«Говорит Дмитрий Шостакович»
Слайдер
Описание

«Говорит Дмитрий Шостакович»

Записи грампластинок Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия»(70–80 гг.)

Из выступления по радио. Ленинград. 16.09.1941 г.; Речь Д. Шостаковича при вручении ему Международной премии Мира. 04.09.1954 г.; Выступление на собрании Международной секции Союза композиторов СССР. Май 1955 г.; Интервью Д.Д. Шостаковича, данное Витольду Рудзинскому о фестивале «Варшавская осень». Варшава. Сентябрь 1959 г.; Слово о Двенадцатой Симфонии. 10.01.1962 г.; Выступление на торжественном открытии II Международного конкурса им. П.И. Чайковского. 01.04.1962 г.;

1
0
4452
4
0

«Говорит Дмитрий Шостакович»

Записи грампластинок Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия»(70–80 гг.)

Трудно найти на земном шаре любителя музыки, который не знал бы имени и творчества Дмитрия Шостаковича – человека, ставшего при жизни классиком мировой музыки, снискавшего всеобщее признание. Все написанное им – от ранних фортепианных сочинений до последнего произведения – альтовой сонаты – свидетельствует о гениальности мастера, неукротимости его творческого духа.

Влияние, оказанное Шостаковичем на весь ход развития современной музыки, определяется могучим талантом композитора, его умением воплотить в своих произведениях дух нашего времени, правдиво отразить наиболее жгучие проблемы современности. Его по праву называли музыкальной совестью нашего времени. Талант мастера органично сочетался в нем с общественным темпераментом.

Немало дорог исколесил Дмитрий Дмитриевич как по нашей стране, так и за рубежом. Его горячо встречали всюду – от Бреста до Забайкалья, от Архангельска до Ташкента – и как автора исполнявшихся сочинений, и как превосходного пианиста, и как общественного деятеля (на протяжении ряда лет Шостакович был первым секретарем Союза композиторов Российской Федерации). Всегда и музыканты, и широкая аудитория не только вслушивались в звуки музыки Шостаковича, но и в его высказываниях находили ответ на многие волнующие вопросы, пользовались его доброжелательными советами, рекомендациями. Говоря о музыке, о месте художника в современном мире, о проблемах профессионального мастерства и этической ответственности композитора, Дмитрий Шостакович оставался всегда столь же принципиальным, честным, убежденным, как и в собственном творчестве. Таким же он был и в своих статьях, заметках, воспоминаниях, интервью, ежегодно появлявшихся на страницах нашей и зарубежной печати.

Особую, ни с чем не сравнимую ценность представляют для всех меломанов сохранившиеся звуковые записи, позволяющие вновь и вновь услышать живой голос композитора. Представленные записи сделаны в разные годы и в разных местах, и хотя в их подборе нет систематичности и тематической заданности, мысли великого композитора никогда не потеряют своего значения!

Записи:

1.) Из выступления по радио. Ленинград. 16.09.1941 г.
В осенние дни 1941 г., когда гитлеровские армии вплотную подошли к Ленинграду и блокировали великий город, Д.Д. Шостакович с огромным напряжением физических и духовных сил писал свою бессмертную Седьмую «Ленинградскую» симфонию. В кратком выступлении перед микрофоном Ленинградского радио он рассказывает о своей работе над партитурой симфонии. В его взволнованной речи звучит гордая вера в победу советского народа, страстный призыв к борьбе против агрессора.

2.) Речь Д. Шостаковича при вручении ему Международной премии Мира. 04.09.1954 г.
На протяжении многих лет Шостакович был одним из активных деятелей советской культуры. Он входил в состав Советского комитета защиты мира и Всемирного Совета Мира, участвовал в работе ряда крупнейших международных форумов в защиту мира. В 1954 г. решением Всемирного Совета Мира композитор был удостоен Международной премии мира.

3. Выступление на собрании Международной секции Союза композиторов СССР. Май 1955 г.
Дмитрий Дмитриевич всегда с собой бережностью и вниманием относился к молодым музыкантам, только начинающим свой путь в искусстве. В дружеской беседе он делится со своими слушателями мыслями о современной музыке, о высоких творческих задачах советских художников. Он беседует с молодыми как равный с равными, и в каждом его слове – убежденность, вера в талант и творческий разум своих молодых коллег. Он затрагивает проблему культуры и этики композиторского труда, предостерегает творческую молодежь от самоуверенности, «которая не имеет ничего общего с уверенностью в своих силах».

4. Интервью Д.Д. Шостаковича, данное Витольду Рудзинскому о фестивале «Варшавская осень». Варшава. Сентябрь 1959 г.
Отвечая на вопросы польского композитора и музыковеда Витольда Рудзинского, Шостакович делится впечатлениями о пребывании в Польше, о прослушанных на фестивале произведениях польских и других зарубежных композиторов.

5. Слово о Двенадцатой Симфонии. 10.01.1962 г.
Д.Д. Шостакович делится со своими слушателями мыслями об идейно-образном содержании этого программного сочинения, носящего подзаголовок «1917 год», год Великой Октябрьской социалистической революции.

6. Выступление на торжественном открытии II Международного конкурса им. П.И. Чайковского. 01.04.1962 г.
В кратком выступлении Шостакович – председатель Организационного комитета II Международного конкурса им. П.И. Чайковского – говорит о значении конкурса, который утверждает благородные идеалы, близкие всему прогрессивному человечеству. Он обращается к молодым музыкантам с призывом всегда следовать заветам П.И. Чайковского, помнить не только об эстетическом, но и об общественном значении музыки.

7. Рассказ об Эдинбургском музыкальном фестивале. Союз композиторов СССР. 15.10.1962 г.
Осенью 1962 г. в Эдинбурге состоялся большой музыкальный фестиваль, программы которого почти полностью были посвящены творчеству Шостаковича. Вернувшись на родину, Дмитрий Дмитриевич в дружеской беседе со своими товарищами в Союзе композиторов СССР рассказал о концертах фестиваля, о встречах с зарубежными музыкантами в Эдинбурге и Лондоне.

8. Интервью о творческих планах композитора. 02.09.1963 г.
Во Всесоюзном радиокомитете сохранилась запись беседы Шостаковича с одной из сотрудниц музыкального радиовещания. Композитор рассказывает о своей творческой работе, о музыкальной культуре Киргизской, Молдавской и Армянской ССР, о развитии музыкального образования в нашей стране.

9. Слово о П.И. Чайковском в честь 125-летия со дня рождения композитора. 07.05.1965 г.
7 мая 1965 г. Шостакович произнес вступительное слово на торжественном заседании в Большом театре Союза ССР, посвященном 125-летию со дня рождения П.И. Чайковского. Он отметил, что это праздничное событие объединило миллионы людей во всем мире, потому что музыка гениального русского композитора, глубоко национальная по духу, несет в себе высокие идеи гуманизма, близка и понятна каждому человеку. Шостакович говорил о многогранности творческой деятельности Чайковского – композитора, дирижера, критика, педагога, о том, что основой его жизни было неразрывное единство вдохновения и труда, рождавшее великое и прекрасное искусство.

10. Слово о Четырнадцатой симфонии. 21.06.1969 г.
21 июня 1969 г. в Малом зале Московской консерватории состоялась генеральная репетиция Четырнадцатой симфонии. Перед началом репетиции автор обратился к присутствующим в зале слушателям – композиторам, музыковедам, музыкантам-исполнителям – с краткой речью, в которой изложил идейно-художественный замысел нового произведения. Это один из немногих случаев, когда Шостакович счел нужным дать развернутое пояснение своему сочинению, раскрыть не только его программу, но и свое отношение к ней.

11. Радиоинтервью о работе в кино. 1971 г.
На протяжении почти всей своей творческой деятельности Шостакович плодотворно работал в кинематографе. Он создал музыку к нескольким десяткам фильмов, получившим широкое признание.

12. Интервью с Ройялом Брауном. Нью-Йорк. 13.06.1973 г.
Во время пребывания в Нью-Йорке Шостакович беседовал с известным американским музыковедом Ройялом Брауном, автором ряда работ, посвященных творчеству Д.Д. Шостаковича.

13. Радиоинтервью в Чикаго 15.06.1973 г.
В 1973г. Шостакович по приглашению Северо-Западного университета в городе Эванстоне приехал в США. Это было его третье посещение Америки. За время пребывания в Эванстоне, Нью-Йорке и Чикаго Шостакович встречался со многими видными деятелями американской культуры, побывал на спектакле оперы «Аида» в театре «Метрополитен Опера», на симфоническом концерте, прослушал в записи сочинения ряда молодых американских композиторов. 15 июня 1973 г. Чикагская радиостанция «WFMT» организовала часовую передачу, во время которой Шостакович ответил на ряд вопросов, касающихся некоторых его сочинений, а также его взглядов на развитие современной музыки.

14. Речь на открытии V Съезда Союза композиторов. 02.04.1974 г.
2 апреля 1974 г. в Большом Кремлевском дворце собрались делегаты V съезда Союза композиторов СССР. Открывая съезд, Шостакович призвал начать откровенный, подлинно партийный разговор о проблемах советской музыки, путях ее дальнейшего развития, о том, как она влияет на формирование мировоззрения советского человека, каково ее участие в деле строительства коммунизма.

15. Беседа с сыном Максимом. Январь 1975 г.
В январе 1975 г. для телевизионного фильма, посвященного приближающемуся 70-летию Дмитрия Шостаковича, у него на квартире была проведена съемка отдельных эпизодов, в том числе беседы с сыном Максимом. Фрагмент фонограммы этого телевизионного фильма воспроизводится на этой записи. 

Аудиовыставка подготовлена отделом искусств ГБУК "СОУНБ"

Заведующий отделом искусств Загорулько Ирина Алексеевна, 335 68 73

Если вы хотите поставить этой виртуальной выставке "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.