Фильмы, изменившие кинематограф. Художественный фильм «Аталанта» в лектории «Шедевры мирового кино»:

Отобразить / Скрыть видео.

С 2016 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке работает лекторий «Шедевры мирового кино», в рамках которого проходят показы значимых, редких и малоизвестных фильмов из коллекции российского и зарубежного кинематографа. Каждый кинопоказ сопровождается лекцией, в которой рассказывается о биографии и творческом пути режиссера, а также о самой картине, истории её создания. Ведущий лектория – Михаил Яковлевич Куперберг, руководитель киноклуба «Ракурс», киновед, член Союза кинематографистов России.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию онлайн-лекцию Михаила Куперберга, посвященную мелодраматическому кинофильму «Атала́нта», режиссёра Жана Виго, снятому во Франции в 1934 году. Это последний фильм Виго, скончавшегося через месяц после его премьеры.

Картина поставлена по одноимённой повести писателя Риера Гишена (настоящее имя — Жан Гине). Фирма «Gaumont» предоставила студию, плёнку и взяла на себя прокат фильма. Бюджет составил почти миллион франков, что для независимой продукции считалось значительной суммой.

Оператором картины был  Борис Кауфман — брат советского режиссёра Дзиги Вертова. Фильм снимали на камеру, которую прислал Вертов, так как свою Виго и Кауфман продали, чтобы покрыть затраты на завершение фильма «Ноль по поведению». На съёмках «Аталанты» Жан уже был серьёзно болен.

Незначительную роль в фильме исполнил молодой Поль Гримо (в будущем крупнейший французский мультипликатор). «Аталанту» начали снимать в середине ноября. Вся группа поселилась в деревне Морекур, в департаменте Уаза. Актерам приходилось обнажаться на морозе, нырять в застывающую воду и ходить босиком по льду. Виго пытался снимать по ночам при свете прожекторов, а потом вынужден был работать в студии, в декорациях, воспроизводивших внутренние помещения баржи. Когда же появлялось солнце, съёмочная группа переходила на «Аталанту», которая была пришвартована неподалёку от студии «Виллетт», на набережной Луары. В начале февраля 1934 года несмотря на мучившие его лихорадку и кашель Виго практически завершил съемки.

Просмотр картины состоялся 25 апреля 1934 года. Прокатчики, посмотревшие фильм, нашли его коммерчески бесперспективным, он был перемонтирован и вышел в прокат на две недели под названием «Плывет шаланда» (по словам из песни Чезаре Андреа Биксио «Проплывающая шаланда», популярной в то время). Продюсерский вариант «Аталанты» провалился в прокате. Фильм был восстановлен в 1940 году, но в нём отсутствовали ещё многие сцены, а в 1950 году Анри Ланглуа, директор Французской Синематеки, предпринял попытку восстановить оригинальную версию «Аталанты». До сих пор первоначальный вариант «Аталанты» восстановлен лишь приблизительно.

Фильм оказал большое влияние на развитие французского кинематографа. Выдающийся сценарист Жак Превер писал: «Этот изуродованный, преданный забвению, презрительно третируемый фильм ещё и сегодня сохраняет свою абсолютную новизну».

Находясь у истоков французского поэтического реализма, Виго был одним из предтеч и вдохновителей итальянского неореализма и французской новой волны. Рустам Хамдамов усматривает в фильмах Виго истоки картин Федерико Феллини.

А Эмир Кустурица, являющийся большим поклонником фильма «Аталанта», процитировал «сцену под водой» в своём фильме «Андеграунд». Он так отзывался о картине: «Я считаю, что этот фильм Жана Виго полностью изменил мои взгляды на кино. Поэзия делает кино. Если вы хотите делать кино, вы должны быть поэтом, если вы не поэт, фильмы будут просто обычным отражением... <> Пятнадцать лет назад для меня всё казалось гораздо проще, сегодня всё оказалось сложнее. Поэту трудно выжить в джунглях современного кино. <> Я по-прежнему убежден, что в Аталанте“ вы найдете идеальный баланс между диалогом и действием».

Посмотреть фильм «Аталанта» онлайн на сайте КУЛЬТУРА.РФ