Книга о постничестве: самарский экземпляр
Слайдер
Описание

До наших дней дошло немногим более 100 экземпляров острожского издания «Книги о постничестве» Василия Великого. Один из них находится в Самарской областной универсальной научной библиотеке.

Василий Великий. «Книга о постничестве». Острог, 1594.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Несмотря на солидный «возраст» издания, текст его сохранился полностью. Утрачен лишь последний пустой лист. Взамен него в книгу в начале XVIII в. был вставлен лист более поздней бумаги.

Разворот книги с фронтисписом. 

Текст произведения напечатан на бумаге польского производства. На листах на просвет видны водяные знаки, отражающие геральдику шляхетских родов речи Посполитой.

Водяной знак (филигрань) на листе книги.

Самарский экземпляр  «Книги о постничестве» сохранил записи, сделанные прежними владельцами. Самая ранняя из них – о продаже книги 14 февраля 1639 г. дьяконом Артемием Львовым по поручению ее хозяина, попа «Зачетеского Дивича монастыря», Ивана Федотьева.

Запись дьякона Артемия Львова.

Вероятно, в записи идет речь о московском Зачатьевском Девичьем монастыре – одной из старейших в России православных женских обителей. В старых документах сохранилась такая форма названия, как «Зачетейской».

Зачатьевский ставропигиальный [подчиняющийся непосредственно патриарху] женский монастырь, Москва. Основан в 3-й четверти XIV в. Фотография. Начало XX в.

Из издания: Православная энциклопедия: Т. XIX. Москва, 2008.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Две следующих по времени записи сообщают о продаже издания 22 марта 1665 г. Спасской церкви уральского города Соли Камской (ныне Соликамск). Записи сделал «своею рукою» прежний владелец книги, «посадской человек Анашка Иванов сын Жданов». В архивных документах XVII в. семья Ждановых значится в числе «лучших посадских людей» Соли Камской. На момент продажи книги Анашке Жданову было 22 года.

Запись посадского человека (горожанина из торгово-ремесленной среды) Анашки Жданова.

Соликамская Спасская церковь была деревянной. В 1672 г. она сгорела во время большого пожара. А наш печатный фолиант остался невредим. Это наглядное свидетельство того, что в разгуле страшной огненной стихии как самую большую ценность люди спасали книги. 

«Книга о постничестве». Начальная полоса главы, л. 43 (счет 2-й).

Со временем взамен сгоревшей церкви была выстроена новая с тем же названием. Она фигурирует в записи, сделанной в 1704 г. на последнем пустом листе: «Сия книга Правила Василия Великаго города Соли Камской соликамской Спасской церкви казенная. Подписал той же церкви дьячек Иван Филипов сын Ежев».  

Запись дьячка соликамской Спасской церкви Ивана Филипповича Ежева.

Имя Ивана Филипповича Ежева также осталось на листах архивных документов. В переписи 1710 г. по Соликамскому уезду он указан как отец священнослужителя двух церквей: «одна каменная Спаса Нерукотворенного образа, другая деревянная во имя Архистратига Божия Михаила». Запись в книге он оставил в 54 года.

Храмовый ансамбль: Спасская церковь (1689 г.), колокольня (1724 г.), Архангельская церковь (1725 г.). Соликамск. Реконструкция.

Из издания: Соликамск: историко-культурные памятники. Путеводитель. Пермь, 1975.

Фонд отдела основного книгохранения СОУНБ.

Михаило-Архангельская церковь, и сегодня составляющая со Спасским храмом один молельный комплекс, упоминается в недатированной записи на форзаце книги.

Запись (сделана чернилами) с упоминанием Архангельской церкви. 

Когда и каким образом фолиант оказался на волжской земле – неизвестно. Одна из недатированных записей сообщает: «Сия Богодухновенная книга, глаголемая Василия Великаго, Средне-Никольскаго старообрядческаго монастыря». Речь здесь идет об одном из монастырей Иргиза, ставшего в конце XVIII в. духовным центром староверия в России.

Иргизский Средне-Никольский старообрядческий монастырь. С картины неизвестного художника.

Из издания: История города Пугачева и Иргизских монастырей в фотографиях. Саратов, 2007.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Библиотеки Иргизских монастырей позволили сохраниться до наших дней множеству рукописей и старопечатных изданий. Сегодня эти книги можно увидеть в библиотеках и музеях Самары, Пугачева, Саратова.

Город Николаевск, с 1918 г. – Пугачев. Фотография. [Начало ХХ в.].

Из издания: История города Пугачева и Иргизских монастырей в фотографиях. Саратов, 2007.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Особенно богатым было книжное собрание Средне-Никольского монастыря. В монастырской библиотеке книги подлежали строгому учету, о чем говорят проставленные в них при описях номера. В 1911 г., по-видимому, состоялась последняя «инвентаризация».

Старые библиотечные пометы на форзаце книги. 

В 1837 г. Средне-Никольский старообрядческий монастырь по решению властей был преобразован в единоверческий, в 1919 г. – закрыт. Книги же были переданы в Пугачевский музей родного края.

Пугачевский краеведческий музей (крайнее слева здание). Фотография. [Первые годы Советской власти].

Из издания: История города Пугачева и Иргизских монастырей в фотографиях. Саратов, 2007.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

В 1919 – 1923 гг. в Самаре жил и работал Михаил Николаевич Тихомиров – историк, преподаватель палеографии в Самарском университете, будущий академик. Он возглавил работу по разборке и описанию книжных сокровищ Иргизских монастырей.

Михаил Николаевич Тихомиров. Фотография. Начало 1920-х гг.

Из издания: М.Н. Тихомиров. Описание рукописей Иргизских монастырей. Самара, 2017.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Некоторые книги были перевезены Тихомировым в Самару и поступили на хранение в Общество археологии. Видимо, в их числе была и наша «Книга о постничестве», так как на форзаце ее сохранился ярлык Общества. А в конце 1920-х гг. в составе университетского собрания, куда вошли и книги Общества, уникальный фолиант совершил свой последний переезд – в фонд главной библиотеки Самарского края.

Ярлык Общества археологии и помета университета (сделана карандашом) на форзаце книги.

В марте 2024 г. исполняется 430 лет со дня выхода в свет «Книги о постничестве». Самарский экземпляр острожского издания интересен и дорог нам сегодня не только как памятник раннего русского книгопечатания, но и как свидетель значимых событий драматической российской истории.

«Книга о постничестве». Разворот с концовкой, напечатанной с доски Ивана Федорова, л. 292об. (счет 2-й) – 1 (счет 3-й).  

17
0
727
0
0
1

Василий Великий. КНИГА О ПОСТНИЧЕСТВЕ. 

К 430-летию издания

          В марте 2024 года исполняется 430 лет со дня издания в православной типографии города Острога «Книги о постничестве». Этот труд принадлежит перу одного из отцов христианской церкви – святителя, вселенского учителя, епископа Кесарии Каппадокийской, богослова и писателя Василия Великого.

          «Книга о постничестве», вышедшая в свет 3 марта 1594 года – одна из лучших книг Острожской типографии. В ее издании принимали участие выдающиеся просветители конца XVI века: православный писатель Василий Суражский, ректор Острожской академии Герасим Смотрицкий, покровитель типографии князь Константин-Василий Острожский. Книга напечатана шрифтом Петра Мстиславца; в оформлении использованы его орнаментальные доски, а также доски Ивана Федорова. В настоящее время известно около 105 экземпляров этого издания, один из них хранится в фонде отдела редких книг нашей библиотеки. На полях листов фолианта сохранились записи, раскрывающие подробности бытования книги на протяжении четырех столетий.

 

Выставку подготовила главный библиограф отдела редких книг Л.В. Сташенкова.

Фотографии С.А. Осьмачкина, редактор О.В. Клипикова.

Если вы хотите поставить этой виртуальной выставке "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.