Аудиоцикл «Живой голос Поэзии»
аудиоцикл в рамках Всемирного дня поэзии
архивные записи Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» 1921–1970 гг.
Содержание:
Борис Пастернак. Переводы, эссе, стихи. Читает автор:
Сергей Есенин. Стихи. Читает автор:
Маргарита Алигер. Стихи. Читает автор:
10. Человеку в пути.
11. Аэродром Орли.
12. Двое.
13. К портрету Лермонтова.
14. Люди мне ошибок не прощают.
15. Милые трагедии Шекспира.
16. Музыка.
17. Напряженное действие драмы.
18. Несчетный счет минувших дней.
19. Новый Арбат.
20. Письмо к одному знакомому.
21. По ком звонит колокол.
22. Прошу тебя, хоть снись почаще мне.
23. Синий час.
24. Я вижу в окно человека.
25. Япония для туристов.
Владимир Солоухин. Стихи. Читает автор:
26. Седина.
27. Дамоклов меч.
28. Журавли улетели.
29. Мужчины.
30. Ольха.
31. Синие озера.
Каждый голос, каждый автор уникален. Слушать поэзию, прозу, эссе и переводы с интонациями самих авторов, которых уже нет на этой земле – это все равно, что сесть в машину времени и оказаться там, вместе с ними. Так, например, своеобразное чтение Бориса Пастернака – протяжное, гудящее, захлебывающееся – сначала удивляет, но в сущности – это простое, доверчивое чтение. В нем нет каких-либо примет внешней выразительности, декламационности, но оно захватывает, покоряет, завораживает слушателя. Вероятно, сила его воздействия объясняется, в частности, тем, что, произнося строку, фразу, Пастернак и сам как бы прислушивается к ней, в нее всматривается, и он снова искренне восхищен увиденным и пережитым.
А вот чтение Сергея Есенина вызывает бурю эмоций, связанных с событиями, происходящими в то время, когда жил поэт. Есенин читал свои стихи совсем не в благостной декламационной манере, а яростным голосом, что, впрочем, и было отмечено во многих воспоминаниях его современников. Даже сохранилось такое свидетельство, что, когда Есенин читал свои стихи со сцены, он так зажимал кулак, что просто кровь выступала, ногти впивались ему в ладонь.
Дочь страны, перенесшей неисчислимые испытания, Маргарита Алигер чутка в своем чтении к «чужим», далеким жизням, горестям и заботам. Но, конечно, как это случилось со многими ее товарищами по перу, пережитое вместе со всей страной в годы Великой Отечественной войны, голос всенародного горя, гнева и решимости стократно усилили голос поэтессы.
Вера в доброго человека, в человека, любящего природу и как бы слитого с этой природой, неистребима во Владимире Солоухине. Она унаследована им от Леонида Леонова, от Пришвина, от Паустовского. Она, эта вера, вызывает в читателях неизменный благодарный отклик. В своей лирике, в своем самовыражении Владимир Солоухин всегда гражданственен, всегда чувствует почву, на которой стоит, и людей, живущих рядом. А высокая гражданственность писателя сильнее звучит в лирическом воплощении, звучит в самом биении сердца, в самой ткани произведения... Такая гражданственность находит отклик у читателей куда больше, чем прямая декларативность.
Аудиоцикл подготовлен отделом искусств ГБУК «СОУНБ».
Заведующий отделом искусств – Загорулько Ирина Алексеевна
тел. 335-68-73