«Детская литература» — это первое и старейшее в нашей стране специализированное издательство, выпускающее книги для детей и юношества.
В фонде СОУНБ хранится около 6 тысяч наименований этого издательства.
И всего около 100 наименований изданий, выпущенных с 1934 по 1940 год включительно.
Само же издательство в 1940 г., например, выпустило 309 названий тиражом порядка 22 млн экз.
Массовыми тиражами издательство выпускает произведения классиков мировой литературы, современных советских писателей, современных зарубежных авторов (беллетристика, поэзия, книги научно-художественного и научно-фантастического жанра, книги исторического содержания, биографии замечательных людей и т.д.).
Эпоха первых пятилеток была периодом идейного и художественного возмужания детской литературы. В круг детского чтения входят одна за другой книги, которые выдерживают испытание временем: «Школа», «Военная тайна», «Чук и Гек», «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Два капитана» В. Каверина, повести и рассказы Л. Пантелеева, Б. Житкова, В. Бианки, М. Пришвина, А. Барто, С. Михалкова, Л. Квитко и др.
Бианки В.В. Лесные домишки. [Ленинград], 1934 (слева).
Страница из книги (справа).
Фонд отдела основного книгохранения СОУНБ.
«Лесные домишки» Виталия Бианки – одно из первых изданий «Детгиза». Было подписано к печати практически накануне официального открытия издательства. И сразу весь тираж был раскуплен. Представленная вниманию книга – уже 3-е издание, выпущенное тиражом 50 000 экз., с иллюстрациями Николая Тырсы. Николай Андреевич Тырса – русский и советский живописец, график, специалист прикладного искусства и педагог, представитель ленинградской школы пейзажной живописи. Один из создателей ленинградской школы книжной графики.
Дозорные урожая. Эта лучшая жизнь достанется вам / П.П. Постышев. Дозорные урожая : / С.М. Третьяков. Москва, 1934 (слева).
Дозорные на полях колхоза (справа). Фотография из этого же издания.
Фонд отдела редких книг СОУНБ (оба издания).
Публицистическое издание для детей старшего и среднего возраста, посвященное работе пионеров по охране и уборке урожая. Тираж 10 000 экз.
Движение дозорных возникло в начале 30-х гг. XX века после постановления ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», принятого по инициативе Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина. В народе получило название «Закон о трёх колосках» — распространённое в исторической публицистике наименование, в деревне он получил название «дедушкин указ» (по прозвищу подписавшего его М.И. Калинина). Этим постановлением в юридическую практику СССР было введено понятие «хищения социалистической собственности» как «преступления против государства и народа», чтобы остановить «массовые хищения государственного и колхозного имущества». Амнистия по таким делам исключалась. После введения закона в силу на сельскохозяйственных объектах устанавливались дозорные вышки, высылались конные разъезды и часовые с винтовками, также активно использовался труд пионеров.
Рудерман М.И. Путешествие за облака. Москва, 1934.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Валов В.И. Отёсовцы. Ленинград, 1934.
Фонд отдела основного книгохранения СОУНБ.
Государственное издательство детской литературы выпускало издания для детей разного возраста.
Путешествие за облака : для детей младшего возраста [5–10 лет]. Рисунки Петра Староносова. В цветной издательской литографированной обложке. Тираж 25 000 экз.
Отёсовцы : для старшего возраста [13–17 лет]. Гравюры на дереве Юрия Мезерницкого. Тираж 20 000 экз.
Повесть посвящена детям, помогавшим красным партизанам в борьбе с белогвардейцами во время гражданской войны.
Бомарше П.О.К. Безумный день, или Женитьба Фигаро : комедия в 5 действиях (1784). Москва, 1934. (Школьная серия классиков).
Плавильщиков Н.Н.Чарльз Дарвин. Москва, 1934. (Биографии замечательных людей).
Фонд отдела основного книгохранения СОУНБ (оба издания).
В книжной серии «Школьная серия классиков» выходили издания отечественных и зарубежных классиков большими тиражами. Например, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше в 1934 г. выпустили тиражом 50 000 экз.
Чуть меньшим тиражом, 25 000 экз., в серии «Биографии замечательных людей» для детей старшего возраста была выпущена книга «Чарльз Дарвин» Николая Плавильщикова.
Маршак С.Я. Почта. Москва, 1935.
Барто А.Л., Барто П.Н. Девочка-рёвушка. Москва, 1935.
Фонд отдела редких книг СОУНБ (оба издания).
Книги для самых маленьких пользовались особым спросом и выпускались большими тиражами. Например, «Почта» Самуила Маршака с рисунками Михаила Цехановского выдержала в 1935 г. двенадцать изданий, 12-е издание вышло тиражом 250 000 экз.
Цехановский Михаил Михайлович (1889–1965) – советский художник и режиссер мультипликации. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
5-е издание книги для дошкольного возраста «Девочка-рёвушка» Агнии и Павла Барто было выпущено тиражом 300 000 экз. с рисунками Аминадава Каневского. Павел Барто был первым мужем Агнии Воловой. Совместно с ним она написала три стихотворения — «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». Аминадав Каневский создал психологически выразительные и веселые иллюстрации к «Девочке-рёвушке». Рисунки ведут рассказ о том же, о чем говорится в стихах, но по-своему, в ином ключе, в плане веселой, шуточной фантастики, и это делает книжку особенно привлекательной для ребят, занимательной и смешной. Уже не одно поколение детей выросло на этих книжках.
Неверов А. Маленькие рассказы : сборник. Москва, 1935.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
«Маленькие рассказы» Александра Неверова выпущены тиражом 50 000 экз. для младшего возраста с рисунками А. Парамонова.
Александр Неверов – псевдоним. Настоящее имя автора – Скобелев Александр Сергеевич – русский писатель и драматург, очеркист. Самая значительная повесть «Ташкент — город хлебный» о голоде в Поволжье стала в 20-х годах одной из популярнейших книг для юношества и до середины 1930-х гг. входила в списки книг для школьного чтения.
Содержание сборника «Маленькие рассказы»: Борькин рассказ; Артисты; Жучка; Волк на стене; Электричество; Маленький слесарь; Санька храбрый; Коллектив; Как у нас война была.
Гершензон М.А. 33 затеи. Москва, 1935.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Издание «33 затеи» предназначено для младшего возраста. Это книжка-игрушка с детскими загадками, фокусами, играми, головоломками, проиллюстрированная художником Ф. Кондратовым. Всего вышло пять выпусков. В нашей библиотеке имеется только второй выпуск, тираж 25 000 экз. Издание является раритетом.
Михаил Абрамович Гершензон работал редактором детской литературы в «Госиздате», затем в «Детгизе». Опубликовал повесть «Робин Гуд» по мотивам средневекового английского фольклора, книгу занимательных задач «Головоломки профессора Головоломки», «Две жизни Госсека» о композиторе Франсуа Жозефе Госсеке и Великой французской революции. Вероятно, что в выпуски «33 затеи» и вошли занимательные задачи «Головоломки профессора Головоломки». В послесловии к одному из своих сборников автор писал: «В этой книжке есть разные затеи – и легкие, и трудные, выбирай, что захочешь. Если сам не осилишь, попроси старших помочь тебе. Взрослые люди, по правде, тоже любят всякие затеи, только они перезабыли, чем развлекались, когда были детьми…». Эти слова, которые были сказаны много лет назад, на самом деле актуальны и в наше время. Разгадывание загадок, распутывание головоломок и квестов, которые развивают память и логику, заставляют придумывать нестандартные решения и расширять кругозор, – увлекательное времяпрепровождение. Как порой полезно и интересно поломать голову над сложной задачей, и сколько радости и восторга приносит ее правильное решение!
Федор Филиппович Кондратов – русский художник-график, сценограф, иллюстратор и оформитель детских книг, педагог. В 1930–1935 гг. занимался книжной графикой.
Кукрыниксы. Смешалости. Москва, 1936.
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
Есть такая веселая книжка – «Смешалости». В этой книжке рисунки зверей спутаны так же, как и слова в названии «Смешалости». Представь себе зверя, у которого голова крокодила, а ноги петуха. Или голова слона посажена на рыбий хвост. В такие «смешалости» очень весело играть.
«Смешалости» – это книжка-картинка для дошкольного возраста, проиллюстрированная Кукрыниксами, в 1936 г. была издана тиражом 100 000 экз.
Кукрыниксы – псевдоним по первым слогам фамилий художников (КУприянов Михаил Васильевич, КРЫлов Порфирий НИКитич и Соколов Николай Александрович), творческий коллектив советских графиков и живописцев, создателей «положительной сатиры». Творческое содружество Куприянова, Крылова и Соколова сложилось в стенной газете московского ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (Высшие художественно-технические мастерские – Высший художественно-технический институт), в котором все трое учились в 1921–1929 гг. Первоначально коллектив исполнял преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. С 1933 г. Кукрыниксы – постоянные карикатуристы газеты «Правда» и журнала «Крокодил», главные проводники и пропагандисты официальной политической линии в сатирической форме. В годы Великой Отечественной войны наряду с карикатурами выпустили ряд плакатов и сатирических «Окон ТАСС».
Бойс Ч.В.Мыльные пузыри. Москва, Ленинград, 1936 (слева).
Иллюстрация опыта из книги (справа).
Фонд отдела основного книгохранения СОУНБ.
«Мыльные пузыри» Чарльса Бойса – издание для старшего возраста, выпущенное тиражом 25 000 экз. в естественнонаучной серии. В дальнейшем книга много раз переиздавалась, так как представляет интерес для всех, кто увлекается физикой. Немало полезного в ней найдут учителя физики, руководители физических кружков, школьники старших классов.
Из предисловия автора к первому изданию: «Я советую молодым людям постараться повторить все описанные здесь опыты; они увидят, что во многих случаях для этого не требуется ничего, кроме стеклянной или каучуковой трубки или других предметов, которые также легко достать. Я думаю, что их первоначальные затруднения будут вознаграждены дальнейшим легким успехом; и если вместо того, чтобы отчаиваться при первых неудачах, они постараются повторить опыт при помощи лучших из находящихся в их распоряжении средств, то самые трудные опыты станут для них самыми интересными».
Крылов И.А. Басни. Ленинград, 1936 (слева).
Портрет Крылова (справа).
Фонд отдела основного книгохранения СОУНБ.
Басни Ивана Андреевича Крылова 1936 г. были напечатаны тиражом 50 000 экз. Ивана Андреевича Крылова мы знаем прежде всего по написанным и переведенным им басням, однако к жанру басни Крылов обратился довольно поздно, до того он писал комедии и сатирические повести, имевшие огромный успех. Чтобы добиться большей выразительности, он изгонял из своих произведений книжные обороты и «поэтические вольности», вводил вместо них более точные, народные выражения. В мастерстве рассказа, в изображении характеров Крылов – истинный художник, наделенный тонким неподражаемым юмором. Рисунки к басням перепечатаны из старинных изданий: рисунки Сапожникова (издание 1834 г.), Иванова (издание 1815 г.) и Трутовского (издание 1864 г.). В предисловии помещены портреты работы художников Агина и Орловского.
Фурманов Д.А. Чапаев. Москва, 1936 (слева).
Иллюстрация из книги (справа).
Фонд отдела редких книг СОУНБ.
«Чапаев» – роман советского писателя, прозаика Дмитрия Андреевича Фурманова (настоящая фамилия Фурман; 1891–1926). Написан в 1922–1923 гг. Впервые опубликован в 1923 г. Роман повествует о последнем годе жизни героя гражданской войны, комдива Василия Ивановича Чапаева. Издание 1936 г. находится в коллекции улучшено оформленных книг, переплет работы скульптора П.И. Таежного по эскизу художника Соколова-Скаля. Иллюстрации исполнены способом глубокой печати в типографии ЦК ВЛКСМ Издательства детской литературы. Тиражом 100 000 экз.
«Детская литература» — это первое и старейшее в нашей стране специализированное издательство, выпускающее книги для детей и юношества.
В 1933 году в целях усиления выпуска литературы для детей по инициативе М. Горького было создано Государственное издательство детской литературы. Оно было создано в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 9 сентября 1933 года на базе детского сектора издательства «Молодая гвардия» и школьного сектора Государственного издательства художественной литературы, что способствовало объединению сил писателей, художников, педагогов, улучшению и расширению советского книгоиздания для детей. Активное участие в организации и работе издательства «Детская литература» принимали М. Горький, С. Маршак, К. Чуковский, А. Гайдар.
Выставку подготовила главный библиотекарь отдела редких книг Л.А. Кремнева.
Редактор О.В. Клипикова.