части творческая судьба Маковского была тесно связана с Москвой, с училищем, к созданию которого имел прямое отношение В.А. Тропинин. Годы, прожитые художником в Москве, были исключительно плодотворны. Маковский много и с удовольствием работал, картины его высоко ценились и охотно приобретались как музеями, так и частными коллекционерами. Московский дом Маковских, как это было и во времена его отца, притягивал к себе лучших представителей творческой интеллигенции – художников, артистов, музыкантов, ученых. Живой, общительный, Владимир Егорович был к тому же неплохим музыкантом-любителем, хорошо играл на гитаре, но особенно любил скрипку. И позднее, уже перебравшись в Петербург, он не оставлял своих занятий музыкой.

Источник: Владимир Маковский: Альбом / авт.-сост. В.Б. Розенвассер. – Москва: «Изобразительное искусство», 1986.

О художнике на портале «Культура.РФ»

25 января

25 января 1832 года – день рождения Ивана Шишкина – «верстового столба в развитии русского пейзажа», как отзывался о нем Иван Крамской. Поэтично ли творчество Шишкина? Безусловно. Художник обладал мужественной поэзией, что выразилось в изображении мощной и суровой русской природы, сумрачных и диких лесов. Шишкинская поэзия специфична, ни на что не похожа, и видимо поэтому ее своеобразие затрудняло разгадку и оценку творчества художника. Произведения Шишкина не были обделены вниманием и при его жизни, и долго после нее. Его популярность устойчива и широка. Она же, видимо, и сыграла с Шишкиным злую шутку: благодаря необычайной восприимчивости публикой его искусства, оно стало восприниматься как банальность. Философия шишкинского пейзажа, утвердившаяся на многие годы, исходила из восхищения натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Может быть, вследствие такого понимания пейзажной задачи уже в начале пути сформировались два фактора, обусловившие все творчество художника. Это – особое внимание и самое пристальное изучение предметного плана, и как следствие этого – любовная проработка переднего плана картины.

Источник: Иван Шишкин / автор текста В. Манин. – Москва: «Белый город», 2000.

О художнике на портале «Культура.РФ»

24 января

24 января 1848 года родился русский художник Василий Иванович Суриков. Очень немногим людям дано видеть и переживать исторические события с такой же силой, как и события собственной жизни, но только единицам дано не просто видеть и чувствовать эти события самим, но и суметь донести свое видение до остальных. Это – избранники. К ним и принадлежал Василий Суриков. Суриков всегда гордился своими предками и своей родиной – Сибирью. Он поэтично и образно рассказывал о ней: «Сибирь под Енисеем… – страна полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст – девственный бор тайги с диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же уходят в дебри скалистых гор. Изредка попадается несущийся с гор бурный поток, а ближе к Енисею то по одному берегу, а то и по обоим – убегающие в синюю даль богатые поемные луга с пасущимися табунами…». Свои картины живописец начинал писать с изучения исторических материалов и этюдов с натуры. При написании «Утра стрелецкой казни» он изучал дневники Иоганна Корба, секретаря при австрийском посольстве во времена Петра I, при работе над «Боярыней Морозовой» – труды историка Ивана Забелина, которого знал лично. Одновременно Василий Иванович выбирал место действия и писал памятники архитектуры на плэнере в конкретных природных условиях. Такой подход лишал их налета музейности и превращал в живую архитектуру «того настоящего».

Источник: Василий Суриков /автор текста Т. Кожевникова. – Москва: «Белый город», 2000.

О художнике на портале «Культура.РФ»

23 января

23 января 1881 года в Большом театре в Москве состоялась премьера оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Работа над сочинением «Лирических сцен по Пушкину» – оперы «Евгений Онегин» – начата была Петром Ильичом Чайковским в мае 1877 года и закончена 13 января 1878 года. Сценарий был составлен при участии К.С. Шиловского, в первоначальном виде опубликован Модестом Ильичом Чайковским и снабжен его замечаниями: «Держась и в расположении сцен и в стихах возможно ближе подлинника и позволяя себе только в редких местах вставки своего сочинения, либреттисты допустили одно капитальное уклонение от образца, заставив в последней картине оперы Татьяну пасть в объятия Онегина. Но в 1880 году осенью, перед представлением оперы в Большом театре в Москве, Петр Ильич привел конец оперы в тот вид, в котором мы его знаем теперь. Участие К.С. Шиловского в составлении либретто, кроме сценариума, ограничивается французским и русским текстом куплетов Трике; все остальные вставные стихи принадлежат композитору». «Евгений Онегин» – не только самая популярная опера Чайковского, но и произведение, сделавшее имя автора знаменитым всюду, где были оперные труппы, музыкальные кружки или отдельные певцы, певицы, пианисты. Она быстро завоевала решительно все оперные сцены России, от столичных театров до глухой провинции.

Источник: Альшванг А.А.   П.И. Чайковский. – Москва, 1959.

Опера «Евгений Онегин» на портале «Культура.РФ.» Постановка Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского

22 января

22 января 1786 года в предместье Парижа, в семье учителя верховой езды родился архитектор Анри Луи Oгюcт Pикap дe Монферран, чьи творения стали украшением Петербурга. В 1814 году архитектор преподнес императору Александру I альбом своих проектов загородного дворца, триумфальной арки, публичной библиотеки, фонтана, мемориальной колонны, а в 1816 году он получил приглашение в Россию. По приезду в Пeтepбуpг Moнфeppaн cpaзу был нaзнaчeн apxитeктopoм пpи Двope и cтaл учacтникoм кoнкуpca пpoeктoв нa вoзвeдeниe Иcaaкиeвcкoгo coбopa. Пpeдcтaвив нa кoнкуpc 24 пpoeктa будущeгo coбopa в paзныx изoбpaжeнияx, oн cумeл зaинтepecoвaть импepaтopa пятиглaвым пpoeктoм в клaccичecкoм cтилe. B 1818 гoду пpoeкт Oгюcтa был утвepждён. C этoгo вpeмeни apxитeктop пpиcтупил к вoзвeдeнию гpaндиoзнoгo xpaмa. Инженерный успех зодчего побудил уже императора Николая I доверить ему сооружение триумфальной колонны на Дворцовой площади (1830–1834) – гранитного столба высотой 25,58 метров, весом в 650 тонн; высота всего монумента составляла 47,5 метров.

Источник: Русское искусство. Иллюстрированная энциклопедия /ред. Н.А. Борисовская, Н.Ю. Семенова. – Москва: «Трилистник», 2001.

Гид по Петербургу. Архитектор Анри Луи Oгюcт Pикap дe Монферран, создатель Исаакиевского собора

21 января

21 января 1905 года на свет появился человек, который вернул Франции ее первенство в мире моды – Кристиан Диор. Он первым привнес тенденции высокой моды на сценические подмостки: был художником по костюмам в нескольких спектаклях и кинофильмах, создавал сценические костюмы для таких звезд эстрады и киноэкрана, как Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, «Битлз». В юности будущий кутюрье увлекся рисованием, открыл в себе художественный дар и мечтал стать великим художником, но родители прочили сыну карьеру дипломата. В 1928 году Диор вместе с Жаком Бонжаном, художником и актером, открыл частную галерею искусств. Но вскоре его отец обанкротился, а мать умерла от тяжелой болезни. Именно тогда Диор начал продавать свои рисунки: эскизы шляпок и платьев печатали в журнале «Le Figaro luster». Его модели шляп пользовались невероятным успехом, но Кристиан специализировался именно на разработке моделей одежды. В 1942 году Кристиан Диор создал парфюмерную фирму Christian Dior Parfums. Великий кутюрье говорил: «Моя мечта – спасти женщин от природы».

Источник: Так говорили великие кутюрье. О моде, о жизни, о себе /составитель Т. Драмашко. – СПб.: «Питер», 2014.

Документальный фильм «Кристиан Диор – Человек-легенда» (Франция, 2005). Режиссер: Филипп Ланфранши 

1 января

Всего три с половиной минуты звучит Государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик. В ночь на 1 января 1944 года он впервые прозвучал по Всесоюзному радио. «Ровно в полночь, – писал в статье «Гимн Победы» народный артист СССР И. С. Козловский, – мы услышали торжественную мелодию и слова нового Государственного гимна. В тот момент он донесся и до фронтов, где наши славные воины ведут решающие бои за честь и независимость нашей Родины…». К работе по созданию нового Гимна Советского Союза были привлечены более ста шестидесяти композиторов из всех союзных республик и около сорока поэтов. Помимо торжественности и величия, присущих поэтическим и музыкальным образам гимна, в нем должны были воплотиться мотивы, отвечающие «духу и сущности советского строя», как сообщалось в специальном постановлении Совнаркома Союза ССР, что в первую очередь касалось слов, но и музыка должна была передать образы и характерные интонации именно советской музыкальной и песенной культуры – твердость и оптимизм, сочетание распевности и призывной энергии.

Источник: «Советской Родине посвящается: Статьи, рецензии и заметки о музыке» / составители: И.М. Дорохова, Г.А. Прибегина, Н.С. Сафронова. – Москва : «Советский композитор», 1985. 

История создания Гимна СССР (спецпроект портала Культура.РФ)

18 января

18 января 1904 года родился актер Борис Бабочкин. В кино Борис Андреевич пришел в 1927 году. Первая роль – Караваев в фильме «Мятеж» (1929), затем Макар Бобрик в фильме «Первый взвод» (1933). Но вершиной творчества Бориса Андреевича Бабочкина является образ Чапаева в одноименном фильме (1934). Поначалу Бабочкин должен был играть Петьку, роль ему нравилась. Но вот при возвращении от Певцова (сценарий читался у него на квартире) Бабочкин начал фантазировать, каким видится ему Чапаев. Во время импровизации он вдруг остановился посреди улицы: «Сейчас покажу, как Чапаев носит фуражку». Показал. Потом запел «Черного ворона». Васильевым стало ясно: не Петьку, а самого Чапаева будет играть Борис Андреевич. Артист создал характер национального героя, рожденного революцией, типический и вместе с тем глубоко индивидуальный. Воплощая замысел постановщиков фильма, он соединил в своем герое эпическую легендарность с живой достоверностью изображения, показал Чапаева как человека необычной широты души, простоты, внутренней цельности.

Источник: Российский иллюзион/отв. редактор Л.М. Будяк. – Москва: «Материк», 2003.

«Борис Бабочкин. Легенды мирового кино» (2006) Программа телеканала «Культура»

15 января

15 января 1795 года в обедневшей дворянской семье родился один из великих Александров Сергеевичей русской литературы – Грибоедов, автор бессмертного «Горя от ума». В репертуар Малого театра всегда включались шедевры русской драматургии. Пьеса «Горе от ума» – не исключение. Новая постановка «Горе от ума» (премьера состоялась 21 января 1963 года) вызвала особый интерес. Постановку осуществлял недавно назначенный на пост главного режиссера Е.Р. Симонов. Художником спектакля был Б. Волков, композитором – Л. Солин, балетмейстером – В. Бурмейстер. Новый главный режиссер не без основания считался правоверным вахтанговцем. В беседе с корреспондентом еженедельника «Театральная Москва» Симонов говорил: «Мысли и слова Чацкого убеждают в том, что он знаком с теми людьми, которых будущая история назовет декабристами. И эта близость мировоззрения Чацкого идеям декабристов определяет тему спектакля. Грибоедову мешала цензура, поэтому он мог представить некоторые идеи только в замаскированном виде. Наш долг раскрыть их и донести до зрителя».

Источник: Дмитриев Ю.А. Государственный Академический Малый театр. – Москва: «Росспэн», 2011.

Телеспектакль «Горе от ума» (1977) на портале «Культура.РФ»

11 января

11 января 1875 года родился Рейнгольд Морицевич Глиэр, композитор, дирижер, педагог, трижды лауреат Государственной премии СССР (в 1946-ом, 48-ом и 50-ом годах). Будучи безупречным мастером своего ремесла, отличным знатоком составляющих его законов и правил, он умел проникаться самой сущностью, духом традиции. Обращение к традиции приобретало для него реальный художественный смысл и творческое оправдание лишь в том случае, когда он ощущал возможность конкретного ее применения в целях удовлетворения эстетических нужд современности. Он всегда шел навстречу запросам современников, понимая под этими двумя словами эстетические потребности широкого круга людей, любящих музыку, не видящих возможности обходиться без нее в жизни, круга, состоящего из музыкантов-профессионалов всех специальностей – от композиторов и дирижеров до безвестных оркестровых музыкантов и хористов, так и из бесчисленных любителей-полудилетантов, тянущихся к музыкальной культуре.

Источник: Рейнгольд Морицевич Глиэр. Т.1/ред. В.М. Богданов-Березовский. – Москва-Ленинград: «Музыка», 1965.

Документальный фильм «Композитор Глиэр» (СССР, 1968). Автор сценария: Т. Грум-Гржимайло. Режиссер: Ю.Сальников

9 января

9 января 1924 года родился Сергей Параджанов. Всемирно признанный режиссер и рядовой узник советского ГУЛАГа, изгой и всеобщий любимец, ироничный и беспощадный собеседник, одновременно сентиментальный и ранимый человек. Из множества прекрасных режиссеров мира именно он включен в число десяти режиссеров, создавших, подобно Феллини, Бергману, Тарковскому, свой уникальный язык, на котором мог говорить только он. Оттого, что это, возможно, самый уникальный режиссер, одинаково свободно творивший в разных национальных культурах. Его фильм «Тени забытых предков», удивительно передавший поэтические импульсы и особенности характера славянского этноса, стал одной из вершин украинского кино. Параджанов причислен к классикам этого кинематографа, и бюст его не случайно установлен на студии им. Довженко. В Армении он причислен к классикам армянского кино. Его фильм «Цвет граната» стал наивысшим достижением армянской кинематографии. Музей Параджанова, открытый в Ереване, один из самых посещаемых. В Грузии он снял фильм «Легенда о Сурамской крепости», удивительно точно передающий особенности грузинского характера, также ставший одним из лучших достижений грузинского кинематографа. Памятник ему украшает и одну из площадей Тбилиси. Сергей Параджанов является одним из самых интересных художников XX века – «герой того времени», оставивший яркий след в истории мирового кинематографа.

Источник: Григорян Л. Параджанов. – Москва: «Молодая гвардия», 2011.

«Я умер в детстве. Сергей Параджанов» (2004). Документальный фильм о великом режиссере, снятый его племянником, Георгием Параджановым

8 января

8 января 1935 года в городке Тьюпело, штат Миссисипи, в бедной и религиозной семье рабочего родился самый успешный артист всех времен Элвис Аарон Пресли. Всего одна минута и пятьдесят шесть секунд понадобились Элвису Пресли, чтобы изменить окружающий мир. Когда молодой певец из Мемфиса, штат Теннесси, появился 5 июня 1956 года в общенациональной телевизионной программе с песенкой «Гонимый пес» («Hound Dog»), написанной в стиле ритмического блюза, но исполненной в бешеном ритме, на планете началась эпоха рок-н-ролла. В отличие от большинства легендарных фигур американской поп-культуры, таких как Джеймс Дин, Мэрилин Монро или Рудольф Валентино, Элвис в течение жизни появлялся перед публикой в самых различных обличьях. Некоторые знают его как шикарного рокера пятидесятых, другим запомнился богобоязненный маменькин сынок, кому-то холеный шоумен конца шестидесятых и даже обрюзгший динозавр из Вегаса. Элвис был каждым из них, и каждый из этих персонажей накладывал свой отпечаток на его музыку: часто в рамках одного альбома или даже песни они словно оспаривают лидерство друг друга. Но один факт неоспорим – подлинным королем рок-н-ролла был только один человек – Элвис Пресли.

Источник:

Джентри Т. Элвис Пресли. – Москва: «Панорама», 1999.

Робертсон Д. Элвис Пресли. – Москва: «Локид», 1997.

Elvis Presley – Blue Christmas (Official Animated Video)

8 января

8 января 1910 года родилась Галина Уланова – звезда русского балета. В 1935 году и в 1940-м спокойная жизнь Большого театра была нарушена приездом ленинградских коллег во главе с Ульяновой-Одеттой (в первый раз) и Улановой-Джульеттой (во второй), и оба раза это стало событием чрезвычайным. В письме к С.Л. Бертерсону (22 июля 1935 года) Вл. И. Немирович-Данченко, страстный поклонник Марины Семеновой и просвещенный балетман, так описал ситуацию: «Весной приезжал в Москву Ленинградский балет. Вообразите, что, несмотря на то, что Е.К. Малиновская (директор Большого театра) старалась перетянуть в Москву лучшие силы, традиция преимущественных качеств Ленинградского балета перед Московским осталась неприкосновенной. Как и прежде, он щегольнул и отсутствием вульгарности, и вкусом, и индивидуальными силами. У нас Семенова, но там появилась звезда в самом настоящем смысле – Уланова. И несколько претендентов и претенденток на соперничество. Ваганова оказалась великолепной преподавательницей и даже постановщицей. Ленинградский балет дал в Москве 4 спектакля по сумасшедшим ценам при полных сборах и имел колоссальный успех».

Источник: Галина Уланова/текст Вадима Гаевского.– Москва: «Астрель», 2010.

«5 историй из жизни Галины Улановой» на портале «Культура.РФ»

8 января

8 января 1883 года родился художник Павел Николаевич Филонов, один из лидеров русского авангарда. Художник-пророк, гениальный страдалец, «очевидец незримого», создавший не полотна, а откровения – атомистические фрески, иллюзорная, фантастическая сделанность которых рождает чувство концентрированной наполненности мира, смелого прорыва в беспредельность человеческого духа. Филонов был, вне всякого сомнения, натурой героической: аскет, подвижник, бескомпромиссный мученик за коммунистическую идею, религиозный ортодокс вначале и столь же непреклонный атеист впоследствии. Но и здесь же – и наравне – мрачный нигилист, борющийся один на один с Роком: личность мощная, самоуглубленная, сколь одержимая, столь рациональная в своем натиске на природу, склонная к рефлектирующему одиночеству, отчаянию и тоске по пространству.

Источник: Павел Филонов/гл. редактор Н. Астахова. – Москва : «Белый город», 2001.

О художнике на портале «Культура.РФ»

6 января

6 января 1872 года родился Александр Скрябин. Музыканты, «просто пишущие музыку», его раздражали и казались совершенно ненужной породой людей. Еще менее значения для него имели музыканты, «просто исполняющие» всякую музыку – Бетховена, Шопена, Листа, Вагнера. Он ценил только тех и то, что могло стать «звеном в общем плане», то есть, иными словами, исполнение своих сочинений. Композитор говорил: «Музыка – путь откровения. Вы не можете себе представить, какой это могущественный метод познания. Если бы знали, сколь многому я научился через музыку! Все, что я теперь думаю и говорю, все это я знаю через свое творчество».

Неотъемлемой чертой фортепианного стиля Скрябина, проявившейся уже в ранних опусах, представляется использование педалей, отдельных выдержанных нот, создающих определенное гармоническое ощущение. Композитор пользовался таким приемом виртуозно и многообразно. Это и сложение звуков мелодической фигурации в аккордовую вертикаль, и прорастающие из аккордовых вертикалей мелодические голоса. Подобные педализируемые звуки любил Чайковский, в свою очередь унаследовавший данный прием от Глинки.

Источник:

Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине. – Москва: «Классика–XXI», 2003.

Рубцова В.В. Александр Николаевич Скрябин.– Москва: «Музыка», 1989.

О композиторе на портале «Культура.РФ»

4 января

4 января 1772 года в Петербург из Парижа прибыли 158 картин мастеров западноевропейской живописи, в том числе семь картин Рембрандта и среди них – знаменитая «Даная». Купить эти полотна посоветовали Екатерине II князь Дмитрий Голицын, в ту пору российский посол во Франции, и французский просветитель Дени Дидро, с которым русская императрица состояла в переписке. Так начиналась коллекция шедевров Эрмитажа. Стараясь не отстать от монархов Западной Европы, Екатерина II устроила в Зимнем дворце галерею произведений искусства и редкостей. Для художественных сокровищ она отвела несколько комнат, окнами на Неву, присвоив им причудливое и модное тогда наименование – Эрмитаж. «Эрмитаж» в переводе с французского означает «пустынка», «уединенное убежище». Так в XVIII веке называли небольшие здания в дворцовых парках или отдельные части дворца, предназначенные для отдыха и развлечений тесного круга высшей придворной знати. Устроенный в комнатах Зимнего дворца Эрмитаж положил начало будущему величайшему музею мира.

Источник: Л. Антонова, М. Андреева, О. Дмитриева, Ю. Шатиро «В мире сокровищ: по залам Эрмитажа». – Ленинград: Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения, 1961.

ЭРМИТАЖ ЗА ДЕНЬ. Что посмотреть в Главном музейном комплексе на Дворцовой площади (спецпроект портала «Культура.РФ»)

2 января

2 января 1896 года родился Дзига Вертов (настоящее имя Денис Аркадьевич Кауфман), режиссер, сценарист и теоретик кино. Вертов является одним из зачинателей советского и мирового документального кино. В годы Гражданской войны руководил съемками на фронтах, во время рейсов агитпоездов, выпустил фильмы «Бой под Царицыным», «Процесс Миронова», «Агитпоезд ВЦИК», «История Гражданской войны». Первые киножурналы и фильмы Вертова носили информационно-событийный характер, но необходимость активного агитационного воздействия потребовала поиска новых форм – слияния информации о фактах с их публицистическим, образным осмыслением. Опираясь на накопленный опыт, ранние съемочные, монтажные эксперименты, Вертов пришел к выводу, что документальный экран не должен копировать обычное зрение. Разнообразные способы съемки с использованием оптических и технических возможностей киноаппарата позволяют увидеть жизненные процессы, скрытые от человеческого глаза, а последующая организация снятого материала углубляет анализ действительности. Объединяя съемочные и монтажные методы исследования жизни формулой «Киноглаз», Вертов рассматривал их как средства, конечной целью которых является киноправда, «коммунистическая расшифровка мира».

Источник: «Кино»/энциклопедический словарь/гл. редактор С.И. Юткевич. – Москва: Советская энциклопедия, 1987.

Статья «Дзига Вертов: как начать смотреть его фильмы» на портале Arzamas.academy

22
0
5880
4
0
1

В арт-календаре специалисты отдела искусств Самарской областной универсальной научной библиотеки расскаывают о знаковых датах в мире искусства.

Если вы хотите поставить этой виртуальной выставке "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.