18 февраля
18 февраля 1780 года родился Алексей Гаврилович Венецианов – русский художник. На выставке, открывшейся в Академии художеств 1 сентября 1824 года, было многолюдно. Помимо монументальных работ художников академического толка Федора Бруни, Петра Басина, Максима Воробьева и других были выставлены портреты Василия Тропинина, картины недавно вернувшегося из Италии Ореста Кипренского. Но больше всего публику привлекали небольшие картины почти никому не известного Алексея Венецианова. «Портрет крестьянина», «Крестьянка, расчесывающая лен в избе», «Портрет крестьянки», «Вот-те и батькин обед!». И дело было не только в том, что герои картин казались необычными для зрителей, ведь крестьян писали и Иван Аргунов, и Владимир Боровиковский, и Михаил Шибанов. Венецианов писал своих крестьян так, как не писал никто ни до, ни после него. Издатель журнала «Отечественные записки», путешественник, художник, основатель «Русского музеума» Павел Свиньин писал: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему, – и совершенно успел в этом. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своей правдою, занимательны, любопытны не только для Русского, но и для самого иностранного любителя художеств… Подвиг г. Венецианова тем еще значительнее, что без сомнения обратит многих художников к последованию ему».
Источник: Алексей Венецианов / текст Т. Кожевниковой. – М.: Белый город, 2001.
28/29 февраля
29 февраля 1792 года в небольшом итальянском городке Пезаро в небогатой семье родился Джоаккино Россини, ставший признанным классиком итальянской оперной школы.
Не многие композиторы на протяжении всей своей жизни пользовались такой всесветной славой, как Россини. Великий немецкий поэт Гейне назвал его «солнцем Италии». Знаменитый французский писатель Стендаль писал, что «Слава Россини ограничена только пределами цивилизации». Вождь национально-освободительного движения в Италии Мадзини провозгласил Россини «титаном мощи и отваги». Пушкин, полушутя, полувосторженно, сказал о нем: «Европы баловень – Орфей…». А сколько было превратных суждений о композиторе, ошибочных толкований, изображавших его жрецом бездумного, развлекательного искусства, певцом эпохи Реставрации и даже, как язвительно заметил Вагнер, «ловким фабрикатором искусственных цветов»!
Его называли самым ленивым из композиторов, а между тем за девятнадцать лет творческого труда Россини сочинил тридцать восемь опер! Его упрекали в злоупотреблении избитыми приемами, а он явился оперным реформатором, вдохнул новую жизнь в итальянское оперное искусство, проложил для него новые, широкие пути.
Источник: Бронфин Е. Джоаккино Россини 1792–1868. – М.: Музыка, 1966.
27 февраля
27 февраля 1831 года родился русский художник-живописец Николай Николаевич Ге.
Эмоциональное, светоносное, оригинальное творчество Ге стоит особняком в русском искусстве XIX века. Этот художник и поныне заражает зрителей живой пульсацией мысли и чувства. В конце 1850-х – 1860-х годов он развивал традиции романтизма, прежде всего искусства Карла Брюллова и Ореста Кипренского. И даже в то время, когда от Брюллова отвернулось молодое поколение художников, современников Ге, он оставался верен своему первому импульсу желания стать художником, которым был обязан «Последнему дню Помпеи» Брюллова.
Ге молчал в 1870-е – годы подъема искусства так называемого «демократического реализма», с которым не смог полностью отождествиться, даже будучи одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок.
1880-е – годы кризиса для многих его современников – стали временем яркой вспышки таланта Ге, временем обновления художественного языка, периодом творческой и человеческой зрелости. Тем не менее, несмотря на пение «не в унисон» и шаг «не в ногу», Ге посчастливилось трижды попадать в эпицентр общественных интересов: его картины «Тайная вечеря», «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» и «Страстной цикл» каждый раз затрагивали важный нерв общественной и художественной жизни, возбуждали волну заинтересованных откликов, жарких споров, пробуждали умы и души от спячки.
В русском искусстве XIX столетия трудно найти художника, чей путь отличался бы такой амплитудой взлетов и падений, успеха и забвения, восторгов публики и полного непонимания и отторжения.
Источник: Николай Ге / текст Т. Карповой. – М.: Белый город, 2001.
26 февраля
26 февраля 1950 года состоялась премьера художественного фильма режиссера Ивана Пырьева «Кубанские казаки», снятого на киностудии Мосфильм.
В феврале 1949 года на художественном совете Мосфильма при обсуждении уже готового сценария «Веселая ярмарка» Погодин рассказывал: «…Как-то Иван Александрович мне говорит : «Может быть, напишем «Колхозную ярмарку»? И в двух словах обрисовал, что это такое. Я сразу ответил: «Это здорово». Николай Погодин сочинил историю, где соперничающие женихи стремились завоевать невесту победой на колхозных скачках. Характеры были выписаны уверенной рукой и дали актерам благодатный материал.
На роль Пересветовой, женщины умной, доброй, волевой и очаровательной, была сразу утверждена жена Пырьева – Марина Ладынина. А вот отыскать актера на роль Гордея Ворона, «казака лихого, орла степного», оказалось дело непростым. Однажды в спектакле Театра им. Вахтангова Ладынина увидела Сергея Лукьянова. Состоялись пробы. Пырьев забраковал актера. Удивленная эти решением, Ладынина спросила у ассистента режиссера: «Как проходил показ?». Выяснилось, что Лукьянов был без грима, в обычной одежде. Артиста загримировали, сделали фотопробы и показали их Пырьеву. «Кто это? – сразу оживился Иван Александрович. – Срочно заключите с ним договор!». Так Сергей Лукьянов пришел в группу. Он сыграл Гордея Ворона сильно, мужественно и, несмотря на комедийную условность ситуаций, по-человечески убедительно, драматично.
Наступил 1956 год. Хрущев, разоблачая культ личности, в частности, сказал, что «Кубанские казаки» – это лакировка действительности. В результате фильм исчез с экранов. Затем пришло время Брежнева. Фильм переозвучили, реставрировали, и он снова радовал зрителя. Но потребовалось время, чтобы картину смогли оценить без всякой политической подоплеки. В этом отношении характерно признание режиссера А. Кончаловского: «Во время учебы мы с Андреем Тарковским не выносили Пырьева. А теперь без слез не могу смотреть «Кубанских казаков». Пырьев для меня уже классик, его картины вызывают чувство нежности…».
Источник: Сто великих отечественных кинофильмов. – М.: Вече, 2006.
25 февраля
25 февраля 1841 года родился Пьер Огюст Ренуар – французский живописец, скульптор, график, основатель и представитель импрессионизма.
Когда Ренуар заявил о своем желании учиться в школе живописи, его друзья «художники» – Улеве, Лапорт и его шурин Лере – единогласно посоветовали ему мастерскую Глейра, считавшуюся одной из лучших в Париже. Своим ученикам Глейр давал относительную свободу, предостерегая лишь против «этого чертова цвета, который может в конце концов слишком вскружить голову». Колорит Ренуара, сделавшего собственные выводы из созерцания полотен XVIII века, особенно раздражал учителя. Но юноша с непостижимым упорством стремился овладеть профессиональными навыками – в первую очередь мастерством рисунка и знанием анатомии.
Уже в ранних холстах отчетливо проявилась особенность художественного мышления Пьера Огюста, никогда не пренебрегавшего возможностью «почерпнуть у каждого мастера то удовольствие, которое он хочет нам дать». Вначале это объяснялось и неуверенностью в своих силах, но столь увлекающаяся натура, какой был Ренуар, сохранит эту способность творческого восприятия чужого живописного опыта и позже.
Свои ранние произведения Ренуар писал в закрытом помещении, но уже в конце 60-х годов Ренуар вместе с Моне, Базилем, Писсарро и Сислеем работает исключительно на открытом воздухе (пленэре). Не прибегая к приему «доработки» в мастерской, художник начинает и заканчивает свой холст под открытым небом. Такой метод открывал перед ним широкие горизонты. Прежде всего он исключал традиционную модель построения композиции. Ренуар фиксирует «кусок жизни» в таком виде, в каком его предлагает сама жизнь: срезанное рамой пространство позволяет зрителю как бы мысленно войти в картину. Написанные ликующими красками картины природы наполнились солнечным цветом и трепетом воздуха.
Источник: Ренуар Ж. Огюст Ренуар. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
25 февраля
25 февраля (по другим данным – 24 февраля или 27 февраля) 1873 года в Неаполе родился Энрико Карузо.
При самом общем взгляде на искусство и жизненный путь Энрико Карузо можно отчетливо выделить два момента. Первый – это абсолютная бесспорность его артистического облика и художественных достижений. Второй – крайняя «мифологизированность» личности и биографии.
Это был гениальный артист. Выступая на сцене без малого двадцать шесть лет, последние пятнадцать он носил титул «короля теноров», и за десять лет до смерти был признан величайшим певцом своей эпохи, которую, если говорят об оперном исполнительстве, так и называют: «карузовская».
Кто бы и когда бы ни выстраивал «рейтинги» самых выдающихся певцов, в них непременно входит его имя. Так, бас Александр Кипнис назвал Карузо наравне с Маттиа Баттистини и Марселем Журне «подлинным гением среди всех артистов». Дирижер Туллио Серафин включил Карузо вместе с Титта Руффо и Розой Пансель в число «трех вокальных чудес», какие он встречал в своей жизни. Карузо не был ни великим художником, ни скульптором, ни композитором, ни даже выдающимся оперным актером. Он был великим оперным певцом. И в этой области он недосягаем. Здесь он бог. Знакомя иностранцев с Италией и ее наиболее выдающимися представителями, его так и представляют: «…оперная звезда, бог пения, национальный символ». Именно «золотой голос» и пение обеспечили Карузо бессмертие – и ничто другое. Именно поэтому, немного перефразировав Ницще, можно сказать: «Без пения его жизнь была бы ошибкой».
Источник: Булыгин А. Карузо. – М.: Молодая гвардия, 2010.
23 февраля
23 февраля 1910 года родился Алексей Ермолаев – русский и советский артист балета, балетмейстер и педагог, Народный артист СССР.
Алексей Ермолаев – олицетворение первого поколения балета советской формации, средоточие того, чем прославился советский балет: идейности, новаторства, мужества образов, высочайшей техники. Ермолаев – родоначальник мужского танца в классическом и советском балете, ему принадлежит первородство героического образа в искусстве хореографии, он родоначальник сильной, бесстрашной, героической классики. В ней он великий специалист.
Он имел невероятный успех, популярность его была необычайной. Все, кто видел его на сцене, понимали, что это явление редкостное, что это счастливейшее сочетание человека и его профессии, сочетание, создающее истинные вершины искусства. Алексей Ермолаев был рожден для балета.
После Ермолаева невозможно было возвращаться к существовавшей до него трактовке мужских партий в балетных спектаклях. И дальнейшее развитие советской хореографии блестяще это подтвердило. Все последующие талантливые актеры советского балета, многие их которых являются учениками Ермолаева, высоко несут созданную им традицию.
Источник: Алексей Ермолаев / ред.-сост. М.А. Чурова. – М.: Искусство, 1974.
23 февраля
23 февраля 1685 года родился Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор, органист. В творчестве Генделя, словно на воображаемой всемирной сцене, разворачиваются увлекательные или поучительные сюжеты из жизни античных богов, средневековых рыцарей, германских королей, римских диктаторов и восточных тиранов. Даже библейские герои наделены у Генделя не только монументальным величием, но и вулканическими страстями.
Возможно, Гендель был последним из гениев, кому легко удавалось сочетать в своем творчестве артистическое совершенство и откровенную ангажированность. Он создал немалое количество произведений для официальных церемоний, начиная от «Оды ко дню рождения королевы Анны» (1713) до «Музыки для королевского фейерверка» (1749). Генделевский антем «Садок – священник» (1727), написанный в честь коронации Георга II, в 1922 году стал гимном Лиги чемпионов УЕФА, и его знает теперь каждый любитель футбола. Другое популярнейшее произведение Генделя – хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» – часто сопровождает публичные торжества, исполняясь подчас в бойких эстрадных обработках.
Колоссальный масштаб личности и дарования Генделя был ясен уже его современникам. С самого начала композиторской карьеры он был окружен вниманием меценатов и публики. Именно ему, единственному из всех знаменитых музыкантов, был воздвигнут памятник при жизни, причем не в родном Галле, а в Лондоне.
Источник: Кириллина Л. Гендель / серия ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 2017.
«Знаменитые композиторы. Георг Гендель»
23 февраля
23 февраля 1878 года родился Казимир Малевич. Наследие Малевича охватывает художественное, архитектурное и теоретическое направления. Художник играл видную роль в наиболее важных творческих тенденциях XX столетия, и то, какое значение он придавал «живописному элементу как таковому», по-прежнему вдохновляет художников во всех странах мира. «Черный квадрат» стал не просто символом свободы: картина превратилась в икону, которую следовало не слепо обожать, а использовать в качестве путеводного маяка, ведущего зрителя в сферы божественного.
Весной 1913 года на выставке «Мишень» Малевич представил работы, созданные под влиянием кубизма, его творения резко отличались от экспонируемых работ неопримитивистов и лучистов. Малевич уже стремился к новым горизонтам и был готов превратиться в лидера нового русского авангарда. Тем не менее он был не одинок: он сблизился с футуристами, которые встречались в Санкт-Петербурге дома у Матюшина и Елены Гуро. Такие поэты, как Алексей Крученых и Велемир Хлебников, а также художница Ольга Розанова были в числе наиболее активных представителей этого кружка. Вместе с проживавшими в Москве коллегами по убеждению, Владимиром Маяковским, братьями Бурлюками и Василием Каменским, они стали ядром активного направления футуристов. Их бескомпромиссный манифест «Пощечина общественному вкусу», подписанный Д. Бурлюком, Крученых, Маяковским и Хлебниковым, произвел настоящую сенсацию – скандал и моментально стал популярен: «Только мы, мы одни, являем собой истинное лицо нашего Времени… прошлое корчится в судорогах. Академия и Пушкин еще более непостижимы, чем иероглифы!»
Источник: Жиль Нере. Казимир Малевич 1878–1935 и супрематизм. – М.: АРТ-родник, 2003.
21 февраля
21 февраля 1872 года император Александр II подписал указ о создании в Москве Государственного исторического музея. Задача Историческому музею была поставлена следующая: «Собирать и хранить в подлинниках, моделях, слепках, копиях, рисунках и фотографиях разнородные памятники древности и старины, которые в своей совокупности представили бы наглядную картину и по возможности во всех частностях полную картину прошлой жизни как русского народа, так и народов, когда-либо обитавших в пределах Российской империи».
Закладка Исторического музея состоялась в 1874 году на том самом месте, где в 1775 году в старинном здании Земского приказа XVII века помещались аудитории Московского университета, основанного М.В. Ломоносовым. Денег на строительство музея тогда отпускалось недостаточно, и оно растянулось на долгие годы. Был организован сбор общественных пожертвований – и не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих других губерниях России. Торговая Москва не поскупилась и дала щедрые денежные пожертвования. Хотя музей стал строиться по инициативе частных лиц, вскоре он перешел под покровительство наследника цесаревича Александра Александровича. По вступлении его на престол казна взяла это учреждение в свои руки.
Здание музея было возведено уже через пять лет (сооружение музейного здания велось по плану и под наблюдением инженера А.А. Семенова, а фасад исполнялся по рисунку академика В.О. Шервуда), но оно еще несколько лет оставалось без внутренней отделки, пока заведование музеем не перешло в руки графа А.С. Уварова. С присущей ему ревностью во всех делах он принялся за руководство музеем. Граф разработал порядок внутреннего устройства, сообразно своим планам создал 11 залов и успел их частично наполнить экспонатами и памятниками старины. 8 июня 1883 года Исторический музей в Москве был открыт.
Источник: 100 великих музеев мира. – М.: Вече, 1999.
«Государственный исторический музей» на портале «Культура.РФ»
19 февраля
19 февраля 1878 года американский изобретатель Томас Эдисон запатентовал прибор для механической записи и воспроизведения звука, который назвал фонограф. Это изобретение стало началом эры аудиозаписи. Эдисон не задавался целью изобрести звукозапись вообще, он лишь решал чисто практическую задачу увеличения дальности телефонных передач. Очевидно, что американский изобретатель пришел к решению вопроса звукозаписи своим собственным путем.
Первая в мире действующая модель фонографа, изготовленная Джоном Крузи, имела вид латунного цилиндра с нарезанной на его поверхности спиральной канавкой. Цилиндр был насажен на длинный винт и при вращении мог перемещаться вдоль продольной оси. Сверху на неподвижном штативе крепилась металлическая мембрана с припаянной к ней притупленной стальной иглой. Цилиндр был обернут листом мягкой оловянной фольги.
Когда Эдисон с помощью специальной ручки начал вращать цилиндр, игла стала вычерчивать на фольге спиральную бороздку. Затем он пропел над мембраной несколько слов из популярной в то время детской песенки «Marie had a little lamb» («У Мэри был маленький ягненок»). Тогда конец иглы запечатлел колебания мембраны на фольге в виде разных по глубине и протяженности штрихов. А через минуту, поставив цилиндр в исходное положение и вновь вращая ручку, Эдисон отчетливо услышал свой голос.
Так родилась первая по-настоящему «говорящая машина». Это было большой сенсацией. Даже привыкшая к техническим новинкам американская публика была потрясена. Огромные толпы любопытных хлынули в селение Менло-Парк, где размещалась лаборатория изобретателя, в надежде увидеть собственными глазами «чудо XIX века». Небольшой аппарат без устали с документальной точностью повторял только что произнесенные и записанные на валик слова и фразы.
Источник: Железный А. Наш друг – грампластинка. – Киев: Музычна Украйина, 1989.
18 февраля
18 февраля 1908 года родился режиссер и драматург Александр Зархи, поставивший фильмы «Депутат Балтики», «Высота», «Анна Каренина» и другие. В 1930 году Александр Григорьевич вместе с режиссером И.Е. Хейфицем организовали Первую комсомольскую постановочную бригаду, выпустившую фильмы «Ветер в лицо» и «Полдень», в которых поднималась актуальная проблема борьбы за переустройство быта на социальных началах. Широкой известностью пользовалась кинокомедия «Горячие денечки». В работе Зархи (совместная работа с Хейфицем) «Депутат Балтики» – искусство режиссера обогатилось новыми чертами: стремлением к обобщенности, психологической глубине изложения, при сохранении камерности интонаций как фактора характеристики центрального образа, талантливо сыгранного Н. Черкасовым.
Источник: Кино. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987.
Документальный фильм «Александр Зархи. Легенды мирового кино»
1 февраля
1 февраля 1931 года открылась Центральная фабрика «Союзкино» (ныне «Мосфильм»). Строительство киностудии началось в 1927 году на Воробьевых горах близ слободы Потылиха. В 1930 году в еще недостроенном здании начались съемки первых фильмов. Студия располагала четырьмя павильонами, предназначенными для съемки немых фильмов. В начале 1930-х годов на студию пришли режиссеры С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко. Затем выдвинулся новый отряд творческих работников – Г. Александров, Е. Дзиган, А. Мачерет, И. Пырьев, А. Птушко, М. Ромм, А. Ромм, Э. Тиссэ, Л. Косматов и многие другие талантливые режиссеры, операторы, художники. С 1945 года при Мосфильме существует Театр-студия киноактера. Мосфильм – одна из крупнейших в мире современных киностудий. Многие фильмы, созданные на киностудии, получили широкое признание в стране и за рубежом. Среди них – «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Сестры», «Живые и мертвые», «Повесть пламенных лет», «Анна Каренина», «Шестое июля», «Чистое небо», «Бабье царство», «Братья Карамазовы». В 1944 году студией была осуществлена постановка первого цветного фильма – «Иван Никулин – русский матрос», а в 1966–67 годах на Мосфильме был поставлен цветной широкоформатный (со стереофоническим звуком) фильм «Война и мир» – киноэпопея по одноименному роману Л.Н. Толстого.
Источник: Кинословарь в двух томах. Т.2 / гл. редактор С. Юткевич – М.: Советская энциклопедия, 1970.
15 февраля
15 февраля 1884 года в семье крестьянина родился Василий Агапкин – российский дирижёр и композитор. Сын батрака, в 9 лет круглый сирота, кавалерийский трубач, затем капельмейстер, Василий Иванович Агапкин прожил нелегкую, но долгую и счастливую жизнь. В судьбе каждого человека выпадает день особенно памятный, значительный, день всей его жизни, в своем роде единственный и неповторимый. Для Василия Ивановича Агапкина таким днем было 7 ноября 1941 года, исторический парад на Красной площади. Именно ему, уже немолодому интенданту 1 ранга, капельмейстеру, выпала счастливая миссия дирижировать сводным оркестром на этом легендарном параде. В нескольких десятках метрах от Мавзолея играл оркестр, и под свист метели, с окоченевшими от мороза ногами, капельмейстер Агапкин, стоя на дирижерском помосте, провожал солдат на фронт своим маршем «Прощание славянки», словно накануне написанном для этого исторического шага. А сочинил Василий Иванович свою «Славянку» в 1912 году в Тамбове, сочинил, отозвавшись болью сердца на далекие Балканские события. Марш звучал на перронах вокзалов, с которых отправлялись солдаты на Первую мировою войну, он подымал боевой дух воинов Великой Отечественной. И сейчас, в наше время, трудно представить себе военный парад, большой праздник, проводы новобранцев в армию да и просто выступление духового оркестра без этого марша. Написанный в лучших традициях русской военной музыки, марш «Прощание славянки» выражает состояние души народа в моменты наивысших потрясений. Он несет заряд удивительной силы и в радости и в горе.
Источник: Соколов В. Прощание славянки: Жизнь и творчество В.И. Агапкина – автора популярного марша. – М.: Сов. Композитор, 1987.
«Легендарный композитор и военный дирижер Василий Агапкин, кинохроника, 1945, Крым, проводы Черчиля»
15 февраля
15 февраля 1862 года родился известный меценат и общественный деятель Савва Морозов. Савва Тимофеевич был трогателен своей бескорыстной преданностью искусству и желанием посильно помогать общему делу. В первый год существования МХТ на один из спектаклей «Федора» случайно заехал Савва Тимофеевич. Этому замечательному человеку суждено было сыграть в театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы искусству, но и служить ему со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции и личной выгоды. Морозов просмотрел спектакль и решил, что театру надо помочь. Неожиданно для всех он приехал на заседание пайщиков театра и предложил продать ему все доли. Соглашение состоялось, и с того времени фактическими владельцами дела стали только три лица: С.Т. Морозов, В.И. Немирович – Данченко и К.С. Станиславский. Морозов финансировал театр и взял на себя всю хозяйственную часть. Он вникал во все подробности дела и отдавал ему все свое свободное время. Будучи в душе артистом, он, естественно, чувствовал потребность принять активное участие в художественной стороне. С этой целью он просил доверить ему заведование электрическим освещением сцены. По своим делам ему приходилось проводить большую часть лета в Москве, пока его семья отдыхала в деревне. Пользуясь своим одиночеством, Савва Тимофеевич в летние дни посвящал все свое свободное время пробам театрального освещения. С наступлением сезона Савва Тимофеевич сделался главным заведующим электрической частью и поставил ее на достаточную высоту, что было нелегко, учитывая плохое состояние, в котором находились машины в арендованном театре «Эрмитаж» в Каретном ряду. Несмотря на многосложные дела, Морозов заезжал в театр почти на каждый спектакль, а если ему это не удавалось, то заботливо справлялся по телефону, что делается там как по его части, так и по всем другим частям сложного театрального механизма.
Источник: Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве/Собрание сочинений: в 8 т. Т.1. – М.: Искусство, 1954.
14 февраля
14 февраля 1602 года родился «первооткрыватель» оперы – итальянский композитор, певец, органист и дирижер Франческо Кавалли. Его произведения ставились повсюду и дольше других держались в репертуаре. Стиль венецианской оперы во многом обязан ему своими особенностями. Длинные, пространные сольные эпизоды замкнутой формы, расширенные арии, помещаемые в центральные моменты сцен и написанные в вариационной форме пассакальи, чаконы и т.п., но так, что отдельные вариации разделены небольшими речитативами или оркестровыми интерлюдиями – вот нововведения и главные элементы стиля венецианской оперы. Оперы «Свадьба Фетиды и Пелея», «Язон», «Egisto», «La Calisto» принесли композитору большой успех. Благодаря этому кардинал Мазарини в 1660 году пригласил Кавалли в Париж для того, чтобы он сочинил оперу по случаю бракосочетания Людовика XIV с Марией Терезией. Для этого события Кавалли переработал свою прежнюю оперу «Ксеркс» и на ее основе написал во французской столице оперу «Ercole amante», представление которой состоялось в 1662 году. По возвращении в Венецию композитор был назначен капельмейстером в соборе Сан-Марко и исполнял эту должность до самой смерти.
Источники: Кречмар Г. История оперы. – М.: ГИТИС, 2014.
Музыка. Энциклопедический словарь от А до Я. – М.: АСТ-Астрель, 2007.
14 февраля
14 февраля 1936 года в среднеазиатском Угренче родилась знаменитая эстрадная певица Анна Герман. В своей книге «Жизнь, рассказанная ею самой» она пишет: «Песни и Збышек-маленький – вот главное, что я сделала в жизни. Песни написаны моими друзьями (тех, чьи песни я пою, я имею право называть друзьями), но они все равно мои, потому что я пропустила песни через себя, через свою душу, иначе петь не умею. Збышек плод большой любви. Дело не в том, что я люблю петь, я просто не могу этого не делать. Но петь можно у костра под гитару, в компании во время застолья, в самодеятельности и даже просто себе под нос на кухне. Я не могу не петь со сцены, мне кажется, я способна сказать людям что-то такое, что им очень нужно, чего они ждут, покупая билеты на мои концерты или пластинки в магазинах, у меня есть что сказать. Это не самомнение, не гордыня. Не самоуверенность, и дело не в том, что я много перенесла, многое преодолела, как раз об этом я стараюсь не напоминать, не подавать вида. Что больно и плохо, что почти каждое движение дается с трудом. Я не жду жалости или восторга по поводу своего “героизма”, это не позерство, просто действительно не хочу, чтобы на меня смотрели, меня слушали хотя бы в какой-то степени из-за той проклятой аварии».
Источник: Анна Герман. Жизнь, рассказанная ею самой. – М.: Яуза-пресс, 2013.
13 февраля
13 февраля 1769 года родился Иван Андреевич Крылов. Интересен тот факт, что музыка занимала большое место в жизни и творческой деятельности Ивана Андреевича Крылова. Круг музыкальных интересов великого баснописца широк и разносторонен. Богато одаренный, Крылов профессионально владел скрипкой, страстно увлекался оперой, выступал как либреттист и критик, являлся знатоком и ценителем музыки. Из русских литераторов немногие так тесно были связаны с музыкальным искусством, испытывали столь глубокую внутреннюю потребность в музыкальных впечатлениях, как Крылов. Деятельность Крылова – оперного драматурга оставила заметный след в истории русского национального музыкального театра. В каждом его либретто с различных сторон раскрываются связи с музыкой, отражающие эволюцию оперного жанра. «Кофейница» близка к бытовой комедии с музыкой, «Бешеная семья» приближается к опере-буффа, «Американцам» присуща большая «оперность», в ней автор тщательно размечает музыкальные номера – от арий до хоров и финалов, а «Илья богатырь», в которой дано «новое для русского театра решение сказочной тьмы», отличается уже развернутым, оперно-драматургическим построением и разработкой сюжета. Оперы Крылова явились важным звеном в историческом развитии русского оперного искусства.
Источник: Ямпольский И.М. Крылов и музыка. – М.: Музыка. 1969.
Публикация «Главный баснописец своей земли» на портале «Культура.РФ»
12 февраля
12 февраля 1881 года в семье солдата и прачки родилась Анна Павлова, гениальная русская балерина, чье имя стало синонимом классического танца, красоты и гармонии. Выступления Анны Павловой постоянно отмечались рецензиями в газетах Петербурга и Москвы. И – характерная деталь – те же критики балета, в чьих отзывах на спектакли других балерин писалось только о «стальном носке», отчетливо исполненных пируэтах, силе корпуса и прочих технических деталях, для Павловой находили другие слова. Критики сами это признавали и подчас отмечали не без легкого удивления, что «танцы Павловой принадлежат к тому роду истинно художественных созданий, в которых не к чему говорить о деталях и техническом совершенстве…». Все рецензенты в один голос отмечали выразительность и драматизм ее игры, ее способность создать целостный образ. Когда Анну однажды спросили, в чем видит она причину своей мировой популярности, она ответила: «В искренности моего искусства». И, вероятно, она не ошиблась. В правде ее искусства. В великой правде большого художника, такого, какие рождаются, может быть, раз в столетие, видимо, разгадка «тайны» Анны Павловой. Павлова, несомненно, обладала виртуозной техникой, вырабатываемой каждодневным, упорным трудом. Но техника эта рождала на сцене красоту, ту истинную красоту, которая уже сама по себе является правдой.
Источник: Анна Павлова / ред.-сост. А.Г. Фрэнкс. – М.: изд. Иностранной литературы, 1956.
10 февраля
10 февраля 1878 года была впервые исполнена Четвертая симфония П.И. Чайковского. Первые упоминания о сочинении Четвертой симфонии встречаются в письмах Чайковского к Н.Ф. фон Мекк, относящихся к началу мая 1877 года. В письме от 1 мая он пишет: «Теперь… я… поглощен симфонией, которую начал писать еще зимой… Всякая другая работа была бы мне в эту минуту тягостна, т.е. я говорю о такой работе, которая требует известных настроений…, нахожусь теперь в суетливо-нервном и раздраженном состоянии духа, неблагоприятном для сочинения, невыгодно отражающемся и на симфонии, которая подвигается туго». К 3 мая эскизы первых трех частей были написаны. «…У меня готовы первые три части в эскизах. За финал я принимался, – писал композитор Н.Ф. фон Мекк, – но в последнее время не расположен к работе и потому откладываю до лета». Однако уже 27 мая Чайковский сообщал ей: «Симфонию свою я окончил, т.е. в проекте. В конце лета буду инструментовать ее». Петр Ильич сохранил любовь к Четвертой симфонии на всю жизнь. Еще в конце 1878 года он признавался: «Я ужасно люблю это детище свое; оно принадлежит к числу тех, в которых я не боюсь разочароваться».
Источник: Музыкальное наследие Чайковского: Из истории его произведений. – М.: изд. Академии наук СССР, 1958.
9 февраля
9 февраля 1914 года в прокат вышел фильм «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл». Считается, что именно в этой короткометражной ленте родился уникальный комедийный стиль Чаплина и образ Бродяги, который еще известен как Чарли, или Шарло. Один из операторов фильма вспоминал: «У меня до сих пор перед глазами маленький павильон, где была его гримерная. Он выходит и будто репетирует на ходу – эта походка, трость, котелок… Выглядело ли это смешно? Да, выглядело. Да, потому что было свежим… И его движения, скривленный рот и эти усики – все это работало. И трость, которой он размахивал или которая висела на сгибе локтя, и движение на одной ноге, как на коньках». Он был похож на пьяницу, которого играл у Карно. Он спотыкался о ногу дамы и извинялся, приподнимая котелок, затем спотыкался об урну и снова смущенно приподнимал котелок. Он вертел тростью и сбивал шляпу. Он начинал репетировать похотливую улыбку. Технический персонал и актеры, собравшиеся вокруг съемочной площадки, рассмеялись. Сеннет (режиссер) тоже смеялся. Чаплин понял, что дело сделано.
Источник: Акройд П. Чарли Чаплин. – М.: КоЛибри, 2015.
5 февраля
5 февраля 1851 года родился выдающийся просветитель, владелец крупнейшего в дореволюционной России издательства Иван Дмитриевич Сытин.
Иван Дмитриевич родом был из крестьян. Школой жизни для него стала работа в лубочной лавке. Свой бизнес он начал с издания традиционных для лубка картинок и так преуспел, что в 1883 году учредил в Москве фирму «И. Сытин и Ко». Она стала крупнейшей в России книгоиздательской фирмой.
Сытин стремился издавать по минимальной цене максимум хороших книг. Стотысячными тиражами он выпускал русскую классику: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Популярными были издания: «Общенародный календарь», «Народно-сельскохозяйственный календарь» (всего 15 видов). Фирма Сытина выпускала русские сказки, шедевры мировой литературы в обработке для детей, сказки братьев Гримм и Ш. Перро. Иван Дмитриевич рассказывал, что его предостерегали, что из затеи с дешевой библиотекой ничего не выйдет. Но все тиражи расходились с головокружительной быстротой.
Источник: Русская культура с древнейших до наших времен. – М.: Белый город, 2004.
4 февраля
4 февраля 1933 года в Москве родился актер театра и кино, режиссер, один из основателей театра «Современник» Игорь Кваша. Отец в жизни Игоря Владимировича Кваши – ключевая фигура, хотя вся их совместная жизнь уложилась в дошкольное Игорево детство. От него – умение преодолеть страх, пригодившееся в августе 1991-го у самых стен Белого дома. От него же – любовь к хорошей компании, к фантастическим розыгрышам. Когда Игорю было шесть лет, отец в воспитательных целях затеял крупную политико-педагогическую операцию. Он записал на пластинку «дикторский» текст: «Говорит радиостанция имени Коминтерна. В Москве живет мальчик Игорь Кваша, который не слушает родителей, не ложится вовремя спать» – и сделал вид, будто бы это радио. А потом подговорил знакомых позвонить и сказать Игорю, что слышали о нем сообщение по радио. Мальчик совершенно «купился» и, рыдая, спросил: «А Сталин в Кремле тоже слышал?».
Манера игры Кваши всегда была легка и стремительна. Он не играл текст, не раскрашивал слова. Его роли были просто разобраны по смыслу. До сердцевины разобраны, по всем психологическим поворотам. Он мог сыграть возрастную роль не так, как часто играют стариков молодые исполнители, прячась за всякие возрастные штуки, а с помощью, как говорят в театре, характерности дать кардиограмму жизни персонажа.
Источник: Театр Современник / ред.-сост. Б.М. Поюровский. – серия «Звезды московской сцены». – М.: Центрополиграф, 2000.
3 февраля
3 февраля 1809 года родился Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди – композитор, пианист, органист, дирижер, один из крупнейших представителей немецкого романтизма. Сын богатого банкира, блестяще одаренный разнообразными талантами, он с детства был всеобщим любимцем и баловнем судьбы. Нужда, разочарования, одиночество, непризнание, преследовавшие современных ему композиторов всю жизнь, не коснулись Мендельсона. Окруженный вниманием не только богатых, но и образованных, умных, чутких родителей, он с детства дышал воздухом литературы и искусства. Условия для формирования личности были идеальными: путешествия по родной стране, по изумительно красивой Швейцарии, экзотически дикой Шотландии, стране искусства – Италии; общение с выдающимися современниками – и прежде всего знакомство с Гете – обогатили душу юноши. Способствовали раннему созреванию его таланта.
В 17 лет Мендельсон написал увертюру «Сон в летнюю ночь», поставившую его в первые ряды современных композиторов. В 20 лет он совершил то, на что не отваживались люди много старше и опытнее его, – возродил «Страсти по Матфею» Баха, сразу завоевав всеобщее признание для этого полузабытого тогда мастера. Ни при жизни, ни после смерти Мендельсон не был одиноким. Гете, не понявший Бетховена, с высокомерной холодностью отнесшийся к творчеству Шуберта, высмеивавший новое поколение романтиков, с восторгом принял музыку Мендельсона. Шуман, иронически отзывавшийся о молодом Вагнере, считал Мендельсона своим единомышленником, приветствовал его в своих статьях и мечтал сочинять симфонии столь же ясные и уравновешенные, как у Мендельсона.
Источник: Ворбс Г. Х. Феликс Мендельсон-Бартольди. – М.: Музыка, 1966
В арт-календаре специалисты отдела искусств Самарской областной универсальной научной библиотеки расскаывают о знаковых датах в мире искусства.