В галерее «Новое пространство» открылся масштабный арт-проект «Маска. Идол. Тотем»

На днях в галерее «Новое пространство» Самарской областной универсальной научной библиотеки торжественно открылся Художественный арт-проект «Маска. Идол. Тотем».

В масштабной экспозиции можно увидеть, как представители трёх поколений художников пытаются осмыслить вечные архетипические образы из тех, что возникли в эпоху формирования первобытных культурных кодов. И вот парадокс: в век искусственного интеллекта и космических технологий тема масок и всего, что с ней связано, становится не просто актуальной, но еще и полностью переосмысливается. И вот творцы, а за ними и современные зрители с огромным интересом вновь и вновь обращаются к истокам и генезису «маски», «идола» и «тотема»… А также к личностям, которых эти маски скрывают, к тем, у кого тысяча лиц.

Гостей вечера поприветствовал руководитель галереи «Новое пространство» Дмитрий Вырыпаев:«Сегодня мы открываем художественный культурологический арт-проект и, наверное, это первая история, в которой участие галереи было незначительным, поскольку у выставки был свой куратор, мы, по сути, предложили лишь несколько полотен в общую экспозицию и помогали технически», – пояснил он и представил самарского художника, педагога, который выступил куратором этого проекта, Алексея Давыдова.

«Для меня временной диапазон работы над этим проектом располагается от натюрморта 1981 года Геннадия Васильевича Тибушкина с масками и идолами, мне он подарил эту работу в 1999-м, с этого момента всё и началось. Другая работа – мастера Евгения Чертыковцева, которую мы видим в центре зала, создавалась буквально в минувшие выходные, она настолько свежая, что очерчивает рубеж, создавая временной котлован, в котором варятся три поколения художников, – от мэтров до совсем еще молодых авторов. К этому проекту, который готовился больше года, многие художники создавали свои картины, в процессе их рождения происходили философские рассуждения на заявленную тему – о масках, идолах и тотемах. Это непростая тема, в ней очень много смыслов», – рассказал куратор.

Алексей Давыдов представил гостям вечера участников масштабного арт-проекта как из Самары, так и из других городов и даже стран – Валентина Пурыгина (Самара), Геннадия Тибушкина (Самара), Евгения Чертыковцева (Самара), Алексея Давыдова (Самара), Ирину Елизарову (Самара), Елену Коваленину (Самара), Галину Петрову (Самара),  Владимира Кожанова (Самара), Марию Китаеву (Самара), Юрия Малыгина (Самара), Марию Пешкову (Самара), Алису Самаринкину (Франция), Дину Терентьеву (Самара), Мариам Галстян (Армения), Валерию Зуб (Москва), Александра Ласикова (Саратов) и Яна Полденя (Белоруссия).

Доцент кафедры «Архитектурно-строительная графика и изобразительное искусство» Самарского государственного технического университета, член Союза художников России и участник выставки Евгений Чертыковцев, обращаясь к залу, привел высказывание французского символиста Гюстава Моро: «Живопись – это страстное молчание». «Как известно, такое молчание приближает к высшей истине, уводит в уединение, где человек становится свободным, ведь только свободный сможет творить, пояснил Евгений Николаевич.Рука художника создает полотна, объемы, цвет, форму. Это рука Вселенной – того пространства, где мы живем».

От Велеса к QR-кодам

Отдельный небольшой зал просторной галереи полностью отдан под работы заслуженного художника РСФСР, можно сказать, самарского классика, Валентина Пурыгина. Это уже по-настоящему музейная история. Известно, что на протяжении всего своего творчества наряду с соцреалистическими высказываниями Валентин Захарович обращался к «богам». Позднее, когда художники получили возможность работать без оглядки на идеологическую цензуру, мифологические и сказочные образы все прочнее обосновываются в его картинах. И вот перед нами предстает знаменитое пурыгинское существо, вероятно, славянский Велес, который словно «вселяется» в творца, наделяя его функциями медиатора, соединяющего реальность с тонкими мирами, скрытыми от глаз обывателей. Впечатляют очень актуальные в конце ХХ века работы Пурыгина, выполненные в технике коллажа с использованием совершенно разной фактуры, – от журнальных вырезок до ткани и пластика.

В центре главной локации – полотна Алексея Давыдова, где помимо ожидаемых «Шамана», «Духа» автор совершенно по-новому трактует важные для культуры ХХ века образы «Сталкера» и «Зоны», однако видение автора отличается от описанного в «Пикнике на обочине» братьями Стругацкими и снятого Андреем Тарковским в киношедевре «Сталкер».  Кроме того, Давыдов эффектно соединяет ключевую тему арт-проекта с недавно пережитой пандемией и с обязательными, как маски, QR-кодами. 

Елена Коваленина-Примака, помимо произведений, представила настоящий атлас, объясняющий ее высказывания, которые то отсылают к мифологическим символам, то словно экзаменуют зрителя на знание культурологии, то заставляют искать параллели в современной мировой литературе.

Как всегда, притягивают мастерством и вкусом керамические скульптуры известной самарцам Алисы Самаринкиной.

Вновь порадовала любителей визуального искусства своей экспрессивной и очень необычной графикой молодой автор из Армении Мариам Галстян. Ее работы вводят в ступор, когда задаешься вопросом: на что это похоже? Возможно, самые тонкие ценители увидят еле заметную рифму со спонтанной графикой знаменитого советского авангардиста Анатолия Зверева, о котором Роберт Фальк пафосно заявил: «…Каждое прикосновение его кисти священно».

Впрочем, эту многогранную экспозицию нужно смотреть, ее не опишешь. Возможно, придется даже приходить несколько раз. Тем более, что в планах организаторов экскурсии, лекции и творческие встречи в рамках художественного культурологического арт-проекта «Маска. Идол. Тотем». Следите за объявлениями в группе галереи «Новое пространство».

Ознакомиться с выставкой можно будет до 21 апреля 2023 года.

 

18+

 

 

21 марта 2023.
0
184
0
0
Если вы хотите поставить этой новости "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.