1946 – 1965
Слайдер
Описание
1946 год Гессе Герман 1877 – 1962 Швейцария

За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль
(формулировка Нобелевского комитета)

«Большинство людей похожи на падающие листья; они носятся в воздухе, кружатся, но в конце концов падают на землю. Другие же — немного их — словно звезды; они движутся по определенному пути, никакой ветер не заставит их свернуть с него».

Г. Гессе Ссылка
1947 год Жид Андре 1869 – 1951 Франция

За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью
(формулировка Нобелевского комитета)

«Лучшие человеческие творения неизбежно дышат скорбью. Чем был бы рассказ о счастье? Лишь то, что подготовляет его, потом то, что его разрушает, подлежит рассказу».

А. Жид Ссылка
1948 год Элиот Томас 1888 – 1965 Великобритания

За выдающийся новаторский вклад в современную поэзию
(формулировка Нобелевского комитета)

«Поэзия – это не высвобождение эмоций, но бегство от них; это не выражение индивидуальности, но избежание ее. Хотя, конечно, только тот, кто обладает индивидуальностью и эмоциями, знает, что значит хотеть их избежать».

Т. Элиот Ссылка 1 Ссылка 2
1949 год Фолкнер Уильям 1897 – 1962 США

За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа
(формулировка Нобелевского комитета)

«Человеческий характер — это единственная тема, которая не устаревает».

У. Фолкнер Ссылка
1950 год Рассел Бертран 1872 – 1970 Великобритания

Одному из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашному борцу за свободу слова и свободу мысли
(формулировка Нобелевского комитета)

«Люди боятся мысли больше, чем чего-либо на земле: больше катастрофы, даже больше смерти. Мысль имеет подрывной и революционный характер, она деструктивна и ужасна; мысль безжалостна к привилегиям, установлениям, удобным привычкам; мысль анархична и беззаконна, безразлична к авторитетам, бесцеремонно обращается с проверенной веками мудростью. Мысль без страха заглядывает в глубины ада. Она видит человека — крохотную песчинку, окружённую невообразимыми глубинами молчания, но несёт себя гордо, непреклонная, словно повелительница Вселенной. Мысль величественна, быстра и свободна, она — свет мира, величайшая слава человека».

Б. Рассел Ссылка
1951 год Лагерквист Пер 1891 – 1974 Швеция

За художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством
(формулировка Нобелевского комитета)

«Совершенство не может воплотиться в реальность, оно недостижимо как цель, оно должно оставаться в таинственном лоне вечности, запечатанное, недоступное».

П. Лагерквист
1952 год Мориак Франсуа 1885 – 1970 Франция

За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни
(формулировка Нобелевского комитета)

«Талант писателя в том и состоит, чтобы сделать близким для всех тот тесный мир, в котором мы родились, где мы научились любить и страдать».

Ф. Мориак
1953 год Черчилль Уинстон 1874 – 1965 Великобритания

За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности
(формулировка Нобелевского комитета)

«Учите историю, учите историю. В истории находятся все тайны политической прозорливости».

У. Черчилль Ссылка
1954 год Хемингуэй Эрнест 1899 – 1961 США

За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море»
(формулировка Нобелевского комитета)

«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Э. Хемингуэй Ссылка
1955 год Лакснесс Халлдор 1902 – 1998 Исландия

За яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии
(формулировка Нобелевского комитета)

«Ни один народ не имеет такого ясного представления об истинной ценности победы и поражения, как исландцы. Отношение к жизни отрицательное, к смерти — положительное, иными словами, трусость перед жизнью и мужество перед смертью».

Х.Лакснесс
1956 год Хименес Хуан 1881 – 1958 Испания

За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии
(формулировка Нобелевского комитета)

«Бездна одиночества одна.
И один идёшь к ней издалёка
Одиноко, как одна волна
В одиноком море одинока».

Х. Хименес
1957 год Камю Альбер 1913 – 1960 Франция

За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести.
(формулировка Нобелевского комитета)

«Самая большая экономия, которая возможна в области мысли, – согласиться, что мир непознаваем, – и заняться человеком».

А. Камю Ссылка
1958 год Пастернак Борис 1890 – 1960 СССР

За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа
(формулировка Нобелевского комитета)

«Мир — это музыка, к которой надо найти слова!»

Б. Пастернак Ссылка
1959 год Квазимодо Сальваторе 1901 – 1968 Италия

За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени
(формулировка Нобелевского комитета)

«Поэта не страшит смерть, и вовсе не потому, что он одержим какими-то героическими фантазиями, а потому, что смерть постоянно посещает его мысли и становитсядля поэта просто образом безмятежного диалога».

С. Квазимодо
1960 год Сен-Жон Перс 1887 – 1975 Франция

За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени
(формулировка Нобелевского комитета)

«Ничто не познано, ничто не поздно, ничто не вновь, ни яви и ни снов… Ничто не сказано, ничто не кануло, ни снов, ни слов, а только вздох рожденья, что похож на дрожь кинжала, извлечённого из ножен…»

П. Сен-Жон
1961 год Андрич Иво 1892 – 1975 Югославия

За силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны
(формулировка Нобелевского комитета)

«Народ запоминает и пересказывает все то, что может осознать, и то, что можно превратить в легенду. Все остальное бесследно проходит мимо, не задевая его воображения и оставляя безучастным, как отвлеченные явления природы».

И. Андрич Ссылка
1962 год Стейнбек Джон 1902 – 1968 США

За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением
(формулировка Нобелевского комитета)

«Что за устрашающая штука человек, что за сложная система шкал, индикаторов, счетчиков, а мы умеем читать показания лишь немногих из них, да и то, может быть, неверно».

Д. Стейнбек Ссылка
1963 год Сеферис Йоргос 1900 – 1971 Греция

За выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов
(формулировка Нобелевского комитета)

«Острота чувств создает поэта. Интеллект, острота логики, эрудиция, — все это очень важно для поэта, но острота чувств — главное».

Й. Сеферис Ссылка
1964 год Сартр Жан-Поль 1905 – 1980 Франция

За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время
(формулировка Нобелевского комитета)

«Писатель находится в ситуации его эпохи: каждое слово имеет отзвук, каждое молчание — тоже».

Ж.-П. Сартр Ссылка
1965 год Шолохов Михаил 1905 – 1984 СССР

За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время
(формулировка Нобелевского комитета)

«Травой зарастают могилы, — давностью зарастает боль. Ветер зализал следы ушедших, — время залижет и кровяную боль, и память тех, кто не дождался родимых и не дождётся, потому что коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы...»

М. Шолохов Ссылка
1966 год Агнон Шмуэль 1888 – 1970 Израиль

За глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами
(формулировка Нобелевского комитета)

«Опустил он голову вниз и перестал думать о звездах наверху, ведь нет нам от них пользы, только пугают они и не помогают».

Ш. Агнон
1966 год Закс Нелли 1891 – 1970 Швеция

За выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа
(формулировка Нобелевского комитета)

«Есть книга с жизнью мира: её лепет,
Как шёпот тайн, снующий до ушей;
И если бросить её в пламя – то и пепел
Восстанет светом звездным вам в душе».

Н. Закс
1967 год Астуриас Мигель 1899 – 1974 Гватемала

За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки
(формулировка Нобелевского комитета)

«Наши романы кажутся европейцам лишенными логики и здравого смысла. Однако они страшны вовсе не потому, что мы хотим испугать читателя. Они страшны потому, что с нами происходят страшные вещи».

М. Астуриас
1968 год Кавабата Ясунари 1899 – 1972 Япония

За писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания
(формулировка Нобелевского комитета)

«Так мы и состарились, ни разу не взобравшись на Фудзи».

Я. Кавабата Ссылка
1969 год Беккет Сэмюэл 1906 – 1989 Ирландия

За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом
(формулировка Нобелевского комитета)

«— Ты веришь в будущую жизнь?
— Моя всегда такой и была».

С. Беккет Ссылка 1 Ссылка 2
25
0
4396
2
0
1

Лауреаты Нобелевской премии по литературе 1901–20... гг. 

Данная виртуальная выставка предлагает вспомнить всех, кто получал Нобелевскую премию по литературе за всю историю ее существования с 1901 года,а это 118 авторов: представители всех континентов Земли (кроме Антарктиды) из 42 стран. Чемпионом здесь является Франция – 15 лауреатов. Семь раз Премия не вручалась, четырежды ее разделили по два автора.

История Нобелевской премии по литературе захватывающая сама по себе. Сколько страстей бушевало, сколько интриг плелось, какие неожиданные повороты сюжета приводили читающую публику то в восторг, то в ступор и недоумение – под стать самому закрученному детективу!

В нашем списке лауреатов – поэты, прозаики, драматурги, публицисты, философы. Все они оставили заметный след не только в истории своей национальной литературы и в мировом литературном процессе, но и в «смежных» отраслях: филологии, лингвистике, языкознании, философии, музыке, этике, эстетике. Во многом благодаря их произведениям выглядят так, как выглядят, не только современный театр, но и кинематограф.

Вы встретите в списке имена авторов, произведения которых вы читали (а может быть, и перечитывали), о которых слышали, или совсем незнакомых.

Вы встретите имена неожиданные – в контексте литературной премии.

Вы встретите имена спорные – в конце концов, у каждого из нас есть свой Список авторов, которым мы бы дали премию, и он наверняка очень отличается от списка Нобелевского комитета за 120 лет.

Вы встретите очень своеобразные формулировки Нобелевского комитета. Они в разных источниках могут не совпадать, так как переводы делались с английского и шведского.

Вы встретите цитаты из произведений или высказывания авторов, которые, с нашей точки зрения, подтверждают (или опровергают) взгляды Нобелевского комитета.

Воспринимайте это как карту-путеводитель. Ведь главное – это произведения автора, а их надо просто читать…

  • • придя в нашу библиотеку. С гордостью можем сказать, что у нас есть произведения ВСЕХ авторов-лауреатов. Кто-то включен в сборники или опубликован в литературных журналах, кто-то представлен отдельными изданиями, а кто-то – собраниями сочинений.
  • • воспользовавшись доступом к полнотекстовым базам данных. Ссылки мы приводим.
  • • самостоятельно найдя тексты на просторах интернета. Соблюдая авторские права.
  • • подойдя к домашней книжной полке. Но всех 118 авторов у вас точно не будет

Можно по-разному оценивать эстетические, политические, социальные, философские и этические взгляды авторов – Нобелевских лауреатов, но объединяет их одно – блестящее владение словом. И здесь отдельно нужно выразить признательность и восхищение русской школе перевода. Когда будете читать произведения, обращайте внимание на имена переводчиков на русский язык – вас ждут сюрпризы и открытия.

Обращаем ваше внимание, что на выставке мы даем ссылки на электронные книги авторов, а если ссылок нет, значит книги в бумажном варианте находятся в нашем фонде – обращайтесь к единому электронному каталогу и заказывайте книги на сайте СОУНБ.

Для удобства история Нобелевской премии по литературе поделена на несколько периодов:

- 1901–1920 гг.

- 1921–1945 гг.

- 1946–1965 гг.

- 1966–1983 гг.

- 1984–2003 гг.

- 2004–20... гг.

Подготовлено отделом читальных залов, телефон: (846) 335-68-53, электронная почта:ochz@libsmr.ru

Если вы хотите поставить этой виртуальной выставке "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.