В Самарской областной универсальной научной библиотеке открывается новый проект: «Искусство видеть. Мастерская медленного чтения», который предлагает погрузиться в историю искусств, благодаря чтению знаковых книг. Авторы мастерской предлагают почитать, но медленно. Очень медленно. И не просто читать, а погружаться в контекст той или иной эпохи. В этом помогут приглашенные мастера – историки, искусствоведы, культурологи.
«Искусство видеть – арт-мастерская, где мы будем знакомиться с историей искусств, разнообразием стилей и эпох. С помощью книги, конечно, и искусствоведа. Почитаем вместе, а эксперт по ходу нашего чтения расскажет о всех нюансах различных направлений», – рассказывает заведующая отделом искусств Самарской областной научной библиотеки Ирина Загорулько.
Кроме того, по утверждению авторов проекта, арт-мастерская – нетрадиционный формат лекции. В итоге должен состояться диалог, у читателей появятся вопросы, которые неминуемо порождает текст, если вдумчиво его читать и пытаться понять то, что написано между строк.
Мастер выбирает самый выразительный фрагмент книги, который ярко демонстрирует тот или иной подход в искусствознании, раскрывает контекст и подтекст эпохи. В процессе также звучит рассказ об авторе, периоде его работы, исследовательских интересах и т.д.
Проект будет интересен всем, кто хочет научиться разбираться в искусстве, и тем, кто уже разбирается, но хочет обновить свои знания, получить новые идеи, а также тем, кто всем прочим формам отдыха по субботам предпочитает интеллектуальный досуг.
«Искусство видеть. Мастерская медленного чтения»
Самарская областная универсальная научная библиотека
Встречи будут проходить по субботам в 16:00
30 ноября
Парфенон: образец классического ордера или «Дворец Культуры имени Перикла»?
Образцом архитектуры, который приходит в голову почти каждому из нас при обращении к эпохе древнегреческой классики, является афинский Акрополь и останки величественного Парфенона на его вершине. Но так ли это верно? Какое отношение к Парфенону имеет Персия и персы, и правда ли, что в храме можно было найти скульптурные портреты Фидия и Перикла? И каким образом связывает Парфенон две великие морские державы, афинскую и британскую? Ищем ответы на эти вопросы, читая книгу Людмилы Маринович и Геннадия Кошеленко «Судьба Парфенона» вместе с кандидатом исторических наук Ольгой Макаровой.
21 декабря
500 лет спустя. Кто и как предопределяет наше восхищение искусством эпохи Возрождения?
Серьезный художник, страстный коллекционер, историк искусства, создатель Академии рисунка, путешественник, писатель, биограф и аналитик своего времени Джорджо Вазари – автор знаменитых «Жизнеописаний…». Человек, равный своим гениальным героям по масштабу и разнообразию талантов. Вазари на многие столетия предопределил отношение потомков к «гигантам эпохи Возрождения. Все, что мы знаем о Леонардо или Микеланджело, мы знаем от него. Вазари сумел написать «энциклопедию художественной жизни Италии на протяжении трех столетий». Возможно ли такое? На этой встрече мы читаем первое научное исследование в искусствознании – книгу Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, скульпторов и зодчих». Мастерскую проведёт доктор исторических наук Наиля Тагирова.
18 января
Стиль жизни – стиль искусства. Усадьба Абрамцево как арт-резиденция конца ХIХ века.
В современном мире растет популярность арт-резиденций – площадок для творческих экспериментов и свободного общения художников. Сегодня они воспринимаются как новое явление, но первые художественные центры-колонии возникают уже в конце ХIХ века. В России это знаменитая усадьба Саввы Мамонтова Абрамцево – место рождения национально-романтического направления модерна. Какую роль абрамцевский стиль жизни сыграл в становлении нового художественного стиля? Чем было пространство Абрамцево – усадьбой, художественной колонией или дачей? Читаем книгу Григория Стернина «Русская художественная культура второй половины ХIХ – начала ХХ века» вместе с кандидатом культурологии Катериной Рафиковой.
15 февраля
Творения эпохи Nobrow: «Искусство? Фейк? Вещь?»
Искусство наиболее ярко и концентрированно выражает общие тенденции развития общества. Как определить ценность произведения искусства в обществе потребления, где стерты границы между шедевром и утилитарной вещью? Может ли стоимость являться критерием шедевра? Возникает убеждение, что главным в произведении искусства стала новизна. Поэтому возможность как следует «раскрутить» саму фигуру художника стала особенно цениться галеристами. Британец Дэмиен Херст, создатель чучела акулы ценой 12 миллионов долларов – один из тех редких художников, о которых с полным правом можно сказать: они изменили наше представление об искусстве и о карьере в искусстве. В сорок лет Херст «стоил» 100 миллионов фунтов стерлингов, то есть больше, чем Пикассо, Энди Уорхол и Сальвадор Дали в этом возрасте, вместе взятые, – а эти трое вполне могут возглавить список художников, которые намеряли свой успех деньгами. Как же рождается символическая составляющая стоимости произведений современного искусства? Насколько оправдана практика оценки произведений по принципу «спрос рождает предложение»? Разбираемся в этих вопросах вместе с кандидатом исторических наук Ириной Коляковой и читаем книгу Дональда Томпсона «Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах».
Дополнительная информация: 335-44-80, отдел по связям с общественностью СОУНБ.