Лабораторная платформа «Новое пространство» завершила цикл онлайн-мероприятий, посвященных новым культурным кодам в искусстве и социуме

Галерея «Новое пространство» Самарской областной универсальной научной библиотеки и лабораторная платформа, созданная на базе галереи и Средневолжского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, продолжает работу в онлайн-формате.

В силу обстоятельств, в которых вынужденно оказался сегодня весь мир, лабораторная платформа обратила внимание на такой символ, как маска. Совсем недавно в повседневной жизни использование маски связывалось лишь с пониманием временных процессов – маскарадов, военных действий, охоты…, а выражение «живет в маске» означало сокрытие подлинного лица и имело, скорее, негативную оценку. Внезапно маска оказалась на виду. Как мы трактуем этот символ здесь и сейчас?

Свои ответы на этот вопрос предлагают три лаборатории: «Поколение Реэнактмент», лаборатория Science art «Пятая сторона квадрата»и лаборатория семиотики.

В рамках лаборатории семиотики, куратором которой является культуролог Вера Абелева, состоялись два вебинара, посвященные селфи, маскам и репрезентации личности в социальных сетях.

Вебинар «”Правильное” тело: конструирование селфи в соцсети» стал ответом на вопрос, почему в условиях изоляции приобрело новую популярность такое явление, как селфи. Ссылаясь на современные исследования, ведущая Вера Абелева выделяет несколько подходов к определению селфи, среди которых лектору наиболее близок «менеджерский»: «Человек, создающий фото себя, так или иначе управляет своей идентичностью, тем, что он хочет представить собой в пространстве глобальной сети...». На материалах собственного социологического исследования лектор приводит наглядные примеры самопредъявления с помощью селфи в социальных сетях с целью ответить на вопросы о том, что такое селфи и как мы можем его изучать, какое значение в практике селфи имеет тело, какие социологические и культурологические, философские концепции общества могут помочь нам понять, как существует тело в современном обществе, как тело становится объектом конструирования и инструментом самопрезентации в пространстве соцсетей.

Вебинар «Лицо в эпоху карантина» задуман как диалог с художником и куратором Лени Сморагдовой, которая в деталях рассказала о масштабном проекте Тransaction art/ «Искусство сделки». В рамках проекта художница скрывала свое лицо. Интерес представляет реакция зрителей, которые видели в данном жесте многое из того, что не подразумевал автор. Следующим этапом проекта стала серия «Коллекция фигур», экспонированием которой заинтересовалась лондонская Галерея Саатчи. Также одним из направлений большого проекта стала серия «Тransaction in selfie» – коллекция снимков людей со всего мира. Стартовав в 2016 году, сегодня эта серия приобрела особую актуальность и популярность. За каждым автопортретом цифровой эпохи, по словам Лени, скрывается уникальная история. «Те, кто не скрыл своё лицо за маской, – они уже в другом мире. Став человеком Transaction, ты сохраняешь свою жизнь <…> Самое интересное, что когда люди закрыли лица, у них открылась индивидуальность. Ещё в древние времена маски служили людям для того, чтобы стать кем-то другим <…>. Во всех культурах так или иначе этот элемент есть. Насколько разнообразны селфи с закрытым лицом, но они все узнаваемы, все уникальны. Мы все стали кем-то другим. Мы, как шаманы, всё поменяли, почувствовали какую-то магическую силу», – рассуждает художница.

Куратор лаборатории Science art «Пятая сторона квадрата» нанотехнолог Елизавета Судовскаяпродолжает разговоро масках, о телесных деформациях и деформациях образа в сети, но уже в формате публицистических статей, которыми делится на странице лаборатории.

В статье под названием «Лицо в сети» онарассуждает о том, почему человек всегда стремился к изменению своего образа. Сначала – с помощью различных атрибутов (одежда, краска для волос, пирсинг, макияж), затем – с помощью телесных модификаций (татуировка, шрамирование, пластическая хирургия) и, наконец, с помощью деформаций в сети (многочисленные фильтры, эффекты и маски). «Лицо в сети это преподносимый образ человека в целом, репрезентуемый им таким образом, чтобы отразить не столько врождённую данность, сколько внутреннее побуждение человека. Сеть позволяет выстроить образ “от и до”. Сегодня лицо в сети это симбиоз человека и технологии, где человек получает “дополненного себя”, а технология лицо. Лицо, которое приобретает технология, может и не принадлежать человеку, однако ей присущ некий антропоморфизм, через который она также находит себя в неожиданных и забавных для нас формах», размышляет Елизавета Судовская.

Свою трактовку символа маски даёт серия интервью лаборатории «Поколение Реэнактмент». Куратор лаборатории Диана Егоровскаязанимается исследованием молодых самарских художников. В период самоизоляции, когда минимизированы социальные контакты, люди сконцентрировались на себе и своей безопасности, и вместе с тем стали хуже слышать друг друга в прямом и переносном смысле, в том числе потому что надели маски. В условиях, когда люди боятся быть ближе друг к другу, Диана обратилась к знакомым художникам с просьбой пойти на откровенный разговор и ответить на вопрос «Кто я?». Как начинающий художник она также принимает участие в интервью, в котором не боится поделиться со зрителями своими переживаниями: «...Я постоянно чувствую одиночество, это самое главное, самое сильное из того, что я чувствую постоянно. Это чувство не проходит, с кем бы я ни была, что бы в моей жизни ни происходило, и я когда-нибудь хотела бы перестать это ощущать, но мне кажется, это то чувство, которое со мной навсегда, то, что меня делает, то, что меня структурирует. Моя травма (ми травмы) и мое одиночество. Но в принципе я считаю, что мы должны быть одинокими, человек не может не чувствовать себя одиноким. Если он не осознает того, насколько он одинок, насколько он одинок в этом мире, то этот человек просто не до конца разобрался в себе, либо он себе врет». Контекст 2020 года поставил художников в условия уникального опыта. Их ответ на вопрос «Кто я?» в этих условиях позволит понять, в какую сторону будет направлено творчество.

Лабораторная платформа «Новое пространство» продолжит исследование трансформаций, связанных с глобальной изоляцией, в онлайн-формате. «Как изменится система самовыражения? Как будет мутировать глобальная сеть интернет? И как будет формироваться вектор этического? На эти вопросы предстоит ответить. Стоит понимать, что любая зона отчуждения сама по себе инспирирует её преодоление, через науку, искусство, систему знаков», – рассказывает руководитель проекта, российский и международный куратор, художник Неля Коржова.

Итогом работы трех направлений лабораторной платформы в конце года станет выставка «Контексты 2020», на которойзритель увидит произведения современного искусства, родившиеся в органичной среде научного и философского осмысления, увидит, по каким кодам и законам формируется новая этика и эстетика. По сути – каким будет искусство будущего.

30 июня 2020.
0
72
0
0
Если вы хотите поставить этой новости "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.