«Искусство дирижера»
аудиовыставка в рамках 200-летия со дня основания Большого театра в России
архивные записи Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» 1960-х годов
с 21 марта 2025 г.
Содержание:
Аудиовыставка посвящена двум выдающимся дирижерам XX столетия – Евгению Федоровичу Светланову и Александру Шамильевичу Мелик-Пашаеву. В разные годы оба легендарных дирижера являлись главными дирижерами Большого театра России, 200-летие которого будет праздноваться в 2026 году.
Творчество народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР Александра Шамильевича Мелик-Пашаева – одно из выдающихся явлений русской музыкальной культуры. В 1931 году после блестящего дебюта в спектакле «Аида» Мелик-Пашаева приглашают в Большой театр СССР. Уже будучи дирижером Большого театра, он принимает участие в Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров, где завоевывает (вместе с Н. Рахлиным) вторую премию. Впоследствии все лучшие достижения артиста связаны с его работой в Большом театре; с 1953 по 1962 год он был главным дирижером этого прославленного коллектива. С совершенным мастерством умел Александр Шамильевич раскрыть музыкальную драматургию оперных произведений разных эпох и стилей. «Для меня, – подчеркивал дирижер, – опера – не концерт в театральных костюмах, а действенный спектакль, в котором пение и музыка тесно связаны драматургической сущностью». Именно этим принципом руководствовался Мелик-Пашаев при создании таких замечательных спектаклей, как «Руслан и Людмила», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Аида», «Отелло», «Травиата» и др. Немало потрудился он и над советским репертуаром Большого театра. Наиболее значительным достижением в этой области стала постановка оперы Сергея Прокофьева «Война и мир». Борис Хайкин, друг и коллега Мелик-Пашаева, писал: «Жизнь, годы, работа – все это накладывает свой отпечаток. Но и тогда, в 1931 году, и сейчас, спустя 33 года, одинаково покоряли самые привлекательные черты его таланта – та же пылкость, то же необъяснимое волшебство звучания, которое возникает, лишь только поднимается его дирижерская палочка, та же гибкость и изысканность музыкальной фразы…»
Евгений Федорович Светланов был главным дирижером Большого театра с 1963 по 1965 год. Природа наделила его чрезвычайно полно и щедро. Он был не только выдающимся дирижером, но и талантливым композитором, замечательным тонким пианистом, страстным музыкальным публицистом. Это сочетание различных музыкальных «ингредиентов» в значительной степени и определило своеобразие дирижерского облика Светланова. Интерпретируя музыку, Евгений Федорович умел заглянуть в самую суть произведения; тут, наверное, опять-таки сказывалась его композиторская «ипостась» – он знал ремесло, он знал, как это «делалось», и поэтому лучше многих понимал, каким «кратчайшим» путем можно было выявить главную мысль партитуры. Светланов – не только замечательный симфонический дирижер, но и оперный. Многие годы работая в Большом театре, он прекрасно вел огромный репертуар. У Виктора Шкловского в работе о Толстом есть такое меткое определение: «Искусство – это инструкция для пользования органами чувств». Для всех, кто слушает оркестр под управлением Евгения Светланова, искусство этого взыскательного мастера оживляет бессмертные «инструкции» великих художников прошлого и современного, пробуждая в людях возвышенные чувства.
Список к прочтению:
Аудиовыставка подготовлена отделом искусств ГБУК «СОУНБ»,
заведующий отделом искусств Загорулько Ирина Алексеевна,
тел. 8(846)335-68-73
При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов «cookie» и других похожих технологий, а также платформы для связи с клиентами Jivo и сервиса «Яндекс. Метрика», «Яндекс Метрика для приложений» (AppMetrica), которое является частью политики ГБУК «СОУНБ» в отношении обработки персональных данных . Вы всегда можете отключить Cookie-файлы в настройках Вашего браузера