В рамках новой встречи лектория отдела искусств СОУНБ «Шедевры мирового кино» киновед, руководитель киноклуба «Ракурс» Михаил Куперберг предлагает вспомнить режиссера Александра Татарского и его произведения, перевернувшие представления о мультипликации.
В 1980 году Александр Татарский переехал в Москву, а в 1981 году произвел самую настоящую «мультреволюцию» – сделал мультфильм «Пластилиновая ворона», который теперь уже считается классикой отечественной анимации. Веселый мультик, созданный по стихотворениям детских писателей, с забавными героями из пластилина и милыми песенками моментально полюбился как детям (уж они-то знают толк в пластилине), так и взрослым. Фильм собрал 25 призов на различных кинофестивалях. Самой любимой частью этого мультика стала, конечно, пародийная история про Ворону и Лисицу. «А может, это дворник был… / Он шел по сельской местности / К ближайшему орешнику / За новою метлой» – пелось в мультфильме, и эти симпатичные строчки вместе с ироничным сюжетом и занятными героями накрепко врезались в память.
В этом же 1981 году Татарский сделал знаменитую пластилиновую заставку к передаче «Спокойной ночи, малыши!», которая и по сей день предваряет легендарную ежедневную детскую передачу. Кстати, эта заставка была занесена в Книгу рекордов Гиннесса по числу выходов в эфир.
Свой следующий эпохальный мультфильм Александр Татарский подарил зрителям в 1983 году. Это был «Падал прошлогодний снег» про шепелявого мужичка, отправившегося на поиски новогодней елки. Вот уже много лет этот фильм такое же естественное явление новогоднего телеэфира, как и «Ирония судьбы» Эльдара Рязанова. Тема Нового года вообще была близка Татарскому, он, например, коллекционировал дедов морозов.