Василий Великий, известный также как Василий Кесарийский, – выдающийся церковный писатель и богослов, епископ Кесарии Каппадокийской, создатель одного из первых монашеских уставов. Православной церковью он почитается как вселенский учитель и святитель.
Василий Великий. Фрагмент иконы. X в. Монастырь Св. Екатерины, гора Синай, Египет.
Из издания: Кондаков Н.П. Иконы. Москва, 2009.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Родился Василий около 330 г. Его предки происходили из малоазийских областей Римской империи – Понта и Каппадокии. Родиной святителя считается, по одним источникам, Кесария Каппадокийская, по другим – Неокесария в провинции Понт (ныне – территория Турции).
Турецкий город Кайсери – бывшая Кесария Каппадокийская.
Из издания: Стенин П.А. Восток: страны креста и полумесяца и их обитатели. Санкт-Петербург, 1892.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Василий был вторым из 9-ти детей в очень знатной и состоятельной семье, многие члены которой прославились ревностным служением христианской церкви. Он получил превосходное светское образование сначала на родине, затем в Константинополе и Афинах.
Приведение Василия в школу. Клеймо иконы Семена Спиридонова Холмогорца. 1674 г. Ярославский художественный музей.
Из издания: Масленицын С.И. Ярославская иконопись. Москва, 1973.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Во время учебы Василий подружился со своим ровесником Григорием – сыном епископа города Назианза, будущим святителем Григорием Богословом, патриархом Константинопольским. Эта дружба продолжалась всю жизнь.
Святители Григорий Богослов и Василий Великий. Фрагмент алтарной апсиды. XI в. Храм Св. Георгия Диасоритиса, остров Наксос, Греция.
Из издания: Ивинская А. Свет преломленного времени в иконном пространстве. Афины-Москва, 2002.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Со временем проявилась и все более возрастала склонность Василия к духовному служению. Спустя некоторое время после возвращения из Афин в Каппадокию он принял крещение в возрасте 27 лет.
Места, связанные с жизнью и церковным служением святителя Василия Великого.
Из издания: Православная энциклопедия: Т. VII. Москва, 2004.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Особый интерес вызывала у Василия недавно возникшая и собиравшая все больше последователей практика монашеского общежития. Вскоре после крещения будущий святитель предпринял путешествие в Египет через Палестину и Сирию. Там он в течение года ездил по монастырям, изучая жизнь монашеских общин.
Преподобный Иларион, современник Василия Великого, – основатель первого монастыря в Палестине. Гравюра.
Из издания: Solitudosivevitaepatrum (Уединение, или жизнь отцов-отшельников). [Ок. 1600].
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
По возвращении на родину Василий некоторое время жил отшельником у склона горы на берегу реки Ирис. Здесь к нему стали стекаться последователи, из которых сложились общежительные общины. В этот период Василий создал первый вариант свода «Монашеских правил» – труда, к которому затем возвращался в течение всей жизни.
Василий Великий, с житием в 16-ти клеймах. Икона, начало XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей.
Из издания: Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках: вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Москва, 2006.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
На пути духовного служения Василий Великий прошел все ступени церковной иерархии. После крещения он был посвящен в чтеца при кесарийском епископе Диании, знавшем его с детства. В 362 г. Василия рукоположили в пресвитеры, а в 370 г. он стал епископом Кесарии.
Святитель Василий Великий.
Мозаика. Середина XI в. Софийский собор, Киев.
Из издания: Живопись Древней Руси XI – начала XIII века. Ленинград, 1982.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Активная благотворительная деятельность Василия Кесарийского была неотъемлемой чертой его служения Богу и людям. Продав свое состояние в 369 г., когда разразился сильный голод из-за неурожая, он приобрел продовольствие и кормил всех нуждающихся. В Понте и Каппадокии им был основан ряд монастырей, устроены приюты и лечебницы. Образ жизни самого Василия был очень строгим, аскетичным.
Святитель Василий Великий. Фрагмент фрески. Дионисий, 1502 г. Ферапонтов монастырь, Вологодская область.
Из издания: Ю. Холдин. Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого. Москва, 2002.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
1 января 379 г. Василий Великий скончался после долгой изнуряющей болезни в возрасте около 50 лет, оставив после себя бесценное духовное наследие и немеркнущую память. В честь святителя в народном календаре славян 1 (14) января получило название «Васильев день». А в Греции Агиос Василиос (Святой Василий) считается Дедом Морозом. И в наши дни для христиан всего мира Василий Великий остается одним из самых почитаемых святых.
Смерть Василия Великого. Миниатюра из грузинской рукописи «Слова Григория Назианзина». Начало XIII в. На переднем плане Григорий Богослов (Назианзин) прильнул к лежащему в саркофаге Василию.
Из издания: Алибегашвили Г.В. Художественный принцип иллюстрирования грузинской рукописной книги XI – начала XIII века. Тбилиси, 1973.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Грандиозен вклад святителя Василия в создание духовной литературы. Его наследие включает в себя книги в защиту православной веры, толкования, аскетические трактаты, проповеди, правила, письма.
Фронтиспис к труду Василия Великого «Беседы на Шестоднев».
Из издания: Сборник переводов Епифания Славинецкого. Москва: Печатный двор, 1665.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Все христиане почитают Василия Великого как создателя текста Божественной литургии – одной из важнейших церковных служб.
Литургия Василия Великого. Фрагмент миниатюры греческого Литургического свитка. Начало XIII в. Монастырь Св. Иоанна Богослова, остров Патмос, Греция.
Из издания: Смирнова Э.С. Искусство книги в средневековой Руси: лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. Москва, 2011.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Не позднее середины V в. были сделаны первые переводы сочинений Василия Кесарийского с греческого на латинский, а затем и на другие языки. В средние века его труды и отрывки из них переписывались в Сирии, Палестине, Армении, Грузии, Болгарии, Сербии.
Василий Великий.
Миниатюра из армянской рукописи «Лекционарий». 1286 г.
Музей Матенадаран, Ереван.
Из издания: Армянская миниатюра XIII – XIV веков из собрания Матенадарана. Ленинград, 1984.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Очень востребованы были труды святителя и на Руси. Особенно часто переписывались его аскетические сочинения, касающиеся правил иноческой жизни. Знаменательно, что один из таких трудов под названием «Книга о постничестве» в конце XVI в. занял достойное место в ряду ранних русских печатных изданий.
Святитель Василий.
Миниатюра из рукописи «Слова постнические Василия Великого». 1388 г. Чудов монастырь, Москва.
Из издания: Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси: рукописная книга Северо-Восточной Руси XIII – начала XV века. Москва, 1980.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Василий Великий. КНИГА О ПОСТНИЧЕСТВЕ.
К 430-летию издания
В марте 2024 года исполняется 430 лет со дня издания в православной типографии города Острога «Книги о постничестве». Этот труд принадлежит перу одного из отцов христианской церкви – святителя, вселенского учителя, епископа Кесарии Каппадокийской, богослова и писателя Василия Великого.
«Книга о постничестве», вышедшая в свет 3 марта 1594 года – одна из лучших книг Острожской типографии. В ее издании принимали участие выдающиеся просветители конца XVI века: православный писатель Василий Суражский, ректор Острожской академии Герасим Смотрицкий, покровитель типографии князь Константин-Василий Острожский. Книга напечатана шрифтом Петра Мстиславца; в оформлении использованы его орнаментальные доски, а также доски Ивана Федорова. В настоящее время известно около 105 экземпляров этого издания, один из них хранится в фонде отдела редких книг нашей библиотеки. На полях листов фолианта сохранились записи, раскрывающие подробности бытования книги на протяжении четырех столетий.
Выставку подготовила главный библиограф отдела редких книг Л.В. Сташенкова.
Фотографии С.А. Осьмачкина, редактор О.В. Клипикова.