За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом
(формулировка Нобелевского комитета)
«Безумием революции было желание водворить добродетель на земле. Когда хотят сделать людей добрыми, мудрыми, свободными, воздержанными, великодушными, то неизбежно приходят к желанию перебить их всех».
А. Франс Ссылка
За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы
(формулировка Нобелевского комитета)
«Иногда с неба к сердцу протягивается чуть заметная ниточка, похожая на солнечный луч, — ниточка любви. Она преображает людей, окрыляет их, озаряет лица. И мы чувствуем: не вся наша жизнь — фарс, есть в ней и что-то высокое, истинное, вечное. То, что остаётся, когда кончается фарс».
Х. Бенавенте-и-Мартинес
За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух
(формулировка Нобелевского комитета)
«Я родом из Ирландии,
Святой земли Ирландии, –
Звал голос нежный и шальной, –
Друг дорогой, пойдем со мной
Плясать и петь в Ирландию!»
За выдающийся национальный эпос — роман «Мужики»
(формулировка Нобелевского комитета)
«— И отчего это лучше всего растет то, чего люди не сеют и чего им не надо?
— Как и всякий грех! Греха тоже никто не сеет, а на свете его не оберешься».
За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой
(формулировка Нобелевского комитета)
«Мой способ шутить — это говорить правду. На свете нет ничего смешнее».
Б. Шоу Ссылка
За поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь её родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом
(формулировка Нобелевского комитета)
Г. Деледда Ссылка 1 Ссылка 2
В знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены
(формулировка Нобелевского комитета)
«Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели».
А. Бергсон Ссылка
За запоминающееся описание скандинавского средневековья
(формулировка Нобелевского комитета)
«Мы рождаемся благодаря другим людям... и смысл жизни можно приобрести, только отдавая другим частичку своего «я».
С. Унсет Ссылка
Прежде всего за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы и популярность которого неуклонно растет
(формулировка Нобелевского комитета)
«Взгляд художника на явления внешней и внутренней жизни отличается от обыкновенного: он более холоден и более страстен».
Т. Манн Ссылка
За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры.
(формулировка Нобелевского комитета)
«Страшнее ярости народа его смех».
С.Льюис Ссылка
За его поэзию
(формулировка Нобелевского комитета)
«Мир не жесток. Только он состоит из противоречий, а без них нельзя. Если нет боли, нет и наслаждения; нет тьмы — нет света».
Э. Карлфельдт
За высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах».
(формулировка Нобелевского комитета)
«Надо ли определять для себя, что такое Бог? Я считаю, не надо. С меня хватает сознания того, что в нас живет инстинктивная тяга к совершенству, которую, надеюсь, мы будем ощущать и на смертном одре; какое-то чувство чести, запрещающее опускать руки и отчаиваться. Вот и все, что у меня есть, но, пожалуй, мне большего и не нужно».
Д. Голсуорси Ссылка
За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы
(формулировка Нобелевского комитета)
«Я изнемогаю от того, что на мир я смотрю только своими глазами и никак не могу взглянуть на него как-нибудь иначе».
И.Бунин Ссылка
За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства
(формулировка Нобелевского комитета)
«Нелепости, происходящие в жизни, не нуждаются в том, чтобы казаться правдоподобными, так как они на самом деле происходят —в противоположность нелепостям в искусстве, которым необходимо быть правдоподобными для того, чтобы казаться истинными».
Л. Пиранделло Ссылка 1 Ссылка 2
За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии
(формулировка Нобелевского комитета)
«Трагедия чужеродна нашему образу жизни? Нет, мы сами трагедия, самая потрясающая из всех написанных и ненаписанных».
Ю. О’Нил
За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни.
(формулировка Нобелевского комитета)
«… Основная цель романа – выражать трагизм жизни…трагизм индивидуальной жизни, трагизм судьбы в процессе ее свершения».
Р. Мартен дюГар
За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевр
(формулировка Нобелевского комитета)
«Человек смотрит в будущее своим прошлым».
П. Бак Ссылка
За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой
(формулировка Нобелевского комитета)
«Больно было глядеть на людей старшего поколения, сидевших среди обломков рухнувших идеалов, — больно потому, что, по-видимому, они действительно верили в них. Молодежь была счастливее, ибо давно уже в них не верила».
Ф. Силланпяя
За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля
(формулировка Нобелевского комитета)
«Нравственный подъем становится все менее идеалистическим и в известном смысле опускается вглубь».
В. Йенсен
За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америк
(формулировка Нобелевского комитета)
«Открылась посреди пути земного
Мне истина, как чашечка цветка:
Жизнь — это сладость хлеба золотого,
Любовь — долга, а злоба — коротка».
Лауреаты Нобелевской премии по литературе 1901–20... гг.
Данная виртуальная выставка предлагает вспомнить всех, кто получал Нобелевскую премию по литературе за всю историю ее существования с 1901 года,а это уже более 120 авторов: представители всех континентов Земли (кроме Антарктиды) из 44 стран. Чемпионом здесь является Франция – 15 лауреатов. Семь раз Премия не вручалась, четырежды ее разделили по два автора.
История Нобелевской премии по литературе захватывающая сама по себе. Сколько страстей бушевало, сколько интриг плелось, какие неожиданные повороты сюжета приводили читающую публику то в восторг, то в ступор и недоумение – под стать самому закрученному детективу!
В нашем списке лауреатов – поэты, прозаики, драматурги, публицисты, философы. Все они оставили заметный след не только в истории своей национальной литературы и в мировом литературном процессе, но и в «смежных» отраслях: филологии, лингвистике, языкознании, философии, музыке, этике, эстетике. Во многом благодаря их произведениям выглядят так, как выглядят, не только современный театр, но и кинематограф.
Вы встретите в списке имена авторов, произведения которых вы читали (а может быть, и перечитывали), о которых слышали, или совсем незнакомых.
Вы встретите имена неожиданные – в контексте литературной премии.
Вы встретите имена спорные – в конце концов, у каждого из нас есть свой Список авторов, которым мы бы дали премию, и он наверняка очень отличается от списка Нобелевского комитета за 120 лет.
Вы встретите очень своеобразные формулировки Нобелевского комитета. Они в разных источниках могут не совпадать, так как переводы делались с английского и шведского.
Вы встретите цитаты из произведений или высказывания авторов, которые, с нашей точки зрения, подтверждают (или опровергают) взгляды Нобелевского комитета.
Воспринимайте это как карту-путеводитель. Ведь главное – это произведения автора, а их надо просто читать…
Можно по-разному оценивать эстетические, политические, социальные, философские и этические взгляды авторов – Нобелевских лауреатов, но объединяет их одно – блестящее владение словом. И здесь отдельно нужно выразить признательность и восхищение русской школе перевода. Когда будете читать произведения, обращайте внимание на имена переводчиков на русский язык – вас ждут сюрпризы и открытия.
Обращаем ваше внимание, что на выставке мы даем ссылки на электронные книги авторов, а если ссылок нет, значит книги в бумажном варианте находятся в нашем фонде – обращайтесь к единому электронному каталогу и заказывайте книги на сайте СОУНБ.
Для удобства история Нобелевской премии по литературе поделена на несколько периодов:
- 1901–1920 гг.
- 1921–1945 гг.
- 1946–1965 гг.
- 1966–1983 гг.
- 1984–2003 гг.
- 2004–2024 гг.
Подготовлено отделом читальных залов, телефон: (846) 335-68-53, электронная почта:ochz@libsmr.ru