«Говорит Дмитрий Шостакович»
Записи грампластинок Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия»(70–80 гг.)
Из выступления по радио. Ленинград. 16.09.1941 г.; Речь Д. Шостаковича при вручении ему Международной премии Мира. 04.09.1954 г.; Выступление на собрании Международной секции Союза композиторов СССР. Май 1955 г.; Интервью Д.Д. Шостаковича, данное Витольду Рудзинскому о фестивале «Варшавская осень». Варшава. Сентябрь 1959 г.; Слово о Двенадцатой Симфонии. 10.01.1962 г.; Выступление на торжественном открытии II Международного конкурса им. П.И. Чайковского. 01.04.1962 г.;
«Говорит Дмитрий Шостакович»
Записи грампластинок Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия»(70–80 гг.)
Трудно найти на земном шаре любителя музыки, который не знал бы имени и творчества Дмитрия Шостаковича – человека, ставшего при жизни классиком мировой музыки, снискавшего всеобщее признание. Все написанное им – от ранних фортепианных сочинений до последнего произведения – альтовой сонаты – свидетельствует о гениальности мастера, неукротимости его творческого духа.
Влияние, оказанное Шостаковичем на весь ход развития современной музыки, определяется могучим талантом композитора, его умением воплотить в своих произведениях дух нашего времени, правдиво отразить наиболее жгучие проблемы современности. Его по праву называли музыкальной совестью нашего времени. Талант мастера органично сочетался в нем с общественным темпераментом.
Немало дорог исколесил Дмитрий Дмитриевич как по нашей стране, так и за рубежом. Его горячо встречали всюду – от Бреста до Забайкалья, от Архангельска до Ташкента – и как автора исполнявшихся сочинений, и как превосходного пианиста, и как общественного деятеля (на протяжении ряда лет Шостакович был первым секретарем Союза композиторов Российской Федерации). Всегда и музыканты, и широкая аудитория не только вслушивались в звуки музыки Шостаковича, но и в его высказываниях находили ответ на многие волнующие вопросы, пользовались его доброжелательными советами, рекомендациями. Говоря о музыке, о месте художника в современном мире, о проблемах профессионального мастерства и этической ответственности композитора, Дмитрий Шостакович оставался всегда столь же принципиальным, честным, убежденным, как и в собственном творчестве. Таким же он был и в своих статьях, заметках, воспоминаниях, интервью, ежегодно появлявшихся на страницах нашей и зарубежной печати.
Особую, ни с чем не сравнимую ценность представляют для всех меломанов сохранившиеся звуковые записи, позволяющие вновь и вновь услышать живой голос композитора. Представленные записи сделаны в разные годы и в разных местах, и хотя в их подборе нет систематичности и тематической заданности, мысли великого композитора никогда не потеряют своего значения!
Записи:1.) Из выступления по радио. Ленинград. 16.09.1941 г.
В осенние дни 1941 г., когда гитлеровские армии вплотную подошли к Ленинграду и блокировали великий город, Д.Д. Шостакович с огромным напряжением физических и духовных сил писал свою бессмертную Седьмую «Ленинградскую» симфонию. В кратком выступлении перед микрофоном Ленинградского радио он рассказывает о своей работе над партитурой симфонии. В его взволнованной речи звучит гордая вера в победу советского народа, страстный призыв к борьбе против агрессора.
2.) Речь Д. Шостаковича при вручении ему Международной премии Мира. 04.09.1954 г.
На протяжении многих лет Шостакович был одним из активных деятелей советской культуры. Он входил в состав Советского комитета защиты мира и Всемирного Совета Мира, участвовал в работе ряда крупнейших международных форумов в защиту мира. В 1954 г. решением Всемирного Совета Мира композитор был удостоен Международной премии мира.
3. Выступление на собрании Международной секции Союза композиторов СССР. Май 1955 г.
Дмитрий Дмитриевич всегда с собой бережностью и вниманием относился к молодым музыкантам, только начинающим свой путь в искусстве. В дружеской беседе он делится со своими слушателями мыслями о современной музыке, о высоких творческих задачах советских художников. Он беседует с молодыми как равный с равными, и в каждом его слове – убежденность, вера в талант и творческий разум своих молодых коллег. Он затрагивает проблему культуры и этики композиторского труда, предостерегает творческую молодежь от самоуверенности, «которая не имеет ничего общего с уверенностью в своих силах».
4. Интервью Д.Д. Шостаковича, данное Витольду Рудзинскому о фестивале «Варшавская осень». Варшава. Сентябрь 1959 г.
Отвечая на вопросы польского композитора и музыковеда Витольда Рудзинского, Шостакович делится впечатлениями о пребывании в Польше, о прослушанных на фестивале произведениях польских и других зарубежных композиторов.
5. Слово о Двенадцатой Симфонии. 10.01.1962 г.
Д.Д. Шостакович делится со своими слушателями мыслями об идейно-образном содержании этого программного сочинения, носящего подзаголовок «1917 год», год Великой Октябрьской социалистической революции.
6. Выступление на торжественном открытии II Международного конкурса им. П.И. Чайковского. 01.04.1962 г.
В кратком выступлении Шостакович – председатель Организационного комитета II Международного конкурса им. П.И. Чайковского – говорит о значении конкурса, который утверждает благородные идеалы, близкие всему прогрессивному человечеству. Он обращается к молодым музыкантам с призывом всегда следовать заветам П.И. Чайковского, помнить не только об эстетическом, но и об общественном значении музыки.
7. Рассказ об Эдинбургском музыкальном фестивале. Союз композиторов СССР. 15.10.1962 г.
Осенью 1962 г. в Эдинбурге состоялся большой музыкальный фестиваль, программы которого почти полностью были посвящены творчеству Шостаковича. Вернувшись на родину, Дмитрий Дмитриевич в дружеской беседе со своими товарищами в Союзе композиторов СССР рассказал о концертах фестиваля, о встречах с зарубежными музыкантами в Эдинбурге и Лондоне.
8. Интервью о творческих планах композитора. 02.09.1963 г.
Во Всесоюзном радиокомитете сохранилась запись беседы Шостаковича с одной из сотрудниц музыкального радиовещания. Композитор рассказывает о своей творческой работе, о музыкальной культуре Киргизской, Молдавской и Армянской ССР, о развитии музыкального образования в нашей стране.
9. Слово о П.И. Чайковском в честь 125-летия со дня рождения композитора. 07.05.1965 г.
7 мая 1965 г. Шостакович произнес вступительное слово на торжественном заседании в Большом театре Союза ССР, посвященном 125-летию со дня рождения П.И. Чайковского. Он отметил, что это праздничное событие объединило миллионы людей во всем мире, потому что музыка гениального русского композитора, глубоко национальная по духу, несет в себе высокие идеи гуманизма, близка и понятна каждому человеку. Шостакович говорил о многогранности творческой деятельности Чайковского – композитора, дирижера, критика, педагога, о том, что основой его жизни было неразрывное единство вдохновения и труда, рождавшее великое и прекрасное искусство.
10. Слово о Четырнадцатой симфонии. 21.06.1969 г.
21 июня 1969 г. в Малом зале Московской консерватории состоялась генеральная репетиция Четырнадцатой симфонии. Перед началом репетиции автор обратился к присутствующим в зале слушателям – композиторам, музыковедам, музыкантам-исполнителям – с краткой речью, в которой изложил идейно-художественный замысел нового произведения. Это один из немногих случаев, когда Шостакович счел нужным дать развернутое пояснение своему сочинению, раскрыть не только его программу, но и свое отношение к ней.
11. Радиоинтервью о работе в кино. 1971 г.
На протяжении почти всей своей творческой деятельности Шостакович плодотворно работал в кинематографе. Он создал музыку к нескольким десяткам фильмов, получившим широкое признание.
12. Интервью с Ройялом Брауном. Нью-Йорк. 13.06.1973 г.
Во время пребывания в Нью-Йорке Шостакович беседовал с известным американским музыковедом Ройялом Брауном, автором ряда работ, посвященных творчеству Д.Д. Шостаковича.
13. Радиоинтервью в Чикаго 15.06.1973 г.
В 1973г. Шостакович по приглашению Северо-Западного университета в городе Эванстоне приехал в США. Это было его третье посещение Америки. За время пребывания в Эванстоне, Нью-Йорке и Чикаго Шостакович встречался со многими видными деятелями американской культуры, побывал на спектакле оперы «Аида» в театре «Метрополитен Опера», на симфоническом концерте, прослушал в записи сочинения ряда молодых американских композиторов. 15 июня 1973 г. Чикагская радиостанция «WFMT» организовала часовую передачу, во время которой Шостакович ответил на ряд вопросов, касающихся некоторых его сочинений, а также его взглядов на развитие современной музыки.
14. Речь на открытии V Съезда Союза композиторов. 02.04.1974 г.
2 апреля 1974 г. в Большом Кремлевском дворце собрались делегаты V съезда Союза композиторов СССР. Открывая съезд, Шостакович призвал начать откровенный, подлинно партийный разговор о проблемах советской музыки, путях ее дальнейшего развития, о том, как она влияет на формирование мировоззрения советского человека, каково ее участие в деле строительства коммунизма.
15. Беседа с сыном Максимом. Январь 1975 г.
В январе 1975 г. для телевизионного фильма, посвященного приближающемуся 70-летию Дмитрия Шостаковича, у него на квартире была проведена съемка отдельных эпизодов, в том числе беседы с сыном Максимом. Фрагмент фонограммы этого телевизионного фильма воспроизводится на этой записи.
Аудиовыставка подготовлена отделом искусств ГБУК "СОУНБ"
Заведующий отделом искусств Загорулько Ирина Алексеевна, 335 68 73