Фонд главной самарской библиотеки сегодня насчитывает около 80 экземпляров Псалтирей разного вида, включая рукописные. Основная же часть этих книг принадлежит старопечатному собранию (62 издания в количестве 75 экземпляров). Самые ранние из них – Псалтири, изданные Московским Печатным двором в первой половине XVII века.
Псалтирь малая (1645) и Псалтирь с восследованием (1640).
Издания Московского Печатного двора.
В большинстве московских Псалтирей первой половины XVII века основной текст книги предваряет гравюра с изображением царя Давида, созданная выдающимся мастером Печатного двора – Кондратием Ивановым.
Царь Давид.Фронтиспис Псалтири с восследованием (Москва, 1634).
Гравер – Кондратий Иванов.
Один из широко известных российских типографов XVII века – просветитель Василий Федорович Бурцов, издатель первого московского Букваря. В 1633 – 1642 гг. он возглавлял одну из типографий, основанных им на территории Печатного двора. Бурцов сам изготавливал шрифты для своих книг. Основная часть его изданий – книги учебного характера, в их числе четыре Псалтири.
Начало «Псалмов Давидовых» с фронтисписом.
Издание: Псалтирь. Москва: Печ. В.Ф. Бурцов, 1640.
В документах Московского Печатного двора Псалтирь малая (келейная) всегда именовалась Псалтирью учебной, что подтверждает ее важную роль в системе образования того времени. Интересно, что в 1640-е гг. в изданиях Псалтири появляется статья «Наказание ко учителем», предваряющая весь текст книги. По сути, это методическое пособие для обучения детей языку. Основные принципы обучения, изложенные в «Наказании…», остаются актуальными и сегодня.
Начало статьи «Наказание ко учителем».
Издание: Псалтирь. Москва, 1645.
Очень редко встречаются Псалтири, не содержащие следов реставрации. Книга, которой постоянно пользовались (как правило, не один десяток лет) постепенно изнашивалась: ветшала бумага, утрачивались фрагменты, порой даже отдельные листы. Владельцы книги по мере своих возможностей пытались продлить ее жизнь. Поэтому во многих Псалтирях можно увидеть листы с рукописным текстом, вклеенные взамен утраченных.
Фрагмент листа с восстановленным от руки текстом и рисованной буквицей.
Издание: Псалтирь. Москва: Печ. В.Ф. Бурцов, 1640.
Псалтирь была одной из наиболее часто издаваемых книг в России. Так, в течение XVIII века в типографиях Москвы и Санкт-Петербурга вышло более 100 изданий Псалтири малой и около 50 изданий Псалтири с восследованием.
Царь Давид. Фрагмент гравюры.
Издание: Псалтирь. Москва, 1762.
Псалтирь издавалась не только отдельной книгой. Например, в XVIII веке она не менее 12 раз была напечатана в составе Библии как одна из книг Ветхого завета.
Начало Псалтири.
Издание: Библия. Москва, 1757.
Большое количество Псалтирей дошло до наших дней благодаря их сбережению в старообрядческих семьях. Некоторые из этих книг вышли за пределами Российской империи, на территории Речи Посполитой.
Начало «Псалмов Давидовых» с фронтисписом (1798).
Издание: Псалтирь. Варшава: Типография П. Дюфора.
В конце XVIII века более двух десятков старообрядческих изданий, среди которых было 5 Псалтирей, выпустила типография белорусского города Гродно. Издания из Гродно славились высоким качеством печати и красивым оформлением.
Начало «Песен Моисеевых».
Издание: Псалтирь с восследованием. Гродно, 1781.
Часто книги печатались в типографиях, работавших при монастырях или храмах. Одним из них был Благовещенский монастырь в Супрасле (город в Польше на границе с Беларусью).
Страница текста с заставкой и буквицей.
Издание: Псалтирь. Супрасль: Типография Благовещенского монастыря, 1780.
На территории города Вильны (ныне Вильнюс) действовал Униатский Троицкий монастырь, принадлежавший базилианам (василианам) – членам католических монашеских орденов, названных в честь Василия Великого. При монастыре с первой половины XVII века действовала типография. С 1760-х гг. до начала XIX в. она брала заказы на печатание старообрядческих изданий.
Послесловие с выходными данными.
Издание: Псалтирь. Вильна: Типография Униатского Троицкого монастыря, 1768.
В первой половине 1860-х гг. на территории Восточной Пруссии в городе Иоганнисбурге (ныне польский город Пиш) работала типография, принадлежавшая Войновскому монастырю. Основана она была по инициативе настоятеля монастыря Павла Прусского – выдающегося религиозного деятеля, миссионера, писателя.
Фронтиспис Псалтири из Иоганнисбурга (ок. 1863).
Изображение царя Давида заключено в обрамление, составленное из наборных украшений.
До апреля 1905 года большая часть старообрядческих изданий выходила нелегально, поэтому выходные данные в них обычно отсутствуют или заменены ложными, реже – частично зашифрованы, как в Псалтири из Иоганнисбурга.
В зашифрованных выходных данных этой Псалтири вполне легко угадывается место печатания – город Иоганнисбург.
Большое количество Псалтирей выпускали типографии, работавшие на окраинах Российской империи – в Клинцовском посаде (ныне западная часть Брянской области), селах Махновке и Янове (входили в состав Черниговской губернии).
Начало «Псалмов Давидовых» с фронтисписом.
Издание: Псалтирь. Клинцы, ок. 1801.
Качество бумаги, печати и оформления изданий из Клинцов, Махновки и Янова были невысокими, зато печатались они часто, и цена этих книг была доступна большинству старообрядческих семей.
Начало «Псалмов избранных».
Издание: Псалтирь. Янов, 1817.
В XIX – начале XX в. продолжали выходить большими тиражами синодальные издания Псалтири.
Царь Давид.
Издание: Псалтирь. Москва: Типография Синодальная, ок. 1801.
В некоторых Псалтирях можно увидеть раскрашенные от руки заставки, буквицы, гравюру с изображением царя Давида.
Иллюминированный фронтиспис.
Из издания: Псалтирь. Москва: Типография Синодальная, 1841.
В Типографии Единоверцев, основанной в 1820 г. в Москве при Свято-Троицкой Введенской церкви, Псалтирь учебная выдержала более 40 изданий в течение только XIX века. В 1911 г. вышло 50-е издание этой книги.
Царь Давид.
Издание: Псалтирь учебная. Москва: Типография Единоверцев, после 1833.
Единоверческие Псалтири, воспроизводившие текст и орнамент московских книг первой половины XVII века, содержали в себе два послесловия. Одно из них копировало послесловие перепечатанной книги, другое было собственным – с настоящими выходными данными и перечислением всех здравствующих на момент издания книги членов российской императорской семьи.
Начало послесловия.
Издание: Псалтирь учебная. Москва: Типография Единоверцев, 1888.
Одна из старообрядческих Псалтирей самарского старопечатного фонда вышла в начале XX века в городе Уральске. Уральские издания отличались изящными шрифтами и высоким качеством печати.
Начало «Псалмов Давидовых» с фронтисписом.
Издание: Псалтирь. Уральск, 1907.
Псалтири с толкованием (толковые) издавались реже. В фонде СОУНБ всего четыре таких книги, три из них были напечатаны в Типографии Киево-Печерской Лавры. Издания этой типографии прекрасно орнаментированы, содержат большое количество иллюстраций.
Гравированный титульный лист. На лицевой стороне внизу – панорама Успенского собора, древнейшего храма Киево-Печерской Лавры.
Издание: Псалтирь с кратким толкованием. Киев: Типография Киево-Печерской Лавры, 1760.
Псалтирь – одна из важнейших книг в православной культуре. Она употреблялась как книга богослужебная, как книга учебная, как книга для домашнего чтения, а также использовалась в особых случаях жизни. В старопечатном собрании СОУНБ эту удивительную книгу представляют экземпляры нескольких десятков изданий, каждый – со своей историей.
Выставку подготовила главный библиограф отдела редких книг Л.В. Сташенкова.
Фотографии С.А. Осьмачкина, редактор О.В. Клипикова.
При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов «cookie» и других похожих технологий, а также платформы для связи с клиентами Jivo и сервиса «Яндекс. Метрика», «Яндекс Метрика для приложений» (AppMetrica), которое является частью политики ГБУК «СОУНБ» в отношении обработки персональных данных . Вы всегда можете отключить Cookie-файлы в настройках Вашего браузера