Искусство агитационного плаката внесло свой вклад в формирование чувства патриотизма, ведь недаром пропаганду и агитацию тогда называли третьим фронтом Великой Отечественной войны. Особой популярностью пользовались «Окна ТАСС», возрождавшие традиции «Окон РОСТА» периода Гражданской войны. «Окна» выполнялись от руки и тиражировались с помощью специальных трафаретов, а затем выставлялись для всеобщего обозрения в витринах и окнах зданий, а также на специальных художественных выставках. В куйбышевском отделении «Окон ТАСС» наряду с местными мастерами работали художники, эвакуированные из других городов.
За страну советскую бей зверье немецкое. Бей штыком, гранатой бей, бей, чем хочешь, но убей! Текст А. Прокофьева. Художники Кукрыниксы. 1942.
В виде литографических плакатов, призывавших к боевым и трудовым подвигам, издавались Агит-окна, над которыми работали местные художники.
Верхушку срежь, картошку ешь, а от верхушек урожай стране и фронту дай. Текст и рисунок художника А. Романова.
В виде литографических плакатов, призывавших к боевым и трудовым подвигам, издавались Агит-окна, над которыми работали местные художники.
Верхушку срежь, картошку ешь, а от верхушек урожай стране и фронту дай. Текст и рисунок художника А. Романова.
Одним из популярных мотивов плакатного искусства было обращение к прошлому, к славе минувших поколений. Прославлялись также подвиги современных героев.
Подвиг лейтенанта Ильи Шуклина. Текст Д. Бедного. Художник М. Соловьев. 1942.
На плакатах нередко немцы изображались в карикатурной форме, высмеивающей действия фашистов и образы их лидеров. Этой цели служили сатирические плакаты.
Что посеешь, то пожнешь… Художник П. Бунаков. 1942.
Особый вид плаката – просветительский. В нем в доступной форме, с помощью изображений и сопроводительных текстов, сообщалась необходимая информация или давалась инструкция для деятельности в конкретных ситуациях. Куйбышев был тыловым городом, но и здесь существовала опасность авиационных ударов, поэтому издали ряд плакатов, связанных с тушением зажигательных бомб.
Плакат «Каждый должен уметь быстро тушить зажигательные бомбы»
Огромный пласт составляют плакаты, посвященные жизни тыла. Главный мотив – необходимость укрепления единства тыла и фронта. Нередко на плакате соседствовали образы красноармейцев и рабочих.
Сев – это фронт! Художник В. Ладягин. Текст Н. Жоголева. 1942.
Плакат «Тракторист! Готовься к бою, на поле трактор – тот же танк. На посевной ты в поле – воин, участник трудовых атак».
Виртуальная выставка создана на основе электронной коллекции документов «Издано в Куйбышеве. 1941–1945», размещенной на сайте Самарской областной универсальной научной библиотеки. Выставка рассказывает о книгах, брошюрах, плакатах и афишах, изданных на территории Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны.
Война внесла существенные изменения в работу куйбышевских издательств. В этот период издательское дело в области было направлено на обеспечение скорейшей победы над врагом. Издающие организации выпускали агитационные, пропагандистские и учебные плакаты, «Окна ТАСС», Агит-окна, лозунги, призывы, транспаранты, «молнии», «боевые листки», макеты стенгазет и листовки.
В годы войны наблюдается переход к выпуску строго оформленных малоформатных и малообъемных изданий. Книжный репертуар тех лет во многом определялся нуждами военного времени.