10 июня
10 июня 1929 года в городе Москве родилась Людмила Зыкина. В семье Зыкиных очень любили музыку и на праздниках пели русские народные песни: «Ой ты, степь широкая», «Вот мчится тройка почтовая», «Хас-Булат удалой». Слова Зыкина запоминала от бабушки, она знала много мелодий и всегда начинала петь первой. В книге «Течет моя Волга» Зыкина вспоминала: «Какие же были у моих родственников чудесные голоса! Позже в Хоре имени Пятницкого, и на радио, и просто в деревнях встречала я сотни певцов и певиц. Но таких голосов, как в доме нашем, не слышала больше нигде! <...> У бабушки был альт, у отца – бас, у тети Паши – скорее всего, меццо. А вот у мамы был голос совершенно своеобразного тембра, высокий». Дома Людмила Зыкина сама научилась играть на гитаре и гармони.
На прослушивания в Хор имени Пятницкого Людмила Зыкина пришла на спор. И в итоге получила не только шесть порций мороженого, но и возможность выступать на большой сцене. Артистка говорила: «Я счастливый человек! Что бы я ни захотела в своей жизни, у меня рано или поздно исполняется». В репертуаре Зыкиной было около 2000 песен, но всесоюзную славу певице принесли композиции «Течет река Волга» и «Оренбургский платок». В 1977 году Людмила Зыкина создала свой собственный коллектив – Государственный русский народный ансамбль «Россия», который сегодня носит ее имя.
Ссылка на портал Культура.РФ: публикации раздела музыка «Людмила Зыкина. Певица, которая мечтала летать»
11 июня
Сегодня свой юбилей отмечает Денис Мацуев! В настоящее время он является одним из самых популярных пианистов современности, который совмещает в своих музыкальных произведениях новаторство и традиции русской фортепианной школы. С днем рождения, Денис Леонидович! Желаем вам творческих успехов, ярких идей и неиссякаемого вдохновения!
ссылка на портал культура.рф: Денис Мацуев и солисты Дрезденской капеллы. Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича
13 июня
13 июня 1912 года в Москве был открыт Музей изящных искусств (сегодня – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Инициатором создания и первым директором музея стал заслуженный профессор Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Цветаев – отец знаменитой поэтессы Марины Цветаевой.
Здание музея строилось с 1898 по 1904 год. Его официальным названием стало – «Музей изящных искусств имени императора Александра III». Экспозиция создавалась на основе экспонатов из Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета. К работе были привлечены выдающиеся русские ученые: искусствоведы Никодим Кондаков, Дмитрий Айналов и Владимир Мальмберг, египтолог Борис Тураев, художники Владимир Васнецов, Василий Поленов, Александр Головин, Игнатий Нивинский.
В 1991 году Музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Сегодня его живописная коллекция включает свыше 400 000 картин, гравюр, рисунков, плакатов, начиная с XIV века и до наших дней.
Ссылка на портал Культура.РФ: лекция доктора искусствоведения, академика Российской академии художеств, профессора Московского архитектурного института и Института европейских культур РГГУ Андрея Владимировича Толстого «ГМИИ имени А. С. Пушкина. Где искусство встречается с наукой»
ГМИИ имени А. С. Пушкина. Где искусство встречается с наукой
14 июня
185 лет со дня рождения Николая Григорьевича Рубинштейна (1835–1881), русского композитора, пианиста, дирижера основателя и бессменного директора Московской консерватории.
Он был кумиром музыкальной Москвы на протяжении многих лет, его буквально носили на руках – еще тогда, когда талантливых людей не называли «звездами». Рубинштейн – первый исполнитель многих произведений Чайковского. Именно ему Петр Ильич посвятил фортепианное трио «Памяти великого артиста».
Игра Н. Г. Рубинштейна отличалась размахом, техническим совершенством, гармоничным сочетанием эмоционального и рационального, стилистической законченностью, чувством меры. В ней не было той стихийности, которую отмечали в игре А. Г. Рубинштейна. Рубинштейн выступал также в камерных ансамблях с Ф. Лаубом, Л. С. Ауэром и др.
Как педагог Рубинштейн воспитывал не только виртуозов, но и широкообразованных музыкантов. Он был автором учебной программы, в соответствии с которой в течение многих лет велось преподавание в фортепианных классах Московской консерватории. Основу его педагогики составляло глубокое изучение музыкального текста, постижение образного строя произведения и выраженных в нём историко-стилистических закономерностей путём анализа элементов музыкального языка. Большое место отводилось личному показу. Среди учеников Рубинштейна – С. И. Танеев, А. И. Зилоти, Э. Зауэр, Н. Н. Калиновская, Ф. Фриденталь, Р. В. Геника, Н. А. Муромцева, А. Ю. Зограф (Дулова) и др. Танеев посвятил памяти учителя кантату «Иоанн Дамаскин».
Ссылка на портал Культура РФ: лекция «Музей Московской консерватории. История и современность» кандидата искусствоведения, директора Музея имени Н. Г. Рубинштейна, заслуженного работника культуры РФ, члена Союза композиторов России Евгении Львовны Гуревич
15 июня
15 июня 1843 года в старинном городе Берген родился замечательный норвежский композитор и музыкальный реформатор Эдвард Григ.
Его первой учительницей была мать. Она научила сына играть на рояле, поощряла его первые композиторские опыты. Однако серьёзное музыкальное образование в Норвегии получить было негде. И когда стало ясно, что путь Эдварда – это путь профессионального музыканта, его послали учиться в Лейпцигскую консерваторию. В консерватории он получил хорошую профессиональную подготовку, но прекрасно понимал, что годы учения для него не кончены. И Григ принялся за изучение народных норвежских мелодий: ходил по горам, вслушивался в пастушьи наигрыши, в деревнях прилежно записывал песни, свадебные марши, весёлые танцы. «Я почерпнул богатые сокровища народных напевов моей родины, и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа, я пытался создать норвежское искусство», – писал в последствии композитор.
Во время поездки в Рим Григ познакомился с Ференцом Листом. И эта встреча также много дала будущему автору музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт». Наиболее знамениты такие пьесы из этого произведения, как «Смерть Озы», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Арабский танец» и «Песня Сольвейг».
Ссылка на портал Культура РФ, концерт «Эдвард Григ. Норвежские танцы» исполняет симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств России и заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина.
16 июня
16 июня, в день рождения Джованни Боккаччо (1313–1375), вспоминаем, кто из художников вдохновлялся знаменитым собранием новелл итальянского писателя. Прежде всего визуальное воплощение «Декамерон» получил во франко-фламандской книжной миниатюре XV–XVI веков. У более поздних мастеров это произведение популярно было и в других жанрах: начиная от Луки Синьорелли и заканчивая Марком Шагалом. В ренессансной Италии сюжеты «Декамерона» использовали не только в станковой живописи, но и в ремесленном производстве – при украшении сундуков-кассоне, шпалер, свадебных и родильных подносов.
Самые ранние иллюстрации – авторские. Боккаччо на полях своей рукописи набросал портреты некоторых персонажей в трех цветах. Джон Уотерхаус использовал излюбленный большинством художников сюжет, в котором десять рассказчиков сидят в кружке на природе, Питер Рубенс вдохновлялся новеллой «Чимоне и Ифигения», а Сандро Ботичелли написал серию из четырёх картин-эпизодов, иллюстрирующих «Историю Настаджио дельи Онести».
17 июня
17 июня 1818 года родился Шарль Гуно, сын парижского художника, выпускник консерватории. Талантливый мелодист и мастер музыкального портрета, вошедший в историю музыки как создатель жанра лирической оперы.
Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. В 1857 году Гуно был на грани серьезного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.
В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали ее новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причем первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошел пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.
«Искусство – это сердце, способное мыслить», – говорил Гуно. Среди творений французского композитора – оперы «Фауст», «Мирейль», «Ромео и Джульетта», более 140 романсов и песен.ссылка портал Культура РФ. Фестиваль искусств «Русская зима». Музыкальный фестиваль Василия Ладюка «Опера Live» (Закрытие фестиваля). Ш. Гуно – «Фауст»
18 июня
В этот день в 1902 году в Москве родился советский режиссёр Борис Барнет. У него не было мощных эпических порывов Довженко, гениальных экспериментов Эйзенштейна, монументализма Пудовкина. Бывший боксер, актер студии Льва Кулешова, Барнет снимал фильмы, полные воздуха, свежести и щемящей меланхолии. Его ленты «Девушка с коробкой», «Дом на Трубной», «У самого синего моря», «Борец и клоун», «Подвиг разведчика», «Окраина» стали классикой отечественного кинематографа.
«Его фильмы просты и свободны, как хорошая песня, – писал Жан-Люк Годар, – этот “тихий гений” воспринимает ужасы войны и порывы сердца одним и тем же взглядом, ироническим и сострадательным».
У Барнета в большинстве картин нет плохих героев, никто не вызывает раздражения и злобы.
Первые ленты Бориса Барнета были немыми. Появление звука многие режиссёры восприняли как обязательство писать четкие диалоги и популярные романсы. И совсем немногие актеры, чьи яркие роли пришлись на эпоху немого кино, сумели адаптироваться в звуковом. Но Барнета только радовали новые технические возможности. Так, в его ленте «Окраина» биение жизни слышится, как ни в одном современном фильме: стучат шашками игроки, тикают часы городового, бьется сердце старого сапожного мастера, потерявшего на фронте двух сыновей… Зритель слышит даже то, как на поле боя солдаты глохнут от страшных взрывов.
19 июня
Сегодня день рождения австрийского композитора, классика венской оперетты – Карла Целлера (1842 –1898). Его произведения отличаются реалистичностью сюжетов, благородством музыкальных характеристик персонажей, привлекательностью мелодий. В своем творчестве он является наиболее значительным из продолжателей традиции Миллёкера и Штрауса и в лучших опереттах достигает подлинных вершин этого жанра. Одно из наиболее известных и ярких его произведений – оперетта «Продавец птиц». Впервые она была исполнена 10 января 1891 года в Венском театре с известным актером и певцом Александром Жирарди в главной роли. Сегодня мы с вами смотрим телефильм по мотивам одноименной оперетты, который снят в 1982 году режиссёром Александром Белинским.
20 июня
В этот день в 1927 году родился «советский Дисней» – Вячеслав Котёночкин, режиссёр и художник-мультипликатор, прославившийся после первой же серии «Ну, погоди!».
Говорят, он был похож на героев своих «несерьезных» работ (а их более шестидесяти), которые по сей день любят как дети, так и взрослые. Вместе с Хитруком Котёночкин был сопрезидентом Международного фестиваля детского анимационного кино «Золотая рыбка». В 1987 году он был удостоен звания народного артиста России, в 1988-ом – Государственной премии СССР. В 1999 году вышла книга его воспоминаний «Ну, Котёночкин, погоди!», а через год Вячеслава Котёночкина не стало.
Сегодня мы с вами смотрим документальный фильм «Котёночкин плюс Котёночкин», который снят режиссёром Дмитрием Наумовым в 2014 году. Фильм посвящен двум режиссёрам-аниматорам Котёночкиным – отцу и сыну – работавшим над созданием легендарного советского мультипликационного сериала «Ну, погоди!»
21 июня
21 июня 1868 года в Мюнхене под управлением Ганса фон Бюлова состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Постановка стала триумфом композитора и его покровителя, короля Людвига Баварского. Героем этой самой длинной в истории классической оперы – в несокращённом варианте она длится 5 часов и 15 минут – стал один из самых плодовитых и разносторонних немецких поэтов Ганс Сакс. Наследие Сакса состоит из 4275 мейстерзангов, 208 пьес, 170 месс, бесчисленных псалмов, любовных и солдатских песен, карнавальных игр и моральных поучений. Причем поэзией и музыкой он занимался лишь в свободные часы, так как был работящим башмачником.
«Я почти сознательно настроился на комическую оперу, – писал впоследствии Вагнер. – Это были “Нюрнбергские мейстерзингеры” с Гансом Саксом во главе. Я изобразил Сакса последним представителем народного творческого духа».
«Мейстерзингеры» – единственная из зрелых опер Вагнера, написанная на историко-бытовой сюжет. Колоритные картины средневекового города, его своеобразной жизни и обычаев занимают здесь большое место. Отношения действующих лиц завязываются на широком, красочном народном фоне. Хоры поражают мощью звучания и полифоническим богатством. В них воплощена сила народа, его оптимизм и душевное здоровье. Музыка «Мейстерзингеров» близка к немецкому фольклору: таковы три песни Вальтера, песня Закса об ангеле-башмачнике, песенка Давида, хоры цехов.
Ссылка на Ютуб: Р. Вагнер – опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» – часть 1 (русские субтитры)
Р. Вагнер – опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» – часть 2 (русские субтитры)
22 июня
22 июня 1931 года в городе Москве родился Эдуард Никандрович Бочаров – актер, режиссёр, сценарист; Заслуженный деятель искусств РСФСР. Свой путь в кино Эдуард Бочаров начинал в Ростовской студии кинохроники, где работал с 1946 по 1947 год. Затем он перебрался в Москву и поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой.
В 1954 году Бочаров получил диплом режиссёра, недолгое время (до 1956 года) поработал ассистентом режиссёра киностудии им. М. Горького, а затем дебютировал в качестве режиссёра на Одесской киностудии, сняв в 1957 году свою первую картину – детский военный фильм «Орленок», основанный на реальных подвигах юных героев Великой Отечественной войны. Главный персонаж фильма Валя Котко, прозванный Орлёнком, стал собирательным образом, объединившим факты биографии пионеров-героев Вали Котика и Марата Казея.
Успех первой картины подвиг Эдуарда Бочарова к дальнейшей работе. Вернувшись в 1958 году на киностудию им. М. Горького, он в последующее десятилетие поставил несколько детских картин: «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва» (1959), «Ванька» (1959, по одноименному рассказу А. П. Чехова), «Мы вас любим» (1962, экранизация четырех новелл С. Михалкова), «Какое оно, море?» (1964, по мотивам повести Николая Дубова «Мальчик у моря» ), «Маленький беглец» (1966), «Серебряные трубы» (1970, о юности Аркадия Гайдара). Все фильмы были созданы с добротой и неподдельной любовью к детям.
От детской тематики Эдуард Бочаров отошел всего лишь раз – в 1971 году, сняв мелодраму «Седьмое небо», в которой главные роли исполнили Алла Ларионова и Николай Рыбников. Сам же он выступил и в качестве одного из сценаристов. Однако, несмотря на присутствие выдающихся актеров, фильм получился вполне заурядным.
После этого Бочаров вернулся к привычной теме и в 1975 году выпустил детский фильм «Шторм на суше», поставленный по мотивам рассказов Бориса Житкова и рассказывающий о мальчишках приморского городка начала ХIX века. Эту ленту знаменитый режиссёр и педагог Сергей Герасимов назвал лучшим фильмом для детей.
В 1978 году вышел его очередной фильм «Недопёсок Наполеон III-й» – трогательная, теплая история о похождениях сбежавшего с зоофермы молодого песца и о шестилетнем мальчике Серпокрылове, которому удалось его найти и спасти. А 1982 году свет увидела последняя кинолента Эдуарда Бочарова – сказка «Семеро солдатиков» – история семилетнего Олежки, у которого неожиданно появляются семь солдатиков. Только не оловянных, а самых что ни на есть живых. Этот фильм был удостоен второй премии по разделу детских фильмов на Всесоюзном кинофестивале 1983 года в Ленинграде.
Ушел из жизни Эдуард Никандрович 7 октября 1989 года в Москве. Фильм «Маленький беглец» – первый советско-японский фильм, получивший главный приз V Московского кинофестиваля
23 июня
23 июня 1927 года родился Боб Фосс – танцовщик, хореограф, режиссёр. Хотя его талант блистал в основном на Бродвее и в кино, он был одним из самых выдающихся хореографов минувшего века. Его стиль – для своего времени абсолютно новаторский – узнается сразу и не похож ни на один другой. Он принципиально пересмотрел каноны жанра мюзикла, превратив сентиментальные любовные сказки с ходульными сюжетами в полные драматизма и страсти музыкальные поэмы.
«Я люблю не то чтобы трагические, но грустные концовки. Они кажутся мне более жизненными», – писал он. Его жизнь была яркой, экспрессивной и неистовой, как танец. «Я всегда думал, что я умру в двадцать пять, – говорил он. – Люди будут рыдать – ах, он был таким молодым!». Он умер в шестьдесят. И Лайза Миннелли, снявшаяся у Боба Фосса в его киношедевре «Кабаре», произнесла лучшую эпитафию мастеру: «Он остался вечно молодым».
Еще в середине 1960-х на Бродвее был поставлен мюзикл Джона Кэндера и Фреда Эбба «Кабаре». Но постановщик фильма, выдающийся хореограф Боб Фосс, работая над сценарием, опирался не столько на сюжет мюзикла, сколько на первоисточник – сборник рассказов Кристофера Ишервуда «Прощай, Берлин». В этой книге писатель делился впечатлениями о берлинской жизни до Гитлера. Бобу Фоссу, как вспоминают участники киногруппы, была крайне важна аутентичность. Режиссёр настоял на том, чтобы фильм снимался в Германии, с местными актерами на вторых ролях; показывал декораторам и оператору в качестве примера картины немецких экспрессионистов, а для создания нужной атмосферы на площадке заводил песни в исполнении Марлен Дитрих. Один из клубных номеров Лайзы Миннелли почти прямо цитировал сцену из «Голубого ангела» – легендарной ленты 1929 года, где Дитрих играла Лолу, певицу кабаре. Музыкальный материал бродвейского спектакля вошел в картину лишь частично, были добавлены и не звучавшие в театре композиции. Одна из песен, иллюстрирующая пугающее наступление нацистской идеологии, Tomorrow belongs to me, вопреки традициям мюзикла, и вовсе исполнялась не в условном сценическом пространстве, а на натуре, на открытом воздухе. Подобные эпизоды лишь подчеркивали реалистичность фильма по сравнению с бродвейской версией.
24 июня
В этот день в 1901 году в Париже открылась первая выставка Пабло Пикассо. Уже за неделю до этого художник стал объектом внимания – правда, не критиков, а тайной полиции. Дело в том, что он, как доносили агенты, «волосы отрастил длинные», «предпочитает носить черные пиджак и шляпу» и «к нему ходят неизвестные личности». И – самое ужасное – консьержка донесла, что «он уходит и приходит в разное время, иногда даже в час ночи. А бывает, что и вовсе не ночует дома…». Подозрительному художнику было 19 лет.
Подготовлено отделом искусств СОУНБ
25 июня
25 июня 1852 года в семье котельных дел мастера, пятым и последним ребенком в семье, родился самый знаменитый испанский архитектор Антонио Гауди-и-Корнет.
Его называли «барселонским отшельником», «поэтом камня» и «Данте архитектуры». Неповторимым, несравненным, немыслимым.
В проектах Гауди нет ни одной прямой линии. Он умел добиваться непрерывной текучести архитектурных форм, доступных лишь живой природе. Крыши домов вздыблены, фасады изогнуты, церковные шпили завешены снопами злаков и початками кукурузы, водосточные трубы извиваются, как змеи, дымоходы закручены улитками.
Строительство его главного творения – Храма Святого Семейства – началось, когда Гауди было чуть больше тридцати, и не завершилось по сей день. Гауди говорил: «Это творение находится в руках Господа и зависит от воли народа». Когда его спрашивали, когда же будет закончен храм, он отвечал: «Мой заказчик не торопится».
Символ Барселоны – Искупительный храм Святого Семейства, Саграда Фамилия – самое известное детище Антонио Гауди и вместе с тем один из самых обсуждаемых долгостроев мира. Гауди посвятил созданию храма 42 года своей жизни. По его задумке в церкви должно быть 18 башен. Самая высокая (170 метров), расположенная в центре ансамбля, призвана олицетворять Христа. Чертежи, оставшиеся после Гауди, были сожжены франкистами в 1936 году, – это еще один факт, который тормозит процесс строительства. В 2010 году недостроенный храм был освящен Папой Бенедиктом XVI и официально открыт для богослужений. Однако, по последним данным, правительство Испании рассчитывает наконец – то завершить строительство к 2026 году.
26 июня
26 июня 1927 года родился Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РФ, кинорежиссёр, театральный актер, сценарист, композитор, продюсер Владимир Мотыль. После школы, в 1948 году, молодой человек окончил Театральный институт в Екатеринбурге. Позднее получил диплом Екатеринбургского Государственного Университета, где заочно окончил исторический факультет. В 1955 году стал главным режиссёром екатеринбургского театра юного зрителя. В этом же городе в период с 1957 по 1960 год работал на киностудии режиссёром.
Настоящим дебютом Владимира Мотыля стала картина «Женя, Женечка и “катюша”». Это был первый комедийный фильм о войне, что очень не понравилось киночиновникам. Но его всё – таки выпустили на экран, и фильм имел оглушительный успех у зрителя.
Но подлинная всенародная слава ожидала режиссёра после выхода приключенческого фильма «Белое солнце пустыни». Это мастерски сработанный советский вестерн, сюжет которого – борьба за установление советской власти в Средней Азии – оказался только фоном. Фильм стал культовым. Прекрасный актерский ансамбль (Анатолий Кузнецов, Павел Луспекаев, Спартак Мишулин – все они сыграли лучшие свои кинороли), фольклорные мотивы (письма Фёдора Сухова своей жене Катерине Матвеевне), остросюжетные коллизии – все это составляющие колоссального зрительского успеха фильма.
В 1975 году, к 150 – летию восстания декабристов, Мотыль поставил фильм «Звезда пленительного счастья», но режиссёр подошёл к этой теме с неожиданной стороны. Картина рассказывает не о тайном обществе и не о восстании на Сенатской площади, а о событиях, произошедших уже после него – об испытаниях, которые выпали на долю жен декабристов, последовавших за ними в Сибирь.
С 1976 года на протяжении девяти лет Мотыль являлся художественным руководителем Студии художественных фильмов Творческого объединения «Экран». В 1990 – е годы часто выступал как художественный руководитель в фильмах молодых режиссёров. В 1999 году избран председателем жюри IX международного кинофестиваля «Послание к Человеку».
В 1999 году являлся председателем жюри IX Международного кинофестиваля «Послание к Человеку». Его последней киноработой стал фильм «Багровый цвет снегопада», съемки которого режиссёр закончил к своему 80 – летнему юбилею.
Владимир Яковлевич Мотыль скончался 21 февраля 2010 года в Москве в возрасте восьмидесяти двух лет. Похоронен на Востряковском кладбище столицы.
27 июня
27 июня 1754 года в Петербурге началось строительство Зимнего дворца. Уже пятого по счету. Он возводился по проекту Бартоломео Растрелли по инициативе Елизаветы Петровны.
Первый «Зимний дом» был построен для ее отца в 1711 году на берегу Зимней канавки, второй – пятью годами позже, на месте современного Эрмитажного театра. В 1732 году Растрелли начал возводить третий Зимний дворец с фасадами на Неву и Дворцовую площадь. Он же сооружал и четвертый, временный, деревянный, на углу Невского проспекта и Мойки, который потом снесли.
Последний Зимний стоит на месте разобранного третьего. Принимала работу зодчего уже Екатерина Вторая. В новом дворце было 1050 покоев, 117 лестниц, 1886 дверей и 1945 окон. И сегодня ни по масштабам, ни по архитектуре, ни по убранству Зимний дворец не имеет себе равных в Европе.
28 июня
28 июня 1577 года на свет появился великий фламандский живописец Рубенс.
Питер Пауль Рубенс – фламандский живописец, жизнь и талант которого вызывают страстные споры вот уже несколько столетий кряду. Делакруа считал его гений непостижимым и непревзойденным, упомянул его имя в дневниках 169 раз и молодым художникам всегда советовал копировать Рубенса. Пикассо его ненавидел и считал его бесспорный гений абсолютно бестолково использованным, сравнивал лучшие картины Рубенса с учебниками истории или легким журналистским чтивом.
Рубенс начал писать только к 30 годам, но успел создать отлаженное производство картин прямо у себя дома. Он был другом герцога Бекингема, нескольких министров и приятным собеседником европейских королей, бросил дипломатическую карьеру после большой победы и получил дворянскую шпагу от двух монархов.
Его работы отличались от работ современников драматической выразительностью, напряженной динамикой и героическим накалом в интерпретации любых сюжетов. Творчество Рубенса не только определило своеобразие фламандской школы живописи, но и повлияло на судьбы европейского искусства в целом.
30 июня
30 июня 1846 года родился Риккардо (Ричард) Дриго – итальянский и российский композитор, дирижер. С детских лет выступал в родном городе как пианист, в отрочестве начал сочинять романсы и вальсы. Окончил консерваторию в Венеции в 1864 году, ученик известного композитора Антонио Буццола (в свою очередь учившегося у Гаэтано Доницетти). Работал репетитором в Гарибальди – театре в Падуе, где и состоялся его первый дирижерский дебют. В 1868 году здесь же была поставлена первая опера Дриго «Дон Педро Португальский». В последующие 10 лет Дриго удалось завоевать успех на лучших театральных сценах Италии, в частности, дирижировать несколько премьер опер Вагнера в театре «Ла Скала». В 1878 году барон Карл Карлович Кистер пригласил Дриго в Санкт-Петербург.
С 1879 года Риккардо Дриго был дирижером Итальянской оперы в Санкт-Петербурге, затем дирижером и композитором оркестра балетного состава Мариинского театра. Под руководством Дриго, в сотрудничестве с балетмейстерами М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, осуществлены первые постановки в Петербурге балетов П. И. Чайковского «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) и «Лебединое озеро» (1895), а также балета А. К. Глазунова «Раймонда» (1898). В летнее время Риккардо Дриго гастролировал по Европе. Он автор многих балетов, в том числе «Талисман» (1889), «Арлекинада» («Миллионы Арлекина», 1900), а также нескольких опер.
В 1919 году Дриго вернулся в Падую, где сочинял и дирижировал постановками в Гарибальди-театре до конца жизни. В 1878 году Дриго приехал в Россию. 30 лет трудился в Мариинском театре. В 1920 году вернулся в Италию, где и умер 1 октября 1930 года.
Ссылка на портал Культура РФ.: Балет в честь Мариуса Петипа «Арлекинада». Сюжет «Арлекинады» на музыку композитора Риккардо Дриго основан на сюжете классической комедии дель арте. Юный Арлекин, влюбленный в Коломбину, преодолевает все препятствия на пути к своему счастью. Легкий красочный балет предназначался для празднества императорского двора и давался в честь жены императора Николая II императрицы Александры Федоровны. Первая постановка балета прошла 10 февраля 1900 года в Санкт-Петербургском Эрмитажном театре, дирижировал сам Риккардо Дриго, а партию Коломбины исполняла Матильда Кшесинская.
Ссылка на портал Культура РФ.:
Подготовлено отделом искусств СОУНБ, телефон: (846) 335 68 73, электронная почта: art@libsmr.ru
23 апреля 1891 года родился русский композитор, пианист и дирижер Сергей Прокофьев.
Как и всякий сложный период борения умов, вкусов и творческих школ, начало XX века было ознаменовано множеством художественных открытий. Именно в эти годы формируется одно из ярчайших дарований отечественной и мировой культуры – начинает свой путь в искусстве Сергей Прокофьев.
«Это какой-то дикий крепыш, мустанг на подножном корму», – восторженно изумился московский критик Юлий Энгель, впервые услышав выступление молодого музыканта. Огненный темперамент Прокофьева оказался на редкость созвучным эпохе. Его музыка была с энтузиазмом встречена многими молодыми композиторами и музыкальными критиками с их громогласным приветом наступающему новому, с их ненавистью к мещанству и «красивостям», к бессмыслице рутины и штампа, к бессодержательному звукотворчеству.
И все же новаторское искусство поначалу нелегко находило дорогу к слушателю. Прямые предтечи Прокофьева – композиторы старшего поколения – не сразу увидели в своем ученике продолжателя лучших традиций национальной культуры. Прокофьев вызывал недоумение строгой консерваторской профессуры, чопорной публики изысканных аристократических петербургских пригородов, американских слушателей и просвещенной элиты Парижа. Судьба Прокофьева – это многотрудный путь артиста, который был велик и неординарен как в ошибках, в противоречиях сложной человеческой натуры, так и в своих гениальных озарениях.
Источник: Савкина Н.П. Сергей Сергеевич Прокофьев. – М.: Музыка, 1982.
В арт-календаре специалисты отдела искусств Самарской областной универсальной научной библиотеки расскаывают о знаковых датах в мире искусства.