1921 – 1945
Слайдер
Описание
1921 год Франс Анатоль 1844 – 1924 Франция

За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом
(формулировка Нобелевского комитета)

«Безумием революции было желание водворить добродетель на земле. Когда хотят сделать людей добрыми, мудрыми, свободными, воздержанными, великодушными, то неизбежно приходят к желанию перебить их всех».

А. Франс Ссылка
1922 год Бенавенте-и-Мартинес Хасинто 1866 – 1954 Испания

За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы
(формулировка Нобелевского комитета)

«Иногда с неба к сердцу протягивается чуть заметная ниточка, похожая на солнечный луч, — ниточка любви. Она преображает людей, окрыляет их, озаряет лица. И мы чувствуем: не вся наша жизнь — фарс, есть в ней и что-то высокое, истинное, вечное. То, что остаётся, когда кончается фарс».

Х. Бенавенте-и-Мартинес
1923 год Йейтс Уильям 1865 – 1939 Ирландия

За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух
(формулировка Нобелевского комитета)

«Я родом из Ирландии,
Святой земли Ирландии, –
Звал голос нежный и шальной, –
Друг дорогой, пойдем со мной
Плясать и петь в Ирландию!»

У. Йейтс Ссылка
1924 год Реймонт Владислав 1867 – 1925 Польша

За выдающийся национальный эпос — роман «Мужики»
(формулировка Нобелевского комитета)

«— И отчего это лучше всего растет то, чего люди не сеют и чего им не надо?
— Как и всякий грех! Греха тоже никто не сеет, а на свете его не оберешься».

В. Реймонт
1925 год Шоу Бернард 1856 – 1950 Великобритания

За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой
(формулировка Нобелевского комитета)

«Мой способ шутить — это говорить правду. На свете нет ничего смешнее».

Б. Шоу Ссылка
1926 год Деледда Грация 1871 – 1936 Италия

За поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь её родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом
(формулировка Нобелевского комитета)

«Как не бывает двух одинаковых листьев или двух одинаковых волн, так не бывает и двух одинаковых человеческих историй».

Г. Деледда Ссылка 1 Ссылка 2
1927 год Бергсон Анри 1859 – 1941 Франция

В знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены
(формулировка Нобелевского комитета)

«Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели».

А. Бергсон Ссылка
1928 год Унсет Сигрид 1882 – 1949 Норвегия

За запоминающееся описание скандинавского средневековья
(формулировка Нобелевского комитета)

«Мы рождаемся благодаря другим людям... и смысл жизни можно приобрести, только отдавая другим частичку своего «я».

С. Унсет Ссылка
1929 год Манн Томас 1875 – 1955 Германия

Прежде всего за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы и популярность которого неуклонно растет
(формулировка Нобелевского комитета)

«Взгляд художника на явления внешней и внутренней жизни отличается от обыкновенного: он более холоден и более страстен».

Т. Манн Ссылка
1930 год Льюис Синклер 1885 – 1951 США

За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры.
(формулировка Нобелевского комитета)

«Страшнее ярости народа его смех».

С.Льюис Ссылка
1931 год Карлфельдт Эрик 1864 – 1931 Швеция

За его поэзию
(формулировка Нобелевского комитета)

«Мир не жесток. Только он состоит из противоречий, а без них нельзя. Если нет боли, нет и наслаждения; нет тьмы — нет света».

Э. Карлфельдт
1932 год Голсуорси Джон 1867 – 1933 Великобритания

За высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах».
(формулировка Нобелевского комитета)

«Надо ли определять для себя, что такое Бог? Я считаю, не надо. С меня хватает сознания того, что в нас живет инстинктивная тяга к совершенству, которую, надеюсь, мы будем ощущать и на смертном одре; какое-то чувство чести, запрещающее опускать руки и отчаиваться. Вот и все, что у меня есть, но, пожалуй, мне большего и не нужно».

Д. Голсуорси Ссылка
1933 год Бунин Иван 1870 – 1953 Российская Империя (эмиграция)

За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы
(формулировка Нобелевского комитета)

«Я изнемогаю от того, что на мир я смотрю только своими глазами и никак не могу взглянуть на него как-нибудь иначе».

И.Бунин Ссылка
1934 год Пиранделло Луиджи 1867 – 1936 Италия

За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства
(формулировка Нобелевского комитета)

«Нелепости, происходящие в жизни, не нуждаются в том, чтобы казаться правдоподобными, так как они на самом деле происходят —в противоположность нелепостям в искусстве, которым необходимо быть правдоподобными для того, чтобы казаться истинными».

Л. Пиранделло Ссылка 1 Ссылка 2
1936 год О’Нил Юджин 1888 – 1953 США

За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии
(формулировка Нобелевского комитета)

«Трагедия чужеродна нашему образу жизни? Нет, мы сами трагедия, самая потрясающая из всех написанных и ненаписанных».

Ю. О’Нил
1937 год Мартен дюГар Роже 1881 – 1958 Франция

За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни.
(формулировка Нобелевского комитета)

«… Основная цель романа – выражать трагизм жизни…трагизм индивидуальной жизни, трагизм судьбы в процессе ее свершения».

Р. Мартен дюГар
1938 год Бак Перл 1892 – 1973 США

За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевр
(формулировка Нобелевского комитета)

«Человек смотрит в будущее своим прошлым».

П. Бак Ссылка
1939 год Силланпяя Франс 1888 – 1964 Финляндия

За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой
(формулировка Нобелевского комитета)

«Больно было глядеть на людей старшего поколения, сидевших среди обломков рухнувших идеалов, — больно потому, что, по-видимому, они действительно верили в них. Молодежь была счастливее, ибо давно уже в них не верила».

Ф. Силланпяя
1944 год Йенсен Вильгельм 1873 – 1950 Дания

За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля
(формулировка Нобелевского комитета)

«Нравственный подъем становится все менее идеалистическим и в известном смысле опускается вглубь».

В. Йенсен
1945 год Мистраль Габриэла 1889 – 1957 Чили

За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америк
(формулировка Нобелевского комитета)

«Открылась посреди пути земного
Мне истина, как чашечка цветка:
Жизнь — это сладость хлеба золотого,
Любовь — долга, а злоба — коротка».

Г. Мистраль
20
0
5648
2
0
1

Лауреаты Нобелевской премии по литературе 1901–20... гг. 

Данная виртуальная выставка предлагает вспомнить всех, кто получал Нобелевскую премию по литературе за всю историю ее существования с 1901 года,а это уже более 120 авторов: представители всех континентов Земли (кроме Антарктиды) из 44 стран. Чемпионом здесь является Франция – 15 лауреатов. Семь раз Премия не вручалась, четырежды ее разделили по два автора.

История Нобелевской премии по литературе захватывающая сама по себе. Сколько страстей бушевало, сколько интриг плелось, какие неожиданные повороты сюжета приводили читающую публику то в восторг, то в ступор и недоумение – под стать самому закрученному детективу!

В нашем списке лауреатов – поэты, прозаики, драматурги, публицисты, философы. Все они оставили заметный след не только в истории своей национальной литературы и в мировом литературном процессе, но и в «смежных» отраслях: филологии, лингвистике, языкознании, философии, музыке, этике, эстетике. Во многом благодаря их произведениям выглядят так, как выглядят, не только современный театр, но и кинематограф.

Вы встретите в списке имена авторов, произведения которых вы читали (а может быть, и перечитывали), о которых слышали, или совсем незнакомых.

Вы встретите имена неожиданные – в контексте литературной премии.

Вы встретите имена спорные – в конце концов, у каждого из нас есть свой Список авторов, которым мы бы дали премию, и он наверняка очень отличается от списка Нобелевского комитета за 120 лет.

Вы встретите очень своеобразные формулировки Нобелевского комитета. Они в разных источниках могут не совпадать, так как переводы делались с английского и шведского.

Вы встретите цитаты из произведений или высказывания авторов, которые, с нашей точки зрения, подтверждают (или опровергают) взгляды Нобелевского комитета.

Воспринимайте это как карту-путеводитель. Ведь главное – это произведения автора, а их надо просто читать…

  • • придя в нашу библиотеку. С гордостью можем сказать, что у нас есть произведения ВСЕХ авторов-лауреатов. Кто-то включен в сборники или опубликован в литературных журналах, кто-то представлен отдельными изданиями, а кто-то – собраниями сочинений.
  • • воспользовавшись доступом к полнотекстовым базам данных. Ссылки мы приводим.
  • • самостоятельно найдя тексты на просторах интернета. Соблюдая авторские права.
  • • подойдя к домашней книжной полке. Но всех авторов у вас точно не будет

Можно по-разному оценивать эстетические, политические, социальные, философские и этические взгляды авторов – Нобелевских лауреатов, но объединяет их одно – блестящее владение словом. И здесь отдельно нужно выразить признательность и восхищение русской школе перевода. Когда будете читать произведения, обращайте внимание на имена переводчиков на русский язык – вас ждут сюрпризы и открытия.

Обращаем ваше внимание, что на выставке мы даем ссылки на электронные книги авторов, а если ссылок нет, значит книги в бумажном варианте находятся в нашем фонде – обращайтесь к единому электронному каталогу и заказывайте книги на сайте СОУНБ.

Для удобства история Нобелевской премии по литературе поделена на несколько периодов:

- 1901–1920 гг.

- 1921–1945 гг.

- 1946–1965 гг.

- 1966–1983 гг.

- 1984–2003 гг.

- 2004–2024 гг.

Подготовлено отделом читальных залов, телефон: (846) 335-68-53, электронная почта:ochz@libsmr.ru

Если вы хотите поставить этой виртуальной выставке "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.