«Творчество И.А. Бунина в философско-религиозном контексте»: новый цикл лекций философской школы «Симпозион»

19 апреля 2023 года в 18:30 в многофункциональном зале Самарской областной универсальной научной библиотеки (пр. Ленина,14а, 2-й этаж) начинается новый лекционный цикл лекций «Творчество И.А. Бунина в философско-религиозном контексте».

Спикер: Геннадий Юрьевич Карпенко, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью Самарского университета. Сфера научных интересов Геннадия Юрьевича: русская классика и распространение сознания, русская критика XIX века, художественная антропология и история русского литературоведения. Интересно, что одну из своих работ – «Российское умонастроение второй половины XIX – начала XX века» – ученый написал по дореволюционным изданиям из фондов Самарской областной научной библиотеки. Кроме того, лекции Геннадия Карпенко о Федоре Достоевском в рамках работы философской школы «Симпозион» пользовались популярностью у наших читателей. Их можно найти в группе СОУНБ во «ВКонтакте».


19 апреля, 18:30

Лекция 1. «О странной религиозности И.А. Бунина»
«Как смешно преувеличивают люди, принадлежащие к крохотному литературному мирку, его значение для той обыденной жизни, которой живет человеческий мир, справедливо знающий только Библию, Коран, Веды!» – писал Иван Алексеевич Бунин. Для его религиозного сознания характерна такая черта, которую немецкий философ Эрнст Геккель подмечал «у тонко чувствующих людей», называя ее «миксотеизмом», «смешением религиозных представлений различного рода». Данная особенность позволяла писателю сблизить с христианским Богом богов и верховные силы различных религий. Такому Богу можно присваивать любое имя: Дух, Душа, Разум, Дыхание, Атман, Всеединое и т.д. Сущность от этого не изменится: «А называйте, как хотите – Роману, Вишну, Фта… Дух жизни, одним словом».

 

26 апреля, 18:30

Лекция 2. «О странной антропологии И.А. Бунина»

«И древний человек во мне тоскует». По мысли Бунина, «следы» древнего пращура в современном человеке обнаруживаются в виде духовных и психофизических проявлений. С одной стороны, человек Бунина носит в себе «старое сердце», которое наделяет его способностью «помнить» свои прежние существования, «давнопрошедшего себя». Оно – «человеческое сердце, еще помнящее страхи древней жизни, пещерных, свайных дней», – не стареет: «Восемь лет назад я был моложе, но не сердцем, нет, совсем не сердцем». В другом проявлении «следы древнего» проступают в современном человеке как атавистические («зоологические») признаки: тогда на историческую арену выходит или гений, наделенный божественным даром природы, творящий культуру, или злодей по природе своей, несущий зло окружающим и не испытывающий при этом угрызений совести.

 

3 мая, 18:30

Лекция 3. «О странной историософии И.А. Бунина»

Если в конце XVIII века «Письма русского путешественника» (1792) Николая Михайловича Карамзина, закрепляя петровскую традицию, ориентировали читателя на Запад, то Александр Сергеевич Пушкин в «Путешествии в Арзрум» (1829–1835) говорит уже о ценности путешествия на Восток. Бунин же, опираясь на достижения науки своего времени, разрабатывает концепцию путешествия с Востока: прародина человечества находится в Азии (на Цейлоне, в Индии). Именно оттуда «первые люди», обладавшие положительным набором антропологических качеств, стали расселяться в течение тысячелетий по всему свету и нести цивилизацию человечеству. И в этом смысле бунинское понимание истории противопоставлено гегельянским представлениям, в соответствии с которыми «Германский дух есть дух нового мира», а «Распространение индийских элементов является доисторическим» (Гегель).

 

12+

13 апреля 2023.
0
75
0
0
Если вы хотите поставить этой новости "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.