Все Псалтири самарского старопечатного собрания содержат записи и пометы, сделанные на полях книг их бывшими владельцами.
Детские каракули на полях Псалтирей.
«Сия книга горада Севска Брасавского стану села Городища. Сергеивской поп Федор отдал для ради нужд в село Радотино на подержания...»
Севск – город, расположенный в 121 км к югу от Брянска. В Севский уезд до проведения губернской реформы 1775 г. входило несколько станов, в т.ч. Брасовский. В современном Брасовском районе расположена деревня Городище Первое – это бывшее село Городище, где в конце XVII века был построен храм Сергия Радонежского. Именно при этом храме, очевидно, служил упомянутый в записи поп Федор. Села Городище и Радотино (ныне село Радутино Трубчевского района Брянской области) разделяло около 40 км, поэтому поп Федор вполне мог по-соседски одолжить нужную для служб книгу радотинскому священнику.
Запись на полях Псалтири с восследованием (Москва, 1627).
«Сия святая книга, глаголемая [т.е. называемая] Псалтырь, Переславля Залеского посадского человека Петра Артемьива Бор[о]здина. Никому до сей книги дела нет, потому что сия книга нигде не заложена и нигде не укреплена, и в монастырь вклад по душе и в церковь никуда не отдана» (некоторые слова зачеркнуты, вероятно, следующим владельцем).
Свое законное право единоличного владения книгой, являвшейся весьма ценным во всех отношениях предметом, ее владельцы часто фиксировали полистной записью, т.н. скрепой. Приведенная здесь владельческая скрепа расположена на нижних полях семи листов (на слайде показаны их фрагменты).
Запись на полях Псалтири с восследованием [экземпляр 1-й] (Москва, 1634).
«Сия книга Псалтырь восселедовная стольника Федор Михайловича Ближевского»
Стольниками в Московском государстве назывались приближенные к царскому или патриаршему двору чиновники высокого ранга, выполнявшие важные правительственные поручения. Ф.М. Ближевский жил во 2-й половине XVII – начале XVIII в., в документах сохранилось упоминание о его службе в должности воеводы в Ливнах (ныне город Орловской области) в 1699–1700 гг.
Запись на полях Псалтири с восследованием [экземпляр 2-й] (Москва, 1634).
«Сия книга, глаголемая Псалтырь, Иртовсково повоста [погоста]. По милости Божии Господа Иисуса Христа… По Паской [Пастской] деревни аминь»
В книге сохранилось более 30-ти записей, сделанных во 2-й пол. XVII – 1-й пол. XVIII в. В некоторых из них упомянут Яренский уезд – одна из крупнейших территорий Русского Севера. Уезд объединял земли и волости, состоявшие из погостов. Каждый погост являлся группой поселений с единым центром – селом, где находились церковь и кладбище. Погост Ирта включал в себя 26 небольших деревень, в числе которых значились деревни Паста и Харлово. В селе Ирта находилась Воскресенская церковь, которой, судя по нескольким записям, и принадлежала книга.
Записи на страницах Псалтири В.Ф. Бурцова (Москва, 1640).
▪ «7160 [т.е. 1652] году месяца июля в 9 день дал сию книгу Псалтырь с следованием вкладу [т.е. в дар] Чудова монастыря старец Ияков Свечин в дом [т.е. в церковь] Пречистыя Богородицы Тверскаго уезду в Войниской монастырь по своих родителех впрок без выносу по отце своем Ермиле и по матери Марье, и по всех своих родителех»
▪ «Книга Псалтирь [с] следованием Войнишскаго [Ванишского] монастыря казенная»
Бывший владелец книги, вероятно, принадлежал к древнему дворянскому роду Свечиных, из тверских бояр. Иванишский (Ванишский) Успенский монастырь, упоминаемый в записях, действовал до 1764 г. До наших дней сохранилась лишь церковь Успения Пресвятой Богородицы (основана в 1534 – 1542 гг.) – соборный храм монастыря, один из древнейших каменных храмов Тверской земли. Именно здесь находилась книга, вложенная Яковом на помин души родителей.
Записи на страницах Псалтири с восследованием (Москва, 1640).
«Сия Духоновенная [т.е. Богодухновенная, созданная при содействии Бога и Святого духа] книга Следованная посалтырь села Архангельскаго… крестиянина гасподина Александра Лексевича Сталыпина крестиянин[а] Евдокима Михаилова Мельникова…»
Традиция оставлять в книге записи с указанием владельца, был ли то конкретный человек, монастырь или храм, сохранялась на протяжении столетий. Если хозяин книги был неграмотен, запись делал кто-либо из членов его семьи или знакомых. В подобных записях нередко встречаются орфографические ошибки, а также исправления.
Александр Алексеевич Столыпин (1774 – ок. 1847) – представитель древнего дворянского рода Пензенской губернии, русский мемуарист, в 1795–1797 гг. адъютант А.В. Суворова, двоюродный дед М.Ю. Лермонтова. С 1824 г. он совместно с женой Екатериной Александровной владел селом Архангельским Сызранского уезда Симбирской губернии.
Запись на полях Псалтири с восследованием (Москва, начало 1830-х гг.).
Книга, принадлежавшая крестьянину села Архангельского Евдокиму Мельникову, со временем обрела других владельцев. На форзаце ее сохранился штемпель Самарской епархиальной миссионерской библиотеки. Вероятно, кто-то из читателей решил украсить нахзац фолианта рисунком с изображением архангела Михаила, поражающего копьем дьявола.
Рисунок на нахзаце Псалтири с восследованием (Москва, начало 1830-х гг.).
«Пренадлежит Раковской пустыни. 1864 г.»
В записи говорится, вероятно, о Раковской женской общине, основанной в середине XIX века близ села Большая Раковка Ставропольского уезда Самарской губернии. В 1886 г. община была преобразована в Свято-Троицкий Раковский женский общежительный монастырь, который просуществовал до середины 1920-х гг. С 1850-х гг. здесь находилась одна из важнейших святынь Самарской епархии – икона «Взыскание погибших».
Запись на полях Псалтири с восследованием (Москва, ок. 1858).
«Книга эта преемственно перешла во владение отца моего священника Иоанна Григорьевича Благоразумова, а с его смертию – в селе Захаркине Бугурусланского уезда Самарской епархии 4 октября 1871 года – ко мне, его сыну. Василий Иванович Благоразумов, преподаватель Самарской духовной семинарии (с 1887 г.)»
Статский советник Василий Иванович Благоразумов начал педагогическую деятельность учителем чистописания в Самарском духовном училище, с ноября 1887 г. вел уроки пения в Самарской духовной семинарии, там же с 1891 г. преподавал латинский язык. Был награжден орденами св. Станислава и св. Анны 3-й степени.
Запись на форзаце Псалтири толковой (Киев, 1742).
На полях одной из книг перед нами разворачивается драматическая история самарской семьи, созданной в октябре 1883 года мещанином Прокофием Тимофеевичем Семеновым, 24-х лет, и дочерью землемера 16-летней Пелагеей Егоровной Ситниковой. У четы Семеновых за пять лет (с августа 1884 по август 1889 г.) родилось и умерло четверо детей – две дочери и два сына. В записях упомянуты церкви Вознесения (Вознесенский собор, ныне старейший храм города) и Воскресения Христова (не сохранилась), названы фамилии их служителей: протоиерей Кротков, священники Лаврский и Веригин.
Записи на полях Псалтири (Москва, начало 1830-х гг.).
«Сия Псалтирь принадлежит Анне Алексеевне Малехоновой».
Анна Алексеевна Кузнецова, в девичестве Малехонова, – одна из шести детей известного в старообрядческой среде купца из села Городец (ныне город Нижегородской области) Алексея Малехонова. Брат Анны Лев Алексеевич Малехонов (родился в конце XIX века) был одним из лидеров старообрядчества, коммерсантом, книгоиздателем, коллекционером, благотворителем. Богатая библиотека, собранная Малехоновым, не сохранилась, неизвестна и судьба самого Льва Алексеевича. Сегодня о большой и влиятельной купеческой семье в Городце напоминает лишь нуждающаяся в реставрации усадьба.
Анна Алексеевна, судя по записям в других книгах, долгое время проживала в старообрядческой общине Оленевского скита (деревня Большое Оленево на реке Керженец Нижегородской области). Последняя из ее записей датирована 16 апреля 1969 года.
Запись на нахзаце Псалтири (Гродно, 1785).
▪ «Дорогая Мамочка умерла 28 сентяб[ря] нов[ого] стиля [в] воскресенье в 5 часов вечера 1919 года в городе Самаре».
▪ «Дорогой Папочка умер 10 август[а] 1919 года в 7 часов утра [в] среду в гор[оде] Петрограде».
Записи на полях Псалтири (Иоганнисбург, ок. 1863).
«Милаим детем и внучатам на вечную память. Ваш батя Акеньтий Трофимович Власов. 1953 год. Господи, Боже мой. Господи, Исусе Христе, Сыне Боже. И помилуй нас. Аминь».
Очень часто Псалтирь была главной семейной книгой (и своего рода документом с записями о рождениях, смертях, именинах и пр.) для нескольких поколений. В семье Иннокентия Власова, отца шестерых детей, Псалтирь использовалась, по меньшей мере, до 1966 года.
Запись на полях Псалтири (Клинцы, 1787).
«1883-го синтября 21-го дня была гроза и молния, и дождь был очинь силнай».
Записи в Псалтирях в основном хранят информацию о наиболее важных моментах жизни их хозяев. Но некоторые из них посвящены необычным, впечатлившим сверх меры событиям.
Запись на полях Псалтири учебной (Москва, начало 1880-х гг.).
«Дар Самарск[ому] гор[одскому] музею от Христофора Вуколовича Сербулова»
Христофор Вуколович Сербулов – один из первых самарских нотариусов (приведен к присяге 15 октября 1870 г.), ранее работал в городе Арзамасе Нижегородской губернии. Контора Сербулова находилась на Алексеевской площади в доме самарского купца В.И. Шабаева. После ухода с должности нотариуса Христофор Вуколович занялся торговой деятельностью. В 1918 г. в возрасте 76 лет он подарил Самарскому музею несколько книг, которые в середине ХХ века вместе с другими старопечатными изданиями были переданы в фонд Куйбышевской областной библиотеки.
Запись на форзаце Псалтири с толкованием: [румынская кириллица]. [Б.м., 2 пол. XVIII].
«Найдена кружком краеведов-туристов Дворца пионеров в 1960 году в селе Ермаково Сосново-Солонецкого (ныне Жигулевского р-на) у старой жительницы (за 2 банки тушонки). Передал руководитель группы Ю.А. Кулаков. 1/II-64 г.»
С 1960-х гг. самарская старопечатная коллекция значительно пополнилась книгами, поступившими от населения, в т.ч. подаренными библиотеке. Среди поступлений 2024 года – семь экземпляров разных изданий Псалтири. Все заинтересовавшиеся этой удивительной книгой могут продолжить знакомство с ней в читальном зале отдела редких книг. Приглашаем в библиотеку – читать, исследовать, совершать открытия!
Запись на листе, приклеенном к форзацу Псалтири (Махновка-Янов, начало XIX в.).
Псалтирь – одна из важнейших книг в православной культуре. Она употреблялась как книга богослужебная, как книга учебная, как книга для домашнего чтения, а также использовалась в особых случаях жизни. В старопечатном собрании СОУНБ эту удивительную книгу представляют экземпляры нескольких десятков изданий, каждый – со своей историей.
Выставку подготовила главный библиограф отдела редких книг Л.В. Сташенкова.
Фотографии С.А. Осьмачкина, редактор О.В. Клипикова.
При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов «cookie» и других похожих технологий, а также платформы для связи с клиентами Jivo и сервиса «Яндекс. Метрика», «Яндекс Метрика для приложений» (AppMetrica), которое является частью политики ГБУК «СОУНБ» в отношении обработки персональных данных . Вы всегда можете отключить Cookie-файлы в настройках Вашего браузера