Исповедь хулигана
В самом расцвете творческой деятельности, в 1920 году, Сергей Есенин пишет стихотворение «Исповедь хулигана», которое по форме отличается от других работ поэта, но не выбивается из стиля творчества по содержанию. Это ещё одна исповедь, в которой Есенин несколько раз меняет движение мысли, но суть остаётся прежней – я хулиган, но я свой в доску.
Эта исповедь Сергея действительно великая, так как в ней автор постарался сказать максимум и донести это до тех читателей, которым не безразлична его судьба. В стихотворении чувствуется увлечённость поэта имажинизмом (много метафор, оригинальность слога). По стилю эта работа более подошла бы Маяковскому, но если заглянуть между строк, то чётко виден именно Есенин.
Полное собрание стихотворений
Сила таланта Есенина в том, что в нем неразрывно слиты и человек, и поэт. И через него мы как бы видим не только обычно сокрытую от взоров жизнь человеческой души, но и жизнь общества и самого времени. В настоящее издание вошли все известные в настоящее время стихотворения Сергея Есенина.
https://www.litres.ru/sergey-esenin/polnoe-sobranie-stihotvoreniy/Дорогая, сядем рядом…
В сборник Сергея Есенина «Дорогая, сядем рядом…», прославляющий в своих стихах русскую деревню и русских женщин, вошли некоторые поэмы и избранные стихотворения 1910–1925 годов.
https://www.litres.ru/sergey-esenin/dorogaya-syadem-ryadom/Баллада о двадцати шести
«Бакинские комиссары» («26 бакинских комиссаров») – в основном руководители Бакинского совнаркома (исполнительный орган Бакинской коммуны), вошедшие в историографию своей гибелью: в ночь на 20 сентября 1918 года они были казнены под Красноводском по приказу правительства Туркестана за сдачу Баку турецко-азербайджано-дагестанским войскам[1]. Комиссаров арестовала в Баку Диктатура Центрокаспия (1 августа 1918 года) по обвинению в жестоком подавлении антибольшевистских выступлений в марте 1918 года, в ходе которого были убиты около 10 тысяч человек[2]. Сергей Есенин написал в честь Бакинских комиссаров «Балладу о двадцати шести».
https://www.litres.ru/sergey-esenin/ballada-o-dvadcati-shesti/Времена года в картинах русской природы
В сборник поэтических произведений вошли самые известные стихи великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, посвященные природе и временам года.
https://www.litres.ru/sergey-esenin/vremena-goda-v-kartinah-russkoy-prirody-8953681/Яр
Повесть впервые была опубликована в Петрограде, в журнале «Северные записки» 1916 года. В ней раскрывается сущность есенинской деревни, той деревни, которую он себе представлял в свои 20 лет, и которая запечатлелась в его памяти на всю жизнь. Название повести «Яр», по мнению некоторых источников, происходит от одноименного хутора, расположенного недалеко от родного села Есенина – Константиново, где он и писал её, а также от названия ближайших деревень Чухлинка, Кудашево, Раменки. А. А. Есенина утверждает: «Разумеется, повесть ”Яр” нельзя назвать документальной. Есенин использовал в ней только имена односельчан, названия сел и деревень, находящихся вблизи Константинова» (Есенин V (1979), 304). М. В. Бабенчиков полагал, что «проза Есенина – “Яр” – автобиографична» и «общий характер и сущность всегда оставлялись им без изменения», хотя и допускал небольшие оговорки: автор «почти в точности передавал: то, что видел» и выведенные им типы – «почти подлинная передача живых, близких Есенину людей».
http://east.libsmr.ru/browse/book/xodreader/73373/start?searchText=%D0%95%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD+%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4Железный Миргород (очерки об Америке)
Осенью 1921 года Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он женился 2 мая 1922 года. При этом Есенин не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и США. Первая публ. в газ. «Известия» от 22.08.1923 и 16.09.1923. Своему очерку об Америке Есенин дал выразительное название «Железный Миргород». Поэта поразил резкий контраст между индустриальной мощью, зрелостью технической мысли, размахом строительства в стране и бедностью внутренней культуры Америки, инертностью мысли среднего американца, его мещанским представлением о счастье в духе героев гооголевского Миргорода , «Сила железобетона, громада зданий, – замечает Есенин , – стеснили мозг американца и сузили его зрение. Нравы американцев напоминают незабвенной гоголевской памяти нравы Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Как у последних не было города лучше Полтавы, так и у первых нет лучше и культурней страны, чем Америка». Характеризуя круг жизненных и культурных интересов американцев, Есенин отмечает, что «владычество доллара съело в них все стремления к каким-либо сложным вопросам. Американец всецело погружается в "Business" и остального знать не желает».
https://www.litres.ru/sergey-esenin/zheleznyy-mirgorod-ocherki-ob-amerike/otzivi/Пугачев
Москва, 1922 год. Издательство «Имажинисты».
Сергей Есенин исключительно тщательно приступил к сбору материалов перед написанием поэмы «Пугачев». Поэт решился осветить один из наиболее сложных этапов развития отечественной истории, хотел максимально правдиво рассказать о том времени. Все необходимые исторические сведения он собирал, исследовал не один год. Непосредственно к работе над поэмой поэт приступает в 1921 году, а в 1922 она уже была опубликована отдельной книгой.
В поэме «Пугачев» Сергей Есенин с уважением, симпатией и сочувствием изображает крестьянское восстание, рисует образ исторической фигуры – Емельяна Пугачева. Сейчас мы можем иначе взглянуть на тот кровопролитный бунт, однако в произведении поэта перед читателями ярко встает именно своеобразие характеров, сила духа и удаль людей. Даже с такими неординарными образами, средствами изобразительности поэма читается легко, что обеспечивает воздушный слог Сергея Есенина.
В широкой прессе «Пугачев» не был замечен, не был поставлен на сцене, напечатан был только в тысяче экземпляров. На первую свою работу большого размаха Есенин не получил надлежащего отклика. Не увидев «Пугачева» на сцене, он больше не возвращался к драматургическому творчеству.
Страна негодяев
«Страна негодяев» – драматическая поэма Сергея Александровича Есенина, написанная в 1922–1923 годах. В 1922–1923 годах Сергей Есенин путешествует по странам Европы и Америки. В этот период Есенин создает и планирует несколько крупных произведений, основанных на впечатлениях от этих поездок: «Чёрный человек», «Железный миргород» и «Страна Негодяев». Есенин начал работать над поэмой в 1922 году, сразу после поэмы «Пугачёв». Однако вплоть до 1924 года замысел поэмы неоднократно менялся. Судя по воспоминаниям современников, сюжет поэмы «Страна Негодяев» менялся трижды. Вначале Есенин хотел отразить в поэме революцию и гражданскую войну, затем сосредоточил внимание на событиях гражданской войны и, наконец, в окончательном тексте совместил гражданскую войну с введением НЭПа.
http://east.libsmr.ru/browse/book/xodreader/76293/start?searchText=%D0%95%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BЧерный человек
«Чёрный человек» – поэма Сергея Есенина. Впервые опубликована в № 1 журнала «Новый мир» за январь 1926 года. Замысел поэмы возник у Есенина во время его зарубежной поездки 1922–1923 годов. Есенин упоминал о влиянии на поэму пушкинской «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Автор читал «Чёрного человека» осенью 1923 года, вскоре после возвращения на родину. В ноябре 1925 года Есенин переработал поэму. Слышавшие поэму в его чтении отмечали, что опубликованный текст короче и менее трагичен, чем тот, который Есенин читал раньше. «Чёрный человек» – последнее крупное поэтическое произведение Есенина. В поэме выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия.
https://www.litres.ru/sergey-esenin/chernyy-chelovek/Есенин в цифре
В год 125-летия со дня рождения Сергея Есенина Самарская областная универсальная научная библиотека подготовила для вас виртуальную выставку электронных книг о жизни и творчестве выдающегося поэта.
Электронные книги представлены на таких ресурсах, как «ЛитРес», «БиблиоРоссика», Президентская библиотека, другие специализированные ресурсы – на каждый из них можно «зайти» и начать читать книгу. ( прим. - для чтения электронных книг нужно авторизоваться в Личном кабинете на сайте нашей библиотеки).
Среди представленной литературы вы найдете поистине уникальные издания, которые познакомят всех желающих с непростой судьбой и богатым творческим наследием русского поэта.
Авторы книг – авторитетные филологи, специалисты по литературе русского модернизма – на основе многочисленных документальных свидетельств стремятся воссоздать образ Есенина во всей его полноте.
На выставке вы найдете воспоминания Сергея Есенина о своем детстве и юности, а также воспоминания его коллег-поэтов, друзей и знакомых.
Предлагаем также заглянуть в воспоминания, написанные одной из самых смелых и талантливых женщин прошлого века, великой танцовщицей – женой поэта – Айседорой Дункан, и узнать, как эта роковая любовь повлияла на творчество великого поэта и на его трагическую смерть.
Не менее интересные воспоминания оставила Софья Семёновна (Селимовна) Виноградская (1901–1964) – советский литератор, журналист. Работала в газетах «Правда», «Беднота», «Известия ВЦИК». Ее мемуары «Как жил Есенин», изданные в 1926 году, представлены в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина.
Всероссийский Союз Поэтов в 1926 году выпустил сборник воспоминаний и статей «Памяти Есенина». Уникальное издание содержит анкету Сергея Есенина для членов Союза, заполненную им в 1924 году, посмертные фотографии поэта и лирический отклик «35-и поэтов на смерть одного, на смерть того, кто по праву назван национальным поэтом». Полный текст сборника представлен в Национальной электронной библиотеке.
Необычное истолкование судьбы и поэзии С.А. Есенина с философской точки зрения, которая укоренена в глубинах религиозного сознания, дает известный философ Петр Иосифович Симуш, автор большого числа трудов по теоретическому россиеведению, в своей книге «Поэтическая мудрость С.А. Есенина». Полный текст издания доступен в электронно-библиотечной системе «БиблиоРоссика».
Надеемся, вы откроете для себя много нового, полезного и интересного из представленной вам выставки.
Интересного вам чтения!
Внимание!
Для чтения электронных книг нужно авторизоваться в Личном кабинете на сайте нашей библиотеки.
Подготовлено отделом читальных залов СОУНБ, телефон: (846) 335-68-53, электронная почта: ochz@libsmr.ru