2004 годЕлинек Эльфрида1946Австрия
За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы
(формулировка Нобелевского комитета)
«Мои слова, которые я сама породила и которые когда-то удрали от меня, – мои слова сами к себе прислушиваются, они сами себя поправляют... Я пленница своихслов... И я должна высказывать только то, что они мне подсказывают».
Э. Елинек2005 годПинтер Гарольд1930 – 2008Великобритания
За то, что в своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения
(формулировка Нобелевского комитета)
«— Я не знаю, чего мы хотим. Но что бы это ни было, мы этого никогда не получим.
— Почему нет?
— Потому что это у нас уже есть».
2006 годПамук Орхан1952Турция
За то, что в поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур
(формулировка Нобелевского комитета)
«Писатель,которыйзакрываетсявсвоейкомнатеипутешествуетвнутрисебявтечениемногихлет, обнаруживаетвечноеправилолитературы:ондолженрассказатьсвоюсобственнуюжизньтак,какбудтоэтоисториянарода,ирассказатьчужуюисторию,каксвоюсобственную. Вотчтотакое литература».
О. ПамукСсылка2007 годЛессинг Дорис1919 – 2013Великобритания
За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин
(формулировка Нобелевского комитета)
«Никогда не читайте книг из ложного чувства долга, или из-за того, что они принадлежат к какому-то течению или направлению. Помните о том, что книга, которая кажется вам скучной в двадцать или тридцать лет, откроет для вас свои двери, когда вам будет сорок или пятьдесят, — и наоборот».
Д. Лессинг2008 годЛеклезио Гюстав1940Франция, Маврикий
За новизну, поэтические искания и чувственность, а также за поиски гуманности за пределами нынешней цивилизации
(формулировка Нобелевского комитета)
«Слова по-настоящему не важны. Важно совсем другое — то, что ты хочешь сказать в самой-самой глубине души, высказать как тайну, как молитву, одни эти речи и важны».
Г. ЛеклезиоСсылка2009 годМюллер Герта1953Германия
За то, что с сосредоточенностью в поэзии и искренностью в прозе описывает жизнь обездоленных
(формулировка Нобелевского комитета)
«Пытаться выразить словами то, что у тебя на сердце, все равно как втаптывать траву в землю. Но и молчать не легче».
Г. Мюллер2010 годВаргас Льоса Марио1936Перу
За картографию структуры власти и яркие образы сопротивления, восстания и поражения индивида
(формулировка Нобелевского комитета)
«Художественный вымысел — это ложь, под которой таится глубокая истина; это жизнь, которой никогда не было, но о которой люди в любую эпоху мечтают и поэтому вынуждены её выдумывать. Это не портрет истории, а скорее маска...»
М. ВаргасЛьоса2011 годТранстрёмер Тумас1931 – 2015Швеция
За точные и богатые образы, которые дали читателям по-новому взглянуть на реальный мир
«Смерть порой приходит в зените жизни, мерку снимет.
Ты же забыл, не помнишь, кто пришёл, живёшь, как ты прежде жил.
Но платье-то шьётся».
2012 годМо Янь1955Китай
За его умопомрачительный реализм, который объединяет народные сказки с современностью
(формулировка Нобелевского комитета)
«Когда все вокруг называют что-то хорошим, никто не осмелится сказать, что ничего хорошего в этом нет. В предпочтениях масс скрывается высочайшее могущество и власть».
Мо ЯньСсылка2013 годМанро Элис 1931Канада
Мастеру современного короткого рассказа
(формулировка Нобелевского комитета)
«— Главное — быть счастливым, — сказал он, — Несмотря ни на что. Вот попробуй. У тебя получится. Потом будет всё легче и легче. Независимо от обстоятельств жизни. Ты не поверишь, как это здорово. Принимай всё, и тогда трагедии уходят. Или светлеют. И ты остаешься в мире, где всё легко».
Э. МонроСсылка2014 годМодиано Патрик1945Франция
За искусство памяти, посредством которого он рассказал о самых непостижимых человеческих судьбах и жизненном мире оккупации
(формулировка Нобелевского комитета)
П. МодианоСсылка 1, Ссылка 2, Ссылка 3
2015 годАлексиевич Светлана1948Белоруссия
За многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества
(формулировка Нобелевского комитета)
«Самая справедливая вещь на свете смерть. Никто еще не откупился. Земля всех принимает: и добрых, и злых, и грешников. А больше справедливости на этом свете нет».
С. АлексиевичСсылка2016 годДилан Боб1941США
За создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции
(формулировка Нобелевского комитета)
«Большинство других исполнителей старались донести до слушателей себя, а не песню, мне же на это было наплевать. Для меня главное было — песня».
Б. ДиланСсылка2017 годИсигуро Кадзуо 1954Великобритания
Который в романах великой эмоциональной силы открыл пропасть под нашим иллюзорным чувством связи с миром
(формулировка Нобелевского комитета)
«Я видела стремительно возникающий новый мир. Да, более технологичный, да, более эффективный. Новые способы лечения старых болезней. Очень хорошо. Но мир при этом жесткий, безжалостный. И я видела девочку с зажмуренными глазами, прижимавшую к груди старый мир, более добрый, о котором она знала в глубине сердца, что он не может остаться, и она держала его, держала и просила не отпускать ее».
К. ИсигуроСсылка2018 годТокарчук Ольга1962Польша
За повествовательное воображение, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни
(формулировка Нобелевского комитета)
«Быть может, Бог, создавая людей, обязал их стремиться к добру путем самосовершенствования, то есть игнорируя подстрекательства Сатаны, а вовсе не пытаясь его одолеть. Борьба с миром – борьба с самим собой».
О. ТокарчукСсылка2019 год Хандке Петер1942Австрия
За влиятельную работу, которая с помощью языковой изобретательности исследовала периферию и специфику человеческого опыта
(формулировка Нобелевского комитета)
«Время — это та самая вибрация, которая помогает вам сквозь проклятый вами век и одновременно световой шатер, в котором можно переждать — свое время, пережить — свое время, длить — время».
П. ХандкеСсылка2020 год
Глюк Луиза
1943
США
За безошибочный поэтический голос, который своей строгой красотой делает индивидуальное существование универсальным.
«Я, со своим несгибаемым платонизмом и упрямым видением каждой вещи по отдельности…"
Л. Глюк
2021 год
Гурна Абдулразак
1948
Танзания
За его бескомпромиссное и чувственное обличение последствий колониализма и судьбы беженцев в водовороте культур и континентов.
«Этим нельзя заниматься, если это вам ненавистно. Но я думаю, что это одновременно и удовольствие от созидания, и радость от наведения мостов…»
А. Гурна
2022 год
Эрно Анни
1940
Франция
За бесстрашие и бесстрастную остроту, с которыми она раскрывает корни, отчужденность и коллективные ограничения личной памяти.
«И, возможно, именно в этом истинный смысл моей жизни: чтобы мое тело, мои чувства и мои мысли стали текстом, то есть чем-то понятным и общим»
А. Эрно
2023 год
Фоссе Юн
1959
Норвегия
За новаторские пьесы и прозу, которые выражают невыразимое.
«Я так мало понимаю. А с годами я понимаю все меньше и меньше. Правда. Но и обратное тоже правда — с годами я понимаю все больше и больше. Да, так и есть, с годами я стал понимать очень многое, едва ли не пугающе много. Как мало я понимаю, может обескураживать, а как много я понимаю, может пугать. Как такое может быть?»
Ю. Фоссе
Лауреаты Нобелевской премии по литературе 1901–20... гг.
Данная виртуальная выставка предлагает вспомнить всех, кто получал Нобелевскую премию по литературе за всю историю ее существования с 1901 года,а это уже более 120 авторов: представители всех континентов Земли (кроме Антарктиды) из 44 стран. Чемпионом здесь является Франция – 15 лауреатов. Семь раз Премия не вручалась, четырежды ее разделили по два автора.
История Нобелевской премии по литературе захватывающая сама по себе. Сколько страстей бушевало, сколько интриг плелось, какие неожиданные повороты сюжета приводили читающую публику то в восторг, то в ступор и недоумение – под стать самому закрученному детективу!
В нашем списке лауреатов – поэты, прозаики, драматурги, публицисты, философы. Все они оставили заметный след не только в истории своей национальной литературы и в мировом литературном процессе, но и в «смежных» отраслях: филологии, лингвистике, языкознании, философии, музыке, этике, эстетике. Во многом благодаря их произведениям выглядят так, как выглядят, не только современный театр, но и кинематограф.
Вы встретите в списке имена авторов, произведения которых вы читали (а может быть, и перечитывали), о которых слышали, или совсем незнакомых.
Вы встретите имена неожиданные – в контексте литературной премии.
Вы встретите имена спорные – в конце концов, у каждого из нас есть свой Список авторов, которым мы бы дали премию, и он наверняка очень отличается от списка Нобелевского комитета за 120 лет.
Вы встретите очень своеобразные формулировки Нобелевского комитета. Они в разных источниках могут не совпадать, так как переводы делались с английского и шведского.
Вы встретите цитаты из произведений или высказывания авторов, которые, с нашей точки зрения, подтверждают (или опровергают) взгляды Нобелевского комитета.
Воспринимайте это как карту-путеводитель. Ведь главное – это произведения автора, а их надо просто читать…
Можно по-разному оценивать эстетические, политические, социальные, философские и этические взгляды авторов – Нобелевских лауреатов, но объединяет их одно – блестящее владение словом. И здесь отдельно нужно выразить признательность и восхищение русской школе перевода. Когда будете читать произведения, обращайте внимание на имена переводчиков на русский язык – вас ждут сюрпризы и открытия.
Обращаем ваше внимание, что на выставке мы даем ссылки на электронные книги авторов, а если ссылок нет, значит книги в бумажном варианте находятся в нашем фонде – обращайтесь к единому электронному каталогу и заказывайте книги на сайте СОУНБ.
Для удобства история Нобелевской премии по литературе поделена на несколько периодов:
- 1901–1920 гг.
- 1921–1945 гг.
- 1946–1965 гг.
- 1966–1983 гг.
- 1984–2003 гг.
- 2004–2024 гг.
Подготовлено отделом читальных залов, телефон: (846) 335-68-53, электронная почта:ochz@libsmr.ru