Прижизненные издания А. Белого и А. Блока из фонда отдела редких книг
Слайдер
Описание

Белый, А. Серебряный голубь: повесть в семи главах / Обл. работы П. Уткина. – Москва: Кн-во «Скорпион», 1910

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

«Вместо предисловия:

Настоящая повесть есть первая часть задуманной трилогии «Восток или Запад»; в ней рассказан лишь эпизод из жизни сектантов; но эпизод этот имеет самостоятельное значение <…>

Многие приняли секту голубей за хлыстов*; согласен, что есть в этой секте признаки, роднящие ее с хлыстовством: но хлыстовство, как один из ферментов религиозного брожения не адекватно существующим кристаллизованным формам у хлыстов; оно – в процессе развития; и в этом смысле голубей, изображенных мною как секты, не существует; но они – возможны со всеми своими безумными уклонами; в этом смысле голуби мои вполне реальны»

                                                                                                                                          А. Белый

1910 года. 12 апреля. Бобровка

* Хлысты, или христововеры, – одна из старейших русских внецерковных религиозных сект. Самоназвание – «Люди божьи», «Христова вера». Секта голубей – самая влиятельная и опасная секта царской России, так называемая секта «духовных крестьян», возводящая операцию оскопления в степень богоугодного дела, единственным путем для спасения души.

В романе воплощен образ «восточной», крестьянской России: герой ищет спасения в «почве», в народной среде, сближается с тайной религиозной сектой «голубей», но терпит внутренний крах и гибнет от рук сектантов. Роман, детально воссоздающий крестьянский, городской и поместный бытовой уклад, отразил иррациональную историософскую концепцию Белого – отрицание современной «азиатской», косной, «больной» России во время грядущей России, очищенной духовно и нравственно.

Блок, А.А. Собрание стихотворений : В 3 кн. – Москва: Кн-во «Мусагет», 1911-1912

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

 Предисловие к собранию стихотворений.

«Тем, кто сочувствует моей поэзии, не покажется лишним включение в эту и следующую книги полудетских или слабых по форме стихотворений; многие из них, взятые отдельно, не имеют цены; но каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах”: она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни»

А. Блок. С.-Петербург. 9 января 1911 г.

Раскрытие внутренних взаимосвязей между отдельными этапами творчества стало специальной задачей трехтомного «Собрания стихотворений» 1911–1912 гг. Поэт ограничил состав каждой книги строгими хронологическими рамками (1898–1904, 1904–1906, 1907–1910). «Собрание стихотворений» стало первым опытом комплексного издания поэтических произведений. Этот тип издания поэт совершенствовал на протяжении всей жизни, внося существенные изменения в состав и построение томов, в тексты произведений.

Большинство блоковских книг имеет строгие шрифтовые обложки. На многих из них название выделено другой краской. Сам выбор цвета не был случайным, поэт связывал его с содержанием книги. Цветовая символика сохранялась при переиздании книг. Так, в этом трехтомнике стихотворений, название первой книги выделено красным, второй – зеленым, третьей – синим, «цветом мрачных осенних облаков или свинцовых волн».

Белый, А. Кубок метелей : четвертая симфония / Обл. работы И. Федотова. – Москва : Кн-во «Скорпион», 1908 

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

«С глубоким уважением посвящает автор книгу Николаю Карловичу Метнеру внушившему тему симфонии и дорогому другу Зинаиде Николаевне Гиппиус разрешившей эту тему».

Вместо предисловия.

«Оканчивая свою “Четвертую Симфонию” я нахожусь в некотором недоумении. Кто ее будет читать? Кому она нужна? Я работал над ней долго, я старался по возможности точнее обрисовать некоторые переживания, подстилающие, так сказать, фон обыденной жизни и по существу невоплотимые в образах. <…> Передо мною обозначилось два пути: путь искусства и путь анализа самих переживаний, разложения их на составные части. Я избрал второй путь, и потому то недоумеваю, – есть ли предлагаемая «Симфония» художественное произведение или документ состояния сознания современной души, быть может, любопытный для будущего психолога?»…

Автор. 1907 год, Москва.

«Кубок метелей» – причудливое сочетание образно-стилистических черт ранних «симфоний» с новыми, «послелазурными» мотивами, надрывно-трагическими интонациями. Стремление найти путь к объединению быта и бытия, мира феноменального и ноуменального раскрывается в «Кубке метелей» как попытка обрести гармонию в истине «вечной любви». Четвертая «симфония» отличалась особенной усложненностью образов, призванных отразить трагизм переживания. «Симфонии» не снискали признания критики – слишком кардинальной казалась попытка подменить один вид искусства другим. И все же это был первый серьезный опыт разработки приемов орнаментальной ритмической прозы путем обогащения новыми возможностями гоголевской традиции сказового повествования.

Блок, А.А. Двенадцать / Рис. Ю. Анненкова. – 3-е изд. – Петербург: «Алконост», 1918 (Формат – 34,5×25,5 см) 

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Поэма о революции была написана А. Блоком через два месяца после вооруженного восстания в Петрограде. На первое издание «Двенадцати» с рисунками Ю.П. Анненкова была объявлена предварительная подписка.

Блок отмечал, что поэма не является «политическими стихами», но в ней есть «капля политики». «Правда заключается в том, – продолжал он, – что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях — природы, жизни и искусства...

Я смотрел на радугу, когда писал “Двенадцать”; оттого в поэме осталась капля политики».

Автор допускал, что эта «капля» «замутит и разложит все остальное», поскольку «всякая

политика так грязна». Но не с ней он связывал «смысл поэмы», надеясь, что она все же

«не убьет» его, а, напротив, окажется «бродилом, благодаря которому “Двенадцать”

прочтут когда-нибудь в не наши времена».

А.А. Блок настороженно встретил предложение С.М. Алянского выпустить иллюстрированное издание поэмы «Двенадцать». «Рисунков к “Двенадцати” я страшно боялся, – писал Блок художнику Ю.П. Анненкову 12 августа 1918 г. – И даже говорить с Вами боялся. Сейчас, насмотревшись на них, хочу сказать, что разные углы, части, художественные мысли – мне невыразимо близки и дороги, а общее – более, чем приемлемо, – т.е. просто я ничего подобного не ждал, почти Вас не зная» (Блок А.А. Собр. соч., т.8, с. 513)

* Самуил Миронович Алянский – издатель, редактор, руководитель изд-ва «Алконост».

Белый, А.  Петербург : роман в 8 ч. с прологом и эпилогом. – Петроград : [Тип. Стасюлевича М. М.], 1916.

Дозволено военной цензурой 23 февраля 1916 г.

Фонд отдела редких книг СОУНБ. 

«Петербург» – крупнейшее и наиболее значительное произведение Андрея Белого. Революция 1905 года представлена у Белого в образе «многоножки» или «искры», прущей по Невскому… Мир истошной тревоги, растерянности, двусмысленностей, ожиданий революционных событий – вот истинное содержание романа Андрея Белого «Петербург». В романе автор отразил идеи, тревоги и настроения буржуазной интеллигенции в эпоху распада русского капитализма. Эта линия начинается его «Симфониями», продолжается в романе «Серебряный голубь», вспыхивает в «Петербурге». Герои романа – жертвы исторического рока, воплощенного в Петербурге и в образе его основателя; они находятся во власти чудовищной фантасмагории, исполненной мистических губительных сил; соответственно в изображении персонажей преобладают приемы шаржа и гротеска, а драматизм ситуаций оборачивается пародией и фарсом.

«Пролог.

<…> Петербург, или Санкт-Петербург, или Питер (что – то же) подлинно принадлежит Российской империи. <…> … Есть – Петербург, или Санкт-Петербург, или Питер (что – то же). На основании тех же рассуждений Невский проспект есть петербургский проспект. <…> Невский проспект прямолинеен (говоря между нами), потому что он – европейский проспект; всякий же европейский проспект; всякий же европейский проспект есть не просто проспект, а (как я уже сказал) проспект европейский, потому что… да…

Потому-то Невский проспект – прямолинейный проспект. <…>

Прочие русские города представляют собой деревянную кучу домишек.

И разительно от них всех отличается Петербург. <…>

Если же Петербург не столица, то – нет Петербурга. Это только кажется, что он существует <…>».

Блок, А.А. Театр : Балаганчик. Король на площади. Незнакомка. Роза и крест. – 3-е изд. – СПб. : Изд-во «Земля», 1918

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

В 1911–1912 годах в Москве в издательстве «Мусагет» было осуществлено издание первого «Собрания стихотворений» А.А. Блока, впоследствии оно легло в основу четырехтомного собрания произведений (три тома «Стихотворений» и «Театр»), выходившего дважды: в 1916 и 1918–1921 гг. Данное издание «Театра» вышло отдельным тиражом в издательстве «Земля». 

Белый, А. Королевна и рыцари : Сказки. – Петербург : «Алконост», 1919

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Стихотворения 1909–1911 гг., собранные в книге «Королевна и рыцари», отразили перемену в мироощущении Белого от пессимизма и отчаяния к исканию нового «пути жизни». Этому духовному перелому способствовало сближение с художницей Анной Алексеевной (Асей) Тургеневой.

«Вместо предисловия.

Этот цикл стихов за исключением стихотворения, посвященного Карлу Бауэру, написан давно. Он является для меня переходом от мрачного отчаянья «Урны» к сознательности «Звезды»; Пробуждающемуся от бессознательности могилы к живой жизни звучит сказкою. И от этого стихи цикла суть сказки о прошлом.

Свет, освещающий прошлое, т.е. 1905–1908 гг., был денницею будущих лет (1912–1915), ставших прошлым.

Стихотворения написаны в периоде от 1909 до 1915 года»

Андрей Белый.

Блок, А.А. Катилина : Страница из истории мировой Революции. – Петербург : «Алконост», 1919

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

«Я пишу… под впечатлением “Катилины”. Брошюра произвела на меня сильнейшее впечатление; в ней есть то, что именно нужно сейчас: монументальность, полет и всемирно-исторический взгляд… Это не статья, а – “Драматическая поэма”…» (из письма А. Белого А.А. Блоку. 12 марта 1919).

«Стихотворения, содержание которых может показаться совершенно отвлеченным и не относящимся к эпохе, вызываются к жизни самыми неотвлеченными и самыми злободневными событиями…»

Белый, А.Котик Летаев. – Петербург : Эпоха, 1922

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Антропософия, уделявшая настойчивое внимание проблеме внутреннего самопознания человека, совершенствования личности, подвела Белого к разработке автобиографической темы как ведущей в его творчестве. Из задуманного многотомного цикла произведений под общим названием «Моя жизнь» до революции был написан только роман «Котик Летаев». Его тема – первые восприятия мира рождающимся сознанием младенца, передача первоначальной текучести детского представления о действительности, попытка реконструкции переживаний, отмирающих у взрослых. По уровню художественного мастерства, с каким воплощает Белый фантастические картины, творимые младенческим воображением из хаоса впечатлений, этот роман принадлежит к числу его наиболее совершенных созданий.

Блок, А.А. Россия и интеллигенция (1907–1918). – 2-е изд. – Петербург : «Алконост», 1919

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

«Семь предлагаемых вниманию читателя статей написаны в разное время на одну и ту же старую, но вечно новую и трагическую для русских людей тему. <…>

Россия здесь – не государство, не национальное целое, не отечество, а некое соединение, постоянно меняющее свой внешний образ, текучее (как гераклитовский мир) и, однако, неизменяющееся в чем-то самом основном. Наиболее близко определяют это понятие слова: «народ», «народная душа», «стихия», но каждое из них отдельно все-таки не исчерпывает всего музыкального смысла слова Россия.

Точно так же и слово «интеллигенция» берется не в социологическом его значении, это – не класс, не политическая сила, не «внесословная группа», а опять-таки особого рода соединение, которое, однако, существует в действительности и волею истории вступило в весьма знаменательные отношения с «народом», со «стихией»; именно – в отношения борьбы.

Интеллигенция, как и Россия, постоянно меняет свои внешние облики, но также остается равной себе в чем-то самом существенном. Близко соприкасаются с этим понятием  понятия «просвещения» (хотя бы в том смысле, какой придал этому слову восемнадцатый век), «культуры» (не в древнем, а в новом употреблении); но опять-таки, в этих понятиях нет полного музыкального совпадения с тем, о чем у меня идет речь; лучше сказать, антимузыкальность понятия интеллигенции заставляет меня орудовать этим, а не каким-либо другим словом <…>».

                                                                                                                                                                                                   14 ноября 1918 г.                                                                                        

Белый, А.На рубеже двух столетий / Обл. И.Ф. Рерберга. – Москва ; Ленинград : «Земля и фабрика», 1930

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

«На рубеже двух столетий» – книга воспоминаний Андрея Белого.

Из введения: «Дети рубежа двух столетий: два поколения, два типа детей: сыны и “сынки” <…>

Мы – дети того и другого века; мы – поколение рубежа; я в начале столетия – сформировавшийся юноша, уже студент с идеями, весьма знающий, куда чалить, – знающий, может быть, слишком твердо, ненужно твердо; именно в теме твердости испытывал я в начале столетия удары судеб <…>

Вот разговор на рубеже века между детьми “рубежа” и детьми “конца века”:

– Горизонт ясен.

– Будет ливень.

– Мистика!

– Берите зонт.

– Пойду без зонта.

– Промокните.

– Позвольте, откуда вы знаете?

– Свербит в пояснице…

– Но тучи нет.

– Ее нет, а в пояснице моей сидит она.

– Что за чепуха: вы мистик.

– Я – символист: у меня органы чувств – измерительные аппараты.

Вот резюме разговора, длившегося меж “ними” и “нами”».

Блок, А.А. Песня судьбы : драматическая поэма / Обл.: А.Я. Головина, М.Ю. Анненкова. – Петербург : «Алконост», 1919

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Драма «Песня судьбы» впервые была напечатана в альманахе «Шиповник» (кн. 9) в 1909 г. К.С. Станиславский в августе 1908 г. берет пьесу для постановки в МХТ, однако в декабре от постановки отказывается.

26 апреля 1919 года А.А. Блок становится председателем режиссерского управления Большого Драматического театра; коренным образом переделывает свою старую пьесу «Песня Судьбы», которая выходит отдельной книжкой в издательстве «Алконост».

Белый, А.Маски / Рис. Н.В. Кузьмина. – Москва  : ГИХЛ, 1932

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

В формах эпического гротеска в романе «Маски» выстраиваются картины московской жизни предреволюционных лет и ее рушащих.

«<…> “Маски” – огромная по размеру эпическая поэма, написанная экономии ради прозаической расстановкой слов с выделением лишь в строчки главных пауз и главных интонационных ударений. <…>

…Пишучи “Маски”, я учился: словесной орнаментике у Гоголя; ритму у Ницше; драматическим приемам – у Шекспира; жесту – у пантомимы; музыка, которую слушало внутреннее ухо, – Шуман; правде же я учился у натуры моих впечатлений от Москвы 1916 года, поразившей меня картиной развала, пляской над бездной, когда я вернулся из-за границы после 4-летнего отсутствия.

Считаю все это нужным сказать, чтобы читатель читал меня, став в слуховом фокусе; если он ему чужд, пусть закроет книгу; очки – для глаз, а не для носа; табак для носа, а не для глаз. Всякое намерение имеет свои средства».

        Кучино. 2 июня 1930 года.                                                                                                                                                   Андрей Белый

Блок, А.А. Седое утро : стихотворения. – Петербург : «Алконост», 1920

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Пятый и последний сборник стихов Александра Блока, в который были включены стихотворения за 1907–1916 гг.

14
0
188
0
0
1

В 2025 году исполняется 145 лет со дня рождения двух великих поэтов-ровесников – Андрея Белого и Александра Блока.

 Жизнь и творчество двух корифеев эпохи Серебряного века Александра Александровича Блока (1880–1921) и Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева; 1880–1934) по-прежнему волнуют умы и сердца наших соотечественников и не только.

 Судьбы Белого и Блока глубоко и загадочно связаны между собой, хотя абсолютно различны – «нераздельны и неслиянны». Перед нами своего рода «двойная звезда».

 145-летие со дня рождения – отличный повод еще раз поговорить об этих замечательных людях, посвятивших себя служению России; напомнить канву их биографий, представить их творчество. Несмотря на то, что жизнь одного из них – Андрея Белого – была связана прежде всего с Москвой, а другого – Александра Блока – с Петербургом, лучшая книга в прозе Андрея Белого называется «Петербург», а лирический образ России в поэзии Блока навеян природой подмосковного Шахматова.

 В отдельном разделе представлены прижизненные издания А. Белого и А. Блока, хранящиеся в фонде отдела редких книг Самарской областной универсальной научной библиотеки.

 Выставку подготовила главный библиотекарь отдела редких книг Л.А. Кремнева.

Редактор О.В. Клипикова.

Если вы хотите поставить этой виртуальной выставке "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.
Х

При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов «cookie» и других похожих технологий, а также платформы для связи с клиентами Jivo и сервиса «Яндекс. Метрика», «Яндекс Метрика для приложений» (AppMetrica), которое является частью политики ГБУК «СОУНБ» в отношении обработки персональных данных . Вы всегда можете отключить Cookie-файлы в настройках Вашего браузера