В областной научной библиотеке рассказали историю авиационного завода № 18 имени К. Е. Ворошилова

12 марта 2020 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке (пр. Ленина, 14а) состоялась встреча с директором музея российского авиастроительного предприятия АО «Авиакор – авиационный завод» Валерием Николаевичем Бальзамовым. Мероприятие проводилось в рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и открыло в СОУНБ масштабный проект «Победный май: Территория памяти».

На творческой встрече присутствовали студенты самарских колледжей, их преподаватели и самарцы, желающие лучше узнать героические страницы из истории родного города в 40-е годы ХХ века.

«Мне хочется сказать о том, как важно сохранять историю, – приветствовала организаторов и гостей встречи заместитель директора Федерального казенного учреждения «Российский государственный архив в г. Самаре», доктор исторических наук, профессор Академии военных наук РФ Ольга Солдатова. – Большое историческое полотно нашей страны складывается, подобно пазлам, из маленьких частиц – повествований о родном крае, своем городе, предприятии, школе... И только сохраняя весь этот многообразный комплекс, – документы, письма, фотографии, “похоронки” – мы сохраняем историю нашей страны и соприкасаемся с одной из ее страниц. Я призываю вас знакомиться с документами, изучать их, чтобы формировать свое мнение о том времени, которое пережили ваши деды и прадеды».

На творческой встрече Валерий Бальзамов рассказал зрителям о деятельности эвакуированного в Куйбышев легендарного авиационного завода № 18 имени К. Е. Ворошилова (ныне АО «Авиакор – авиационный завод»). В годы Великой Отечественной войны предприятие серийно выпускало самый массовый боевой самолет-штурмовик Ил-2. В военное время было выпущено более 36 тысяч самолетов, из них штурмовиков Ил-2 – 26 888 штук.

Я вам расскажу о нашем заводе на примере создания самолетов, которые вошли в историю всей страны, — начал беседу Валерий Бальзамов.Первым на нашем предприятии был построен разработанный в ОКБ Ильюшина металлический самолет ДБ-3, который в 30-е годы установил пять мировых рекордов, летал в Париж, в Лондон, воевал, неплохо проявил себя при высадке на озере Хасан. С самолета ДБ-3Т в ночь на 8 августа 1941 года были нанесены первые удары по Берлину.

Валерий Николаевич показал знаменитые шифровки переписки Иосифа Сталина и Матвея Шенкмана, директора завода № 18, который дал стране легендарный ИЛ-2, или, как его называли, «летающий танк». Изначально Сталин писал: «Вы подвели нашу страну и нашу Красную армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной армии теперь, как воздух, как хлеб». Аргументированный ответ подписали многие сотрудники предприятия, а потом не только выполнили все свои обещания главнокомандующему, но и в десятки раз перевыполняли намеченные планы. Интересно, что некоторые подписи Валерий Бальзамов смог узнать, ему еще довелось поработать с ветеранами труда, которые выпускали «летающие танки». Кроме того, Бальзамов рассказал историю своих родителей, они эвакуировались в Куйбышев. Рабочих готовили к тому, что придется после смены рыть землянки для жилья, но в городе уже подготовили бараки, в которые их поселили.

 

Гости и участники встречи ознакомились с экспонатами выставки книг, документов и периодических изданий, рассказывающих об истории знаменитого в стране завода № 18. Особый интерес для читателей представляли подшивки газет, издававшихся в Куйбышеве в начале 40-х годов прошлого века, среди которых – номер газеты «Волжская коммуна» за 1941 год со статьей «Не сломить стальных…» об эвакуации завода из Воронежа в Куйбышев. Также были представлены уникальные фотографии рабочих и той продукции, которую они производили, фотоархив Валерий Бальзамов привез из музея, который возглавляет. К слову, почетный гость подарил библиотеке компоновочную схему «летающего танка».

«Эту выставку мы подготовили специально для гостей и участников встречи, чтобы молодые люди непосредственно из документов и газет узнавали о жизни и труде своих предков, которые в тяжелейших условиях создавали “самолеты Победы”, – рассказала ведущий библиограф отдела правовой и патентно-технической информации Лариса Доброскок. В то время вся информация, которая касалась авиационной промышленности нашей страны, была засекречена, сейчас ее удается собирать по крупицам. Здесь представлены статьи в «Волжской коммуне» за 1941, 1942, 1944 годы, книги из наших богатых фондов, в которых можно найти информацию о выдающемся советском авиаконструкторе Сергее Владимировиче Ильюшине – создателе легендарного самолета Ил-2». 

Творческая встреча впечатлила юных читателей библиотеки.

«На сегодняшнем мероприятии мне понравилось все. Кажется, наш родной город Самара (Куйбышев) мог бы даже носить звание Города-героя, настолько были физически тяжелыми условия, в которых наши прадеды и прабабушки совершали свой трудовой подвиг. А уж статус “Города трудовой доблести”, я думаю, наши предки точно завоевали», – рассуждает читательница Виктория Жигулина.

13 марта 2020.
0
90
0
0
Если вы хотите поставить этой новости "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.