Разделы:
"Звуки зимы"
"Звуки зимы"
Слайдер
Описание
1
0
1195
2
0

Аудиоцикл «Звуки зимы».

Записи студии Грамзаписи «Мелодия» 1960-70-х гг.

 

Может показаться, что зима молчалива, но все же у нее есть звуки, и услышать эти звуки можно в музыке. Классическая музыка пробуждает в наших душах самые светлые и добрые чувства, фантазию и разные эмоции, которые так необходимы всем людям в жизни! Давайте включим фантазию и воображение и постараемся увидеть зимушку во всей ее красе в музыке великих композиторов, которые посвятили свои произведения зимнему времени года!

Содержание:

  • Петр Ильич Чайковский. Сцена «Украшение и зажигание елки из балета «Щелкунчик»
  • Петр Ильич Чайковский. Сцена «Еловый лес зимой. Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик»
  • Петр Ильич Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
  • Петр Ильич Чайковский. Па-па-де Фея Драже и принц Оршад. Финальный вальс и апофеоз из балета «Щелкунчик»
  • Георгий Свиридов. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина
  • Антонио Вивальди. Концерт «Зима» из цикла «Времена года»
  • Александр Глазунов. Картина I «Зима» из одноактного балета «Времена года»

 

Балет «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского принадлежит к числу лучших произведений русской музыкальной классики. Сюжет «Щелкунчика» заимствован из сказки немецкого писателя Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный царь». Сценарий балета был составлен известным балетмейстером М.И. Петипа. Впервые «Щелкунчик» был поставлен в декабре 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. «Партитура Щелкунчика, – писал советский музыковед Д. В. Житомирский, – вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского. Здесь с классической ясностью и полнотой объединились лучшие черты его музыкальной драматургии и его зрелого симфонического искусства. В аудиоцикл вошли фрагменты балета, которые ярко и красочно раскрывают загадочную и сказочную зимнюю феерию. Густой еловый лес. Падает снег, снежные хлопья кружатся в вальсе, образуя снежные сугробы. Постепенно метель утихает, зимний ландшафт освещается мягким лунным светом и… начинается волшебство.

Основой оркестровых иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» послужила музыка Георгия Свиридова к одноименному фильму. Музыка Свиридова как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, ее простоте и безыскусности, простодушию ее героев, их цельному, гармоничному восприятию жизни. Эта музыка насквозь пронизана мелодическим началом, которое в ней решительно преобладает. Гармонии очень просты, хотя подчас оригинальны и изысканны в своем роде. Весь оркестровый колорит изобличает, однако, современного мастера, тонко стилизующего иную музыкальную эпоху. Краски оркестра легкие, свежие, акварельные. Преобладают тембры струнных и деревянных духовых инструментов, иногда возникает и полная оркестровая звучность.

Цикл «Времена года» Антонио Вивальди объединяет собой 4 концерта для струнного оркестра, солирующей скрипки и клавесина под названиями «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». В аудиоцикле представлен концерт «Зима». Интересно, что к каждому концерту предпослано небольшое стихотворение (в форме сонета), являющееся его литературной программой. Отдельные части и эпизоды концерта воплощают те или иные поэтические образы программы. Вот такие строки посвящены «Зиме»:

Морозной гладью стелется дорога,

И человек, озябшими ногами

Протаптывая путь, стуча зубами,

Бежит, чтобы согреться хоть немного.

Как счастлив тот, кого теплом и светом

Родной очаг укрыл от зимней стужи, –

Пусть снег и ветер злятся там, снаружи…

 

Балет «Времена года» был написан А.К. Глазуновым в 1899 году по сценарию балетмейстера М.М. Петипа, который и осуществил его постановку. Премьера «Времен года» состоялась в Петербурге в Мариинском театре 13 февраля 1900 года в бенефис балерины М.Ф. Кшесинской. Музыка создает картину величественной и безмолвной оледенелой природы: необозримые лесные пространства окутаны мраком холодной ночи. «Поразительно впечатление от этой музыки», – писал Б.В. Асафьев. – В звучании выражается зимнее безмолвие природы. И воздействие именно то, какое исходит от погруженных в оцепенение рек, ручьев, полей, лугов и лесов. Значит, и в этом молчании их есть музыка, которую услышал великий музыкант».

 

 

 

Аудиоцикл подготовлен отделом искусств ГБУК «СОУНБ»

заведующий отделом искусств Загорулько Ирина Алексеевна, тел. 335-68-73

Если вы хотите поставить этой виртуальной выставке "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.