За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы
(формулировка Нобелевского комитета)
«Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю».
А. Солженицын Ссылка
За поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента
(формулировка Нобелевского комитета)
«Между жизнью и смертью — я выбираю гитару».
П. Неруда Ссылка
За творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы
(формулировка Нобелевского комитета)
«Роман — это не только и не просто роман. Это тайник, где можно припрятать два-три важных слова в надежде, что читатель их отыщет».
Г. Бёлль Ссылка 1 Ссылка 2
За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк
(формулировка Нобелевского комитета)
«Жить — это значит идти навстречу незнакомому и значит двигаться навстречу себе».
П. Уайт Ссылка
За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе
(формулировка Нобелевского комитета)
«Работы писателя часто отражают то, что он или она пережили; опыт, который является основой их поэм или историй».
Э. Юнсон
За творчество, в котором есть всё — от капли росы до космоса
(формулировка Нобелевского комитета)
«Все сущее сполна защищено
от стужи, от огня, от бурь и ран,
от невозможных и возможных бед.
Защиты лишь от человека нет».
За выдающиеся достижения в поэзии, обозначенные огромной проникновенностью и освещением правдивого, без иллюзий, взгляда на жизнь
(формулировка Нобелевского комитета)
«Добра не знал я, не считая чуда,
являемого как бы ненароком
то в сонной статуе, то в облаке далёком,
то в птице, звавшей улететь отсюда».
За гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве
(формулировка Нобелевского комитета)
«Вводить людей в настоящее — в «здесь и сейчас». В подлинную реальность. В текущий момент. Прошлое — побоку. Будущее пугает. Существует одно настоящее. Здесь и сейчас. Лови момент».
С. Беллоу
За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой
величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами
(формулировка Нобелевского комитета)
«Поэт — прежде всего человек, который помимо того еще и поэт».
В. Алейсандре
За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы
(формулировка Нобелевского комитета)
«... Что было бы, если бы небо всегда было затянуто облаками, и только раз в сто лет на одну секунду кто-нибудь случайно, мельком мог увидеть звезду. Он стал бы рассказывать всем об этом событии, но никто бы ему не верил. Должно быть, его обвинили бы во лжи или сказали, что он страдает галлюцинациями».
И. Башевис-Зингер Ссылка
За поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость
(формулировка Нобелевского комитета)
«Всё, что приходит, уходит со временем
Все обещанья, которым мы верили.
Всё это с летней проходит порою –
Мы рука об руку вместе с тобою».
За то, что с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами
(формулировка Нобелевского комитета)
«Как сумели мы выжить,не понимаю.Стили, строи клубятся бесцветной массой, превращаясь в окаменелость».
Ч. Милош
За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента
(формулировка Нобелевского комитета)
«Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было».
Г. Гарсиа Маркес Ссылка
За романы, в которых он обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание
(формулировка Нобелевского комитета)
«Пожелай чего-то достаточно сильно — и непременно своего добьёшься, если только готов будешь принести соразмерную жертву. Какую угодно, что бы то ни было… Но запомни: достигнутое никогда не оправдывает ожидания — рано ли, поздно ли, а придётся сожалеть о жертве».
У. Голдинг СсылкаЛауреаты Нобелевской премии по литературе 1901–20... гг.
Данная виртуальная выставка предлагает вспомнить всех, кто получал Нобелевскую премию по литературе за всю историю ее существования с 1901 года,а это уже более 120 авторов: представители всех континентов Земли (кроме Антарктиды) из 44 стран. Чемпионом здесь является Франция – 15 лауреатов. Семь раз Премия не вручалась, четырежды ее разделили по два автора.
История Нобелевской премии по литературе захватывающая сама по себе. Сколько страстей бушевало, сколько интриг плелось, какие неожиданные повороты сюжета приводили читающую публику то в восторг, то в ступор и недоумение – под стать самому закрученному детективу!
В нашем списке лауреатов – поэты, прозаики, драматурги, публицисты, философы. Все они оставили заметный след не только в истории своей национальной литературы и в мировом литературном процессе, но и в «смежных» отраслях: филологии, лингвистике, языкознании, философии, музыке, этике, эстетике. Во многом благодаря их произведениям выглядят так, как выглядят, не только современный театр, но и кинематограф.
Вы встретите в списке имена авторов, произведения которых вы читали (а может быть, и перечитывали), о которых слышали, или совсем незнакомых.
Вы встретите имена неожиданные – в контексте литературной премии.
Вы встретите имена спорные – в конце концов, у каждого из нас есть свой Список авторов, которым мы бы дали премию, и он наверняка очень отличается от списка Нобелевского комитета за 120 лет.
Вы встретите очень своеобразные формулировки Нобелевского комитета. Они в разных источниках могут не совпадать, так как переводы делались с английского и шведского.
Вы встретите цитаты из произведений или высказывания авторов, которые, с нашей точки зрения, подтверждают (или опровергают) взгляды Нобелевского комитета.
Воспринимайте это как карту-путеводитель. Ведь главное – это произведения автора, а их надо просто читать…
Можно по-разному оценивать эстетические, политические, социальные, философские и этические взгляды авторов – Нобелевских лауреатов, но объединяет их одно – блестящее владение словом. И здесь отдельно нужно выразить признательность и восхищение русской школе перевода. Когда будете читать произведения, обращайте внимание на имена переводчиков на русский язык – вас ждут сюрпризы и открытия.
Обращаем ваше внимание, что на выставке мы даем ссылки на электронные книги авторов, а если ссылок нет, значит книги в бумажном варианте находятся в нашем фонде – обращайтесь к единому электронному каталогу и заказывайте книги на сайте СОУНБ.
Для удобства история Нобелевской премии по литературе поделена на несколько периодов:
- 1901–1920 гг.
- 1921–1945 гг.
- 1946–1965 гг.
- 1966–1983 гг.
- 1984–2003 гг.
- 2004–2024 гг.
Подготовлено отделом читальных залов, телефон: (846) 335-68-53, электронная почта:ochz@libsmr.ru