Псалтирь (Псалтырь) – одна из 39 канонических книг Ветхого Завета. Сборник из 150 псалмов был создан для храмового культа в Иерусалиме в XV – V вв. до н.э. Псалмы исполнялись хором, под аккомпанемент струнных инструментов (у древних греков и римлян они назывались «псалтерий», «псалтерион»), иногда с танцами. Они отразили древнейшую практику сакральных богослужебных песнопений ближневосточных народов.
Иерусалим в первой половине XIX в.Гравюра.
Издание: Le baron Taylor et Louis Reybaud. La Syrie, l'Egypte, la Palestine et la Judee (Сирия, Египет, Палестина и Иудея). Т. I. Paris, 1839.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Легендарный иудейский царь Давид, создавший ряд псалмов и прославившийся их исполнением, почитается за автора Псалтири. Вероятно, именно Давид провел кодификацию (упорядочение) всех псалмов, известных в его эпоху, и создал письменный канон этой священной книги.
Башня Давида в Иерусалиме. Гравюра.
Издание: Le baron Taylor et Louis Reybaud. La Syrie, l'Egypte, la Palestine et la Judee (Сирия, Египет, Палестина и Иудея). Т. I. Paris, 1839.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Большинство псалмов – это непосредственное обращение к Богу, восхваление его могущества, осуждение не приемлющих божественную власть. Псалмы различны по тональности и объему. Самый короткий 116-й псалом, он содержит всего 2 стиха, самый большой 118-й, состоящий из 176 строф. Славянская Псалтирь, как и греческая, с которой был сделан перевод текста, содержит 151 псалом.
116-й псалом (4 строки черного текста в нижней части правого листа).
Издание: Псалтирь. Москва, декабрь 1645.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Гармоничное сочетание сакрального, нравственного, философского и художественного начал в текстах Псалтири сделало ее одной из важнейших книг в христианской культуре уже в первые века нашей эры. Псалтирные строки включены во многие богослужебные тексты. Множество слов, выражений, образов вошло в язык, в произведения искусства, литературы, в повседневную жизнь самых разных людей.
Царь Давид. Горельеф. Ок. 1100 г. Собор Сантьяго-де-Компостела, Испания.
Издание: Педро Наваскуэс Паласио. Соборы Испании. Москва, 2005.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Псалтирь – одна из первых книг, переведенных на славянский язык первоучителями Кириллом и Мефодием. Об этом сообщается в сказании о создании славянской азбуки, входящей в состав «Повести временных лет»: «И преложиста Апостол и Еуангелие. И ради быша словени, яко слышаша величья Божия своим языком. По сем же переложиста Псалтырь...».
Фрагмент сказания о создании славянской азбуки.
Факсимильное издание: Повесть временных лет по Ипатскому списку. Санкт-Петербург, 1871.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Псалмы вошли в службы повседневные, воскресные, праздничные и во все частные службы, совершаемые православной церковью. Издревле псалмы читали над больными, страдавшими тяжкими продолжительными болезнями. От ранних времен христианства ведет свое начало и обычай читать Псалтирь по умершим.
Начало «Канона за болящего» (молитва об исцелении больного).
Издание: Псалтирь с восследованием. Супрасль: Типография Благовещенского монастыря, ок. 1791.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Одна из важнейших функций Псалтири – учебная. В ряду предметов древнего обучения Псалтирь следовала за Азбукой и Часословом (Часовником). «Обычай бе и есть учити дети малыя в начале азбуце, по том часословцу и псалтири», – говорилось в предисловии ко 2-му изданию «Грамматики» Мелетия Смотрицкого (1721). Иногда поля книги заменяли прописи: во многих Псалтирях сохранились буквы, выведенные неумелой детской рукой.
Азбука (1637) и Часовник (1631) московской печати.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Псалтирь использовалась как календарь: по ней определяли и даты важнейших церковных праздников, и даты личных памятных событий. С Псалтирью справлялись при выборе имени для новорожденного.
Начало Святцев – церковного календаря.
Издание: Псалтирь с восследованием. Москва, 1640.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Псалмы в славянском переводе служили источником вдохновения для множества русских авторов, начиная с XI века. Митрополиты Иларион и Никифор, летописец Нестор, киевский великий князь Владимир Мономах, епископ Кирилл Туровский и другие сочинители древнерусского периода обращаются в своих произведениях к цитатам из Псалтири, ссылаются на полюбившиеся им строки.
Ф.И. Дмитриев-Мамонов (1727 – 1805). Псалтирь переложенная на оды. Санкт-Петербург, 2006.
Л.Ф. Луцевич. Псалтырь в русской поэзии. Санкт-Петербург, 2002.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
С древних времен был распространен обычай гадания по Псалтири. Примеры обращения к псалмам в попытке узнать будущее мы встречаем в «Изборнике Святослава» (1073) и в «Поучении Владимира Мономаха» (1099 – 1117).
Изборник Святослава 1073 года. Первый разворот с текстом.
Факсимильное издание. Москва, 1983.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Псалтирь употреблялась в трех видах. Первый из них – простая Псалтирь, которую могли называть еще малой, келейной, учебной. Псалтирь с восследованием включала в себя также тексты из Часослова и различные прибавления из других книг. Псалтирь толковая содержала толкования святых отцов и учителей церкви к текстам книги. Дошедшие до наших дней рукописные варианты Псалтири очень разнообразны.
Миниатюра с изображением царя Давида из рукописной Псалтири с восследованием. XVI–XVII вв.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Древнейшие из сохранившихся славянских рукописей Псалтири относятся к XI веку. Это два глаголических списка, хранящихся в Синайском монастыре (ниже дана ссылка на один из них), а также новгородские вощеные дощечки с тремя неполными псалмами кириллического письма. Из русских иллюстрированных Псалтирей самая ранняя – Киевская Псалтирь 1397 г. Книга написана уставом, содержит 303 цветные миниатюры.
Киевская псалтирь 1397 года. Фрагмент текста с иллюстрацией.
Факсимильное издание. Москва, 1978.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Первое печатное издание Псалтири вышло на латинском языке в 1457 г. в немецком городе Майнце. Книга была напечатана в типографии Иоганна Фуста и Петера Шеффера, ранее работавших с Иоганном Гутенбергом.
Фрагмент текста Майнцской Псалтири.
Издание: Л.И. Владимиров. Всеобщая история книги. Москва, 1988.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
В 1495 г. в черногорском городе Цетинье в типографии Джурджа Црноевича вышла Псалтирь с восследованием на кириллице, напечатанная славянским первопечатником Макарием. Немного позже (в 1517 г.) Псалтирь на церковнославянском языке была издана типографией белорусского первопечатника Франциска Скорины в Праге.
Фрагмент текста Псалтири с восследованием из Цетинье.
Издание: Л.И. Владимиров. Всеобщая история книги. Москва, 1988.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
В России печатная Псалтирь впервые была выпущена в середине 1550-х гг. московской Анонимной типографией. Только за первое столетие российского книгопечатания она выходила более 40 раз. Причиной частых изданий была высокая востребованность Псалтири: эту книгу стремилась иметь в своем доме каждая русская семья, независимо от достатка и социального положения.
Заставка первопечатной московской Псалтири.
Издание: Е.Л. Немировский. Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров. Москва, 1964.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Псалтирь – одна из важнейших книг в православной культуре. Она употреблялась как книга богослужебная, как книга учебная, как книга для домашнего чтения, а также использовалась в особых случаях жизни. В старопечатном собрании СОУНБ эту удивительную книгу представляют экземпляры нескольких десятков изданий, каждый – со своей историей.
Выставку подготовила главный библиограф отдела редких книг Л.В. Сташенкова.
Фотографии С.А. Осьмачкина, редактор О.В. Клипикова.
При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов «cookie» и других похожих технологий, а также платформы для связи с клиентами Jivo и сервиса «Яндекс. Метрика», «Яндекс Метрика для приложений» (AppMetrica), которое является частью политики ГБУК «СОУНБ» в отношении обработки персональных данных . Вы всегда можете отключить Cookie-файлы в настройках Вашего браузера