Самарская областная универсальная научная библиотека и Средневолжский филиал ГМИИ имени А.С.Пушкина приглашает послушать онлайн-встречу с Виталием Комаром – легендарным художником, основателем соц-арта (в соавторстве с Александром Меламидом). В 1974 г. на «Бульдозерной выставке» был уничтожен их с Меламидом «Двойной авопортрет», после этого художники эмигрировали из СССР. Виталий Комар является проектировщиком художественного течения «Новый символизм».
Видеовстречу с Виталием Комаром провела философ, литератор, доцент кафедры философии Самарского университета к.ф.н. Елена Богатырева.
Соц-арт – одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода. Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятия соцреализма и поп-арта.
Программными работами Комара и Меламида, выполненными в этом направлении, стали «Сталин перед зеркалом», «Ленин ловит такси в Нью-Йорке», «Двойной автопортрет в образе пионеров», «Жмурки», «Ялтинская конференция».
По словам ведущей встречи Елены Богатыревой, в мире соц-арта можно было «смеяться смехом богов и людей, где было место и травестии, и пародии, различие между которыми Комар усвоил, еще учась в Строгановке».
Виталий Комар во время интернет-моста между Самарой и США пояснил: «Соц-арт не был насмешкой над кем-то. Это насмешка над самим собой, над тем пионером, который был имплантирован в мое сознание еще в школе. И не только в мое, а в сознание большинства советских людей. Чтобы избавится от этого, пришлось обратиться к самоиронии».
Очень интересно знаменитый виртуальный гость «Нового пространства» трактует историю искусства, сравнивая ее изучение с процессом просмотра семейного альбома, в котором художник постоянно находит фактуру для новых высказываний.
Виталий Комар очень обстоятельно отвечал на вопросы самарских искусствоведов и ценителей живописи. Он коснулся вопроса истории фотографии, которая проделала эволюцию от чисто технического явления – «синьки», – когда чертежи для быстрого тиражирования покрывали окисью серебра, и, пройдя через салоны, стала искусством со своими традициями. И вот сегодня, когда мы приходим к пониманию того, что художник живет в каждом, каждый может решать сам, что ему запечатлеть.
И, конечно, создатель успешных направлений современного искусства, дал свои прогнозы на будущее. Если вся Вселенная – огромный квантовый компьютер, то, возможно, скоро человек, являясь частью этого компьютера, начнет фиксировать собственные сны. По словам Виталия Анатольевича, тема искусства в современном мире встает в один ряд с наукой, в частности, с генной инженерией. В будущем художник и ученый выступят в одном лице.
Отвечая на вопрос о грани между искусством и фейком, а также о тиражировании произведений искусства, Виталий Комар предсказал, что в будущем возникнут музеи фейков, попутно определяя фейк как «метаподделку».
Виртуальную встречу Виталия Комара с самарцами можно послушать на сайте СОУНБ и на YouTube.